Принятие решений на охрану правопорядка на улицах, объектах транспорта и в других общественных местах
35. На конкретные сутки в соответствии с планом единой
дислокации оформляется решением начальника органа внутренних дел,
занесенным в постовую ведомость.
В решении определяется расчет сил и средств, расстановка нарядов подразделения ППСМ, задействованных на обеспечение правопорядка.
36. На период выполнения конкретной задачи оформляется
приказом, специальным планом обеспечения правопорядка, планом
расстановки личного состава ППСМ.
37. Основу деятельности подразделений ППСМ составляет
организация и несение патрульно-постовой службы на улицах, объектах
транспорта и в других общественных местах.
38. При принятии решения по организации патрульно-постовой
службы учитываются:
38.1. Географические, социально-экономические особенности
региона (города, района), численность, состав и движение коренного
населения, приток иногородних и иностранных граждан и лиц без
гражданства, характеристики улиц, места размещения и режим работы
предприятий, организаций и учреждений, расположение объектов особой
важности, жизнеобеспечения, разрешительной системы, банков,
специальных учреждений органов внутренних дел.
38.2. Плотность пассажиропотока на объектах метрополитена,
железнодорожного, воздушного и водного транспорта с учётом сезонности
(времени года).
38.3. Количество, уровень, динамика и структура преступности,
административных правонарушений, совершаемых на улицах, объектах
транспорта и в других общественных местах с учетом времени года, суток
и метеорологических условий.
38.4. Расстановка нарядов ППСМ и ее соответствие, реально
складывающейся оперативной обстановке, система установленных
технических средств (видеонаблюдения и «гражданин-милиция») на
улицах, объектах транспорта и в других общественных местах.
4 Далее - «подразделения ООП».
38.5. Результаты работы нарядов, подразделений, участвующих в патрульно-постовой службе, а также обеспеченность личного состава вооружением, средствами связи, патрульным транспортом и их использование.
39. Источниками информации при изучении оперативной обстановки
являются:
39.1. Статистическая отчетность, аналитические материалы,
оперативные и рабочие карты (схемы) и другие документы, отражающие
состояние обеспечения общественного порядка и борьбы с преступностью,
ориентировки о совершенных преступлениях и розыске преступников.
39.2. Оперативные данные, сведения, поступающие от сотрудников
подразделений милиции.
39.3. Доклады нарядов ППСМ и других нарядов комплексных сил.
39.4. Сообщения органов внутренних дел и других
правоохранительных органов, воинских частей внутренних войск МВД
России, подразделений и воинских частей Вооруженных Сил Российской
Федерации.
39.5. Сообщения федеральных органов государственной власти,
органов государственной власти субъектов Российской Федерации,
органов местного самоуправления, государственных учреждений,
общественных объединений и организаций,
39.6. Заявления граждан.
39.7. Сообщения средств массовой информации.
39.8. Сведения, полученные по техническим каналам связи от систем
видеонаблюдения, мониторинговых систем и другие.
40. Сотрудники подразделений ППСМ при выполнении своих
обязанностей в установленном порядке имеют право доступа к
информации, содержащейся в учётах информационных центров МВД,
ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации, УВДТ, ОВДРО.
41. Перед принятием решения о заступлении на службу начальник
горрайлиноргана внутренних дел и его заместитель — начальник МОБ,
командир подразделения ППСМ в необходимых случаях проводят
рекогносцировку на местности с участием своих заместителей,
руководителей, командиров подчиненных и приданных подразделений,
воинских частей внутренних войск МВД России. Во время
рекогносцировки уточняется расчет и расстановка сил и средств,
определяется расположение постов, маршрутов патрулирования, виды и
состав нарядов, порядок и время несения службы, их особые обязанности,
численность, размещение и задачи резерва.
42. Проведение рекогносцировки и оформление картографического
решения являются обязательными при выработке мер по обеспечению
правопорядка во время массовых мероприятий, при обеспечении
безопасности передвижения объектов государственной охраны,
упреждении и предотвращении террористических актов, стихийных
бедствий, крупных производственных аварий и катастроф, эпидемий, эпизоотии, а также в целях ликвидации групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков.
43. В решении по организации патрульно-постовой службы на
последующие сутки предусматриваются:
43.1. Общая задача горрайлиноргана внутренних дел, подразделения
ППСМ, исходя из сложившейся оперативной обстановки.
