Тема 2.3 Статистика транспортных средств
(эксплуатационная статистика)
Транспортные средства - часть основных средств,
От численности и состава транспортных средств, их технического состояния и степени использования зависят объем выполненной транспортной работы, сроки доставки грузов и пассажиров.
Основными задачами эксплуатационной статистики являются:
• характеристика фактической численности транспортных средств, их состава, технического состояния и размещения;
• определение показателей, характеризующих работу транспортных средств;
• установление достигнутого уровня использования транспортных средств с выявлением влияния отдельных факторов, определивших уровень показателей использования;
• определение влияния достигнутого уровня использования транспортных средств на конечный результат работы транспортного предприятия.
Транспортные средства железнодорожного транспорта подразделяются на две группы: локомотивы и вагоны. Статистическое изучение численности, объема работы и использования каждой из этих групп имеет специфические особенности, поэтому каждая группа рассматривается отдельно.
Учет численности, состояния и использования локомотивов осуществляют локомотивные депо дороги по типам локомотивов: электровозам, тепловозам, паровозам, электросекциям, автомотрисам.
Инвентарный учет локомотивов ведется в физических единицах, документом учета служит технический паспорт.
При учете наличия локомотивов различают:
а) списочный (инвентарный) парк –
б) наличный парк,
в) парк в распоряжении дороги,
Парк в распоряжении дороги обеспечивает ее перевозочную работу. За правильное и рациональное использование этих локомотивов руководство дороги несет ответственность. Парк в распоряжении дороги подразделяется на:
а) эксплуатируемый - локомотивы, занятые на всех видах работ;
б) неэксплуатируемый - локомотивы, находящиеся в ремонте и его ожидании, ожидающие исключения из инвентарного парка по техническому состоянию, находящиеся в резерве.
Численность парка локомотивов каждой категории — списочного, наличного, находящегося в распоряжении дороги, эксплуатируемого и неэксплуатируемого - характеризуется на определенный момент времени и за отчетный период числом локомотивов в среднем за сутки (с точностью до 0,01 локомотива).
Первичным документом является настольный журнал дежурного по депо, где по каждому локомотиву фиксируется время постановки в эксплуатируемый и неэксплуатируемый парки и время исключения из них. Учет нахождения локомотива в каждой категории ведется в локомотиво-часах.
Среднесуточная численность парка каждой категории (за декаду, месяц, квартал, год) определяется по формуле
где ЛЧ - общее количество локомотиво-часов в данной учетной категории
за отчетный период;
24 - число часов в сутках;
Дк - число календарных суток (дней) в отчетном периоде;
ЛС - общее количество локомотиво-суток в данной учетной категории
за отчетный период ( ЛС = ( ЛЧ):24).
Так, среднесуточная численность парка локомотивов, находящегося в эксплуатации, определяется по формуле
где ЛЧэ - общее количество локомотиво-часов нахождения локомотивов в
эксплуатации;
ЛСэ - общее количество локомотиво-суток нахождения локомотивов в
эксплуатации.
Техническое состояние парка локомотивов характеризуется процентом исправности локомотивного парка ( m):
m=
где ЛЧ ТИ - общее количество технически исправных локомотиво-часов;
ЛЧ РД - общее количество локомотиво-часов в распоряжении дороги;
ЛС ТИ - общее количество технически исправных локомотиво-суток;
ЛС РД - общее количество локомотиво-суток в распоряжении дороги.
Показателями работы локомотивов являются:
а) время работы;
б) пробег;
в) объем выполненной транспортной работы.
Первичным документом для учета работы служит маршрут машиниста.
Время работы локомотивов определяется в локомотиво-часах и включает:
• время движения на перегонах;
• выполнение маневровых и других работ;
• ожидание работы в основном депо и пунктах оборота;
• прохождение технических операций.
Пробег локомотивов учитывается в локомотиво-километрах;
Общий пробег локомотивов (Lо) складывается из двух частей:
• линейного пробега - пробега по перегонам (Lл);
• условного пробега (Lу) – условного пробега на маневровых и других работах, а также нахождение локомотивов в простое в рабочем состоянии (простои на промежуточных станциях, в составе поездов, одиночном следовании, под экипировкой и техническим осмотром на станционных путях).
