Обязанности должностных лиц при подготовке и проведении учебных занятий
1.5.1. Подготовка учебных занятий представляет собой изучение ряда правил, вытекающих из принципов и логики процесса обучения. Она предусматривает: личную подготовку руководителя занятия; выбор места проведения занятия; подготовку учебной материально-технической базы; определение состава помощников руководителя занятия, инструкторов, показчиков, а также состава расчетов, обеспечивающих занятие и страховку обучаемых.
1.5.2. В личную подготовку руководителя входят следующие этапы:
тщательное изучение содержания учебных вопросов программы, тематического плана и расписания занятия;
подбор и изучение необходимых руководств и пособий;
определение цели и задачи учебного занятия;
подготовка содержания учебного материала (расчет учебного времени, определение объема учебных вопросов, количества пожарной техники, материально-технических средств, средств страховки и др.);
выбор наиболее эффективного сочетания методов и приемов обучения;
определение структуры занятия, соответствующей целям, задачам и методам обучения;
уточнение уровня физической и специальной подготовки личного состава, соответствующего данному этапу обучения;
определение последовательности прохождения учебных мест и рассмотрение нагрузки (учебной и физической) на каждого обучаемого, оценка ее целесообразности;
определение мер безопасности при проведении занятия в целом и на каждом учебном месте;
определение состава помощников руководителя занятия, показчиков, а также состава расчетов, обеспечивающих занятие и страховку;
определение перечня мероприятий по подготовке помощников руководителя занятия, привлекаемых к занятиям специалистов;
решение других организационных вопросов, вытекающих из целей пожарно-строевой подготовки и функций территориальных органов и подразделений пожарной охраны.
Все перечисленные мероприятия отражаются в разрабатываемом руководителем занятия учебно-методическом документе, который представляет собой оформленный и утвержденный план проведения занятия.
1.5.3.При проведении занятия руководителю неоходимо:
обеспечить в ходе занятия решение всех учебных задач;
следить за точным выполнением требований настоящих Рекомендаций и не допускать изменений условий и порядка выполнения упражнений в сторону упрощения;
обладать высокой личной физической и специальной подготовкой;
создавать при обучении условия, приближенные к реальной обстановке;
напоминать обучаемым перед каждым занятием о необходимости строгого соблюдения мер безопасности при выполнении упражнений, не допускать переутомления личного состава.
1.5.4. В первой части плана проведения занятия излагаются тема, учебные цели и задачи учебно-тренировочного занятия, дается перечень учебных вопросов, указываются время и место проведения, состав подразделения (обучаемых) и форма одежды, дается перечень руководств и пособий, приводится расчет материального обеспечения (материальные средства каждый раз определяются потребностями того или иного занятия).
Во второй части плана раскрывается ход занятия с обозначением его этапов: вводная, подготовительная, основная и заключительная части.
Во вводной части раскрываются методы и методические приемы:
построения группы, расчета, приема рапорта;
проверки готовности учебной группы и состояния мест проведения занятия;
доведения до обучаемых содержания целей, задач, учебных вопросов занятия и очередности их изучения;
проверки знания вопросов темы, уставных положений, правил охраны труда, умения работать с пожарной техникой.
Структура подготовительной части плана проведения занятия предусматривает упорядоченное описание общеразвивающих физических и специальных упражнений, обеспечивающих повышение работоспособности обучаемых, подготовку их двигательного аппарата к работе в основной части занятия, развитие и усовершенствование таких качеств, как быстрота, ловкость, сила, гибкость, решительность и др. Специальные упражнения выполняются после физических.
Комплекс физических и специальных упражнений записывается по форме, указанной в табл.1.
Таблица 1
Номер упражнения | Описание упражнения в терминологии | Дозировка | Назначение упражнения (воздействие) | Методические указания (на что обратить внимание) |
Примечание: При описании эстафет, игр заполняются графы в части, их касающейся.
Структура основной части плана проведения занятия предусматривает упорядоченное описание учебных вопросов (специальных упражнений с пожарной техникой) и действий руководителя занятия по достижению целей занятия и решению учебных задач.
Основная часть записывается но форме, указанной в табл. 2.
Таблица 2
Основные элементы занятия, учебные вопросы и время на их отработку | Действия руководителя занятия и помощника |
Примечание. Схемы изучаемых упражнений выполняются, при необходимости, в виде приложения к плану проведения занятия.
В разделе "Действия руководителя и помощника" отражаются формы организации обучаемых (индивидуальная, поточная, фронтальная, групповая, круговая, поточно-круговая, интервально-круговая), методические приемы и методы обучения (тренировки), требования к соблюдению правил охраны труда, команды и другие вопросы, которые необходимо довести до сведения обучаемых, порядок использования помощников (командиров отделений), перечень вопросов для проверки, последовательность выполнения приемов и способов работы с пожарной техникой, использования схем, рисунков, таблиц, фильмов (диапозитивов) и технических средств обучения, порядок смены мест занятий и т. п.
В заключительной части отражаются содержание и последовательность разбора занятия, подведения итогов, приведения учебных объектов (мест занятия) в исходное состояние. Планируется как частный (по отдельным учебным вопросам), так и общий (по всему занятию) разбор.
Примерный план-конспект проведения занятий по пожарно-строевой подготовке показан в приложении 1 данных Рекомендаций.