43.2. Обязательные нормы выставления сотрудников и выделения
технических средств.
43.3. Состав, расстановка и задачи нарядов ППСМ, особенности
несения службы, организация взаимодействия между ними, а также
взаимодействия нарядов ППСМ с участковыми уполномоченными
милиции, другими сотрудниками милиции, представителями
общественных формирований правоохранительной направленности,
частных охранных предприятий1.
43.4. Возможность и формы маневра силами и средствами при
изменении оперативной обстановки.
43.5. Система связи с нарядами, сроки представления информации,
сигналы и условные знаки.
43.6. Порядок контроля за несением патрульно-постовой службы.
44. Несение службы в течение дежурной смены может
осуществляться на одном или нескольких маршрутах (постах), при этом
патрульному (постовому) выдаются соответствующие карточки.
Виды нарядов, нормы ежесуточного выставления сотрудников ППСМ и общие обязанности несения службы на маршруте (посту)
45. Виды нарядов и их состав определяются исходя из особенностей
территории и сложившейся оперативной обстановки.
46. Посты выставляются в тех местах, где круглосуточно или в
течение установленного периода времени требуется непрерывное
присутствие сотрудников милиции.
47. Патрули применяются в случаях, когда постоянное нахождение
постов в определенных пунктах не вызывается необходимостью.
48. Время выставления нарядов и продолжительность несения
службы устанавливаются с таким расчетом, чтобы наряды ППСМ
увеличивались в часы суток и в местах, где имеется наибольшая
вероятность совершения преступлений и административных
правонарушений.
49. Обязательные нормы ежесуточного выставления нарядов
подразделения ППСМ и выделение автотранспорта для несения патрульно-
постовой службы на улицах, объектах транспорта и в других
общественных местах, определяются в каждом горрайлиноргане
внутренних дел с учетом максимального использования сил и средств в
Далее-«ЧОП».
охране общественного порядка, борьбе с преступностью, штатной численности сотрудников ППСМ и коэффициента потребности сотрудников, который составляет 2,39 ед. для маршрутов (постов), закрываемых по 8 час. в сутки. Если маршруты (посты) закрываются более 8 час., то на каждый час коэффициент увеличивается на 0,29 ед.
50. При расчете обязательных норм не учитывается численность
личного состава подразделения ППСМ выполняющего функции
руководства, управления и контроля, кадрово-воспитательной работы,
делопроизводства, материально-технического и финансового обеспечения.
51. Начальник горрайлиноргана внутренних дел, ОВДРО, его
заместитель - начальник МОБ, командир подразделения ППСМ лично
отвечают за выполнение обязательных норм выставления патрульно-
постовых нарядов.
52. Начальник горрайлиноргана внутренних дел, ОВДРО с учетом
оперативной обстановки ежедневно до 18:00 принимает решение на
организацию патрульно-постовой службы на последующие сутки, в
котором определяет расчет сил и средств, расстановку нарядов по сменам.
53. Назначение сотрудника подразделения ППСМ в наряд
производится с учетом состояния здоровья и физического развития,
возраста, опыта работы и других индивидуальных особенностей, которые
наиболее полно соответствуют условиям несения службы и обстановке на
том или ином маршруте, посту.
54. Патруль закрепляется за двумя - тремя маршрутами (постами) и
без крайней необходимости на другие участки не назначается.
55. Запрещается назначать для самостоятельного несения службы и
вооружать милиционеров, не прошедших первоначальной подготовки и не
принявших присяги.
56. Патрульный (постовой) несет службу на порученном маршруте
(посту) согласно решении, утвержденному начальником горрайлиноргана
внутренних дел.
57. Патрульный подчиняется начальнику горрайлиноргана
внутренних дел, ОВДРО, его заместителю - начальнику МОБ, командиру
подразделения ППСМ и его заместителям, оперативному дежурному
горрайлиноргана внутренних дел, инспектору-дежурному ППСМ. Только
эти лица имеют право давать ему указания о проведении каких-либо
действий в интересах обеспечения правопорядка, снять его с маршрута
(поста) или изменить место несения службы.
58. Во время несения службы патрульный (постовой) дисциплинарным взысканиям не подвергается.
59. Сотрудники ППСМ несут службу в установленной форменной
одежде. При решении специальных задач им может быть разрешено
несение службы в гражданской одежде.