Lo=LЛ+LУ
Показатели использования локомотивного паркаподразделяются на:
• экстенсивные;
• интенсивные;
• интегральные (обобщающие).
Для характеристики использования локомотивов по времени (экстенсивное использование) и выявления имеющихся резервов строят баланс суточного бюджета времени локомотива эксплуатируемого парка. Форма бюджета представлена в таблице.
Таблица 8 – Структура суточного бюджета времени
Элементы суточного бюджета | Часы | В процентах к итогу |
В движении | 12,80 | 53,3 |
Простой на промежуточных станциях | 3,21 | 13,4 |
Простой на станциях оборота в том числе на станционных путях | 4,05 2,85 | 16,8 11,9 |
Простой на станциях приписки в том числе на станционных путях | 2,75 1,55 | 11,5 6,5 |
Простой на станциях смены локомотивных бригад | 1,19 | 5,0 |
Итого | 24,00 | 100,0 |
Средние суточные затраты по каждому элементу определяются путем деления общих затрат (в локомотиво-часах) на число локомотиво-суток эксплуатируемого парка.
Интенсивные и обобщающие показатели использования локомотивного парка представлены в таблице 9.
Таблица 9 – Показатели использования локомотивов
Наименование показателя | Формула расчёта | Принятые условные обозначения |
Интенсивные показатели использования | ||
Среднесуточный пробег локомотива, км | LЛ – общий линейный пробег локомотивов за отчётный период; ЛСЭ – общее количество локомотиво-суток эксплуатируемого парка за отчётный период. | |
Наименование показателя | Формула расчёта | Принятые условные обозначения |
Процент вспомогательного пробега | LВС- общий вспомогательный пробег за отчётный период. | |
Процент основного пробега | Lr – общий пробег во главе поезда за отчётный период. | |
Средняя техническая скорость движения локомотива, км/ч | ЛЧД – общее количество локомотиво-часов за отчётный период. | |
Коэффициент скорости | КС = | |
Средний вес поезда брутто, т | РБ – общий объём грузооборота брутто за отчётный период, ткм. | |
Средний вес поезда нетто, т | РН – общий объём грузооборота нетто за отчётный период, ткм. | |
Обобщающие показатели использования | ||
Среднесуточная производительность локомотивов, ткм |
ЗАДАЧА 6:
Бюджет времени парка локомотивов отделения дороги за i квартал следующий:
Таблица 10
Месяц | Локомотиво-часы нахождения | ||
В эксплуатируемом парке | В неэксплуатируемом парке | Вне расположения дороги | |
Январь | 12800,3 | 4800,2 | 2232,0 |
Февраль | 14200,5 | 2730,8 | 3136,0 |
Март | 13890,6 | 3210,5 | - |
Итого | 40891,4 | 10741,5 | 5368,0 |
Определите за i квартал среднесуточную численность:
а) наличного парка локомотивов;
б) парка локомотивов, находящегося в эксплуатации;
в) неэксплуатируемого парка;
г) парка локомотивов вне расположения дороги.
РЕШЕНИЕ:
а)
б)
в)
г)
Ответ:
ЗАДАЧА 7:
В таблице 11 приведены отчётные данные о работе локомотивов в грузовом движении (вид тяги – электрическая) за два квартала отчётного года. На их основе требуется определить изменение показателей использования локомотивного парка.