60. Режим работы ППСМ определяется распорядком дня и графиком,
в котором указываются дни и часы (смены) несения службы каждым
сотрудником подразделения ППСМ и его выходные дни.
61. Распорядок дня и график работы утверждает командир ППСМ.
62. Служебное время при несении службы определяется
нахождением нарядов в оперативном подчинении дежурного по
горрайлиноргану внутренних дел, подразделению или иных должностных
лиц, осуществляющих руководство службой (с начала инструктажа до
поступления команды об окончании службы). Время инструктажей,
боевой, служебной и физической подготовки, служебных совещаний,
учебных занятий включается в график работы как рабочее время.
63. Для сотрудников ППСМ устанавливается общая
продолжительность рабочего времени не более 40 часов в неделю,
выходные дни предоставляются по графику.
64. Продолжительность непрерывного несения службы нарядами
ППСМ на внешних постах и маршрутах при температуре воздуха -20
градусов и ниже (в случае отсутствия утепленного укрытия), а также при
температуре +35 градусов и выше не должна превышать 2-х часов. В этих
случаях организуется подмена нарядов.
65. Сотрудники подразделений ППСМ, заступающие на службу
должны знать:
65.1 Оперативную обстановку и особенности маршрута (поста).
65.2. Дислокацию ближайших нарядов ППСМ, местонахождение представителей общественных формирований правоохранительной направленности, ЧОП и систему связи с ними.
65.3 Приметы лиц, транспортных средств и иного имущества, объявленных в розыск.
65.4. Места наиболее вероятного совершения преступлений.
65.5. Лиц, освобожденных из мест лишения свободы, а также лиц,
условно осужденных и освобожденных условно-досрочно, проживающих в
районе патрулирования.
65.6. Месторасположение в районе поста (маршрута) особо важных
объектов и объектов жизнеобеспечения, органов государственной власти,
правоохранительных органов, подразделений пожарной охраны,
общежитий, предприятий, организаций и учреждений, спортивных и
культурно-зрелищных объектов, предприятий общественного питания,
торговли, здравоохранения и режим их работы, остановок общественного
транспорта.
65.7. Расположение прилегающих к маршруту (посту) улиц,
переулков, площадей, проходных дворов.
66. Заступающий наряд, прибыв к месту несения службы, в
зависимости от конкретных условий маршрута патрулирования (поста) и в
соответствии с полученными на инструктаже указаниями докладывает
оперативному дежурному о своем прибытии и обстановке в районе
несения службы либо делает это после обхода маршрута (территории
поста).
1 Статья 20 Закона Российской Федерации «О милиции».
67. Смена нарядов производится на маршруте (посту) в заранее
установленном месте.
Заступающий наряд представляется сменяемому (например: «Товарищ сержант милиции. Старший сержант милиции Петров прибыл для смены», «Товарищ старшина милиции. Патруль в составе старшины милиции Егорова и сержанта милиции Леонова прибыл для смены»).
Сменяемый наряд сообщает заступающему об имевших место за время несения службы происшествиях и о полученных распоряжениях. Они совместно обходят маршрут (территорию поста).
68. О приеме-сдаче маршрута (поста) принимающий делает запись в
служебной книжке сдающего и докладывает оперативному дежурному.
В случае неприбытия смены в установленное время наряд докладывает об этом оперативному дежурному и только с его разрешения может оставить маршрут (пост).
69. Место несения службы и порядок передвижения пешего
патрульного (постового) по территории маршрута (поста) определяется
карточкой маршрута (поста), а также исходя из поставленных задач,
особенностей маршрута (поста), сложившейся обстановки, времени года,
суток и указаний старших начальников.
70. Патрульные парного пешего патруля при необходимости несут
службу отдельно, но в пределах видимости и слышимости.
71. Наряды ППСМ должны фиксировать изменения обстановки и на
основе этого избирать наиболее целесообразную тактику несения службы.
72. Во время службы наряды должны обращать особое внимание на:
72.1. Лиц, часто появляющихся у объектов, где хранятся либо
находятся в обращении материальные ценности, банковских учреждений,
торговых предприятий, складов, баз, и проявляющих интерес к состоянию
окон, дверей, запоров, ограждений, режима работы и организации охраны.
72.2. Лиц, которые проявляют подозрительную настороженность и
беспокойство, одетых не по сезону или в одежду, не соответствующую
росту и комплекции, а также имеющих повязки и травмы.
72.3. Группы лиц, в том числе молодежи, собирающиеся в скверах,
парках, дворах, подъездах домов и других местах, не допуская при этом
необоснованных действий, могущих привести к возникновению
конфликтных ситуаций.
72.4. Лиц, занимающихся бродяжничеством и попрошайничеством.
72.5. Безнадзорных детей и детей, играющих в опасных местах.
72.6 .Места возможного появления правонарушителей.
72.7. Целостность дверей, витрин и окон магазинов и других
учреждений, где хранятся либо находятся в обращении материальные
ценности.
72.8. Подозрительные шумы, появление огня или дыма в зданиях и
на объектах.
72.9. Подозрительные предметы, могущие представлять опасность.
73. Во время несения службы наряды ППСМ обязаны проявлять
бдительность и принимать меры предосторожности, исключающие
возможность внезапного нападения.
74. В ночное время наряд должен передвигаться по территории на
некотором расстоянии от домов и других сооружений, выдерживать по
возможности необходимую дистанцию по отношению к гражданам и
никого не оставлять позади себя, приближаться к человеку, как правило, со
стороны источника освещения.
При приближении человека к наряду сзади, в условиях темноты, в малолюдных местах, необходимо отойти в сторону, остановиться, пропустить его или изменить направление движения и пойти навстречу.
75. Для взаимодействия или получения помощи от соседних нарядов,
других сотрудников органов внутренних дел патрульный или постовой
использует все виды связи или подает сигналы свистком:
75.1. «Задерживай» - один продолжительный сигнал.
75.2. «На помощь, ко мне» - два коротких сигнала.
При необходимости сигналы повторяются. Для производства предупредительного выстрела, подачи сигналов тревоги или для вызова помощи сотрудник милиции может использовать табельное оружие путем выстрела вверх.
76. Патрульный (постовой), услышав сигналы, обязан при сигнале
«Задерживай» усилить внимание и принять меры к обнаружению и
задержанию лиц, пытающихся уйти от преследования, а при сигнале «На
помощь, ко мне» — ответить одним коротким сигналом и немедленно
направиться к месту вызова для оказания помощи.
77. Наряд обязан нести службу на маршруте (посту) безотлучно в
течение установленного времени.
78. Наряд ППСМ может временно оставить маршрут (пост) по
указанию или с разрешения начальника горрайлиноргана внутренних дел,
ОВДРО, его заместителей, оперативного дежурного горрайлиноргана
внутренних дел, ОВДРО, инспектора-дежурного подразделения ППСМ
для:
78.1. Предупреждения и пресечения преступления- или
административного правонарушения.
78.2. Преследования скрывающихся преступников.
78.3. Доставления в органы внутренних дел правонарушителей.
78.4. Оказания помощи лицам, находящимся на улицах, объектах
транспорта и в других общественных местах в беспомощном или опасном
для их жизни и здоровья состоянии.
78.5. Принятия мер к ликвидации пожара или иного чрезвычайного
происшествия, могущего иметь общественно опасные последствия.
78.6. Охраны места происшествия.
78.7. Получения неотложной медицинской помощи.
1 Статья 15 Закона Российской Федерации «О милиции».
78.8. Оказания содействия в выполнении служебных обязанностей другим нарядам милиции, представителям правоохранительных органов.
79. Об оставлении маршрута (поста) наряд ППСМ незамедлительно
докладывает оперативному дежурному по горрайлиноргану внутренних
дел.
80. Во время несения службы наряду ППСМ запрещается:
80.1. Передавать и предъявлять кому бы то ни было оружие, за
исключением лиц, которым он подчинен.
80.2. Спать, отвлекаться от службы.
80.3. Нарушать правила радиообмена, вести неслужебные разговоры
по телефону.
80.4. Заходить без служебной необходимости в жилые дома,
столовые, магазины, клубы, рестораны и другие помещения.
80.5. Оставлять маршрут (пост), кроме случаев, указанных в пункте
78 настоящего Устава.
81. Порядок несения службы нарядами ППСМ в период проведения
массовых мероприятий и при возникновении чрезвычайных обстоятельств
определяется приказами начальника горрайлиноргана внутренних дел и
МВД России.