Таблица 11
Показатель | Условное обозначение | Отчётные данные | |
1 квартал | 2 квартал | ||
1. Грузооборот брутто, млн. ткм | 9356,8 | 11491,2 | |
2. Грузооборот нетто, млн. ткм | 6900,0 | 8300,5 | |
3. Локомотиво-часы эксплуатируемого парка: нахождения на перегонах простои на промежуточных станциях простои на станциях приписки, оборота и смены локомотивных бригад | |||
4. Локомотиво-километры, тыс.: во главе поезда вторых локомотивов, работающих по системе многих единиц в двойной тяге в одиночном следовании в подталкивании | 3171,8 122,1 200,0 168,6 52,7 | 3725,0 168,8 243,7 129,2 42,5 |
РЕШЕНИЕ:
Таблица 12
Наименование показателя | Формула расчёта | Численное значение показателя | Изменение, % | |
1 квартал | 2 квартал | |||
Среднесуточный пробег локомотива | ||||
Наименование показателя | Формула расчёта | Численное значение показателя | Изменение, % | |
1 квартал | 2 квартал | |||
Процент вспомогательного пробега | ||||
Процент основного пробега | ||||
Средняя техническая скорость движения локомотива | ||||
Средняя участковая скорость движения локомотива | ||||
Средний вес поезда нетто | ||||
Среднесуточная производительность локомотивов |
При учете численности грузовых вагонов (в физических единицах) различают:
• списочный парк - все вагоны, числящиеся на балансе дороги; однако списочное число вагонов имеет значение только по сети дорог, так как вагоны используются на других дорогах и не связаны с дорогой приписки;
• наличный парк — количество вагонов, которые находятся на дороге на отчетный момент или в отчетном периоде;
• парк в распоряжении дороги, определяемый путем вычитания из наличного парка числа вагонов вне распоряжения дороги (вагоны, сданные в аренду, находящиеся в запасе и на новостроящихся железнодорожных линиях).
Наличие вагонов в распоряжении дороги определяется ежесуточно на начало отчетных суток (балансовым методом или методом непосредственного подсчета).
За отчетный период средняя суточная величина парка в распоряжении дороги определяется по формуле
,
где ВС - общее число вагонно-суток в отчётном периоде, определяемое как
сумма наличия вагонов в распоряжении дороги за каждый день
отчётного периода;
ДК – число календарных суток (дней) в отчётном периоде.
Учёт численности пассажирских вагонов осуществляется депо в физических единицах по родам вагонов. Списочный парк, наличный парк и парк в распоряжении дороги, как правило, между собой не различаются, что объясняется особенностью их эксплуатации.
Показатели использования грузовых вагонов представлены в таблице 13.
Таблица 13 – Показатели использования грузовых вагонов
Наименование показателя | Формула расчёта | Принятые условные обозначения |
Экстенсивные показатели использования | ||
Среднее время оборота вагона, сутки | Для дороги (отделения) – для сети – | ВСЭ – общее количество вагонно-суток эксплуатации за отчётный период; ВП – число погружённых вагонов за отчётный период; Вr – число вагонов, принятых в гружённом состоянии за отчётный период. |
Среднее время нахождения вагона на станции, ч | При номерном учёте вагонов – при безномерном учёте вагонов – | ВЧС – общее количество вагонно-часов простоя на станциях за отчётный период; ВО – общее число отправленных вагонов за отчётный период; ВПР – общее число прибывших с линии вагонов за отчётный период. |
Интенсивные показатели использования | ||
Средний суточный пробег вагона, км | LвО – общий пробег вагонов в гружёном и порожнем состояниях за отчётный период. | |
Средняя динамическая нагрузка, т | Рабочего парка – гружёного вагона – | РН – грузооборот нетто за отчётный период; LвО – общая величина пробега вагонов в гружёном состоянии за отчётный период. |
Процент порожнего пробега | LвП – общая величина пробега вагонов в порожнем состоянии за отчётный период. | |
Процент гружёного пробега | ||
Обобщающие показатели использования | ||
Среднесуточная производительность вагона, ткм |
ЗАДАЧА 8: за два месяца по парку грузовых вагонов имеются данные, представленные в таблице 14.
Таблица 14
Показатель | Март | Апрель |
Рабочий парк вагонов, вагонно-сутки, тыс. | ||
Средняя динамическая нагрузка гружёного вагона, т | 20,0 | 25,0 |
Процент порожнего пробега | 25,0 | 20,0 |
Среднесуточная производительность вагона, ткм |
Определите: в целом за два месяца:
а) среднесуточную производительность вагона;
б) среднесуточный пробег;
в) среднюю динамическую нагрузку рабочего и гружёного парка;
г) процент порожнего пробега.
РЕШЕНИЕ:
а)
б)
в)
г)
Ответ: