Фоноскопическая экспертиза
Фоноскопическая экспертиза проводится в целях: установления личности говорящего по признакам голоса и речи, записанной на фонограмме, выявления признаков монтажа и иных изменений, привнесенных в фонограмму в процессе или после окончания звукозаписи, определения условий, обстоятельств, средств и материалов звукозаписи, а также иных фактов по фонограммам, имеющим доказательственное значение при расследовании уголовных дел.
Задачи, составляющие предмет фоноскопической экспертизы носят идентификационный и диагностический характер и решаются на основе комплекса специальных познаний в радиотехнических, физико-математических, информационных и лингвистических технологиях. К идентификационным задачам относится, например, идентификация человека по голосу и речи, идентификация устройства, на котором производилась запись представленной фонограммы. К диагностическим - установление свойств источников звуков по записанным на фонограмме акустическим сигналам.
Объектами фоноскопической экспертизы являются фонодокументы и фонограммы, приобщенные к материалам уголовного дела в качестве вещественных доказательств. Фонограммы могут быть зафиксированы в аналоговой форме на магнитной ленте, кассете, микрокассете, видеокассете, катушке, либо в цифровой форме на магнитном или электронном носителе.
В настоящее время производство фоноскопических экспертиз в полном объеме организовано в 46 экспертно-криминалистических подразделениях МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации. Наиболее сложные фоноскопические экспертизы, а также повторные и требующие разработки новых уникальных методик проводятся в отделе фоноскопических экспертиз ГУ ЭКЦ МВД России. Сроки производства фоноскопических экспертиз зависят от количества представляемых объектов, сложности и объема, поставленных перед экспертами задач и согласовываются при поступлении всех материалов на экспертизу с ее инициатором.
Вопросы, решаемые фоноскопической экспертизой:
1. Имеется ли на фонограмме (указывается местонахождение подлежащей исследованию фонограммы на представляемом носителе в виде временных рамок, либо указываются начальная и конечная фразы исследуемой фонограммы) голос и речь подозреваемого (указывается фамилия и инициалы), чьи образцы представлены на кассете (описывается тип носителя записи). Если имеется, то какие реплики, слова или фразы им произнесены?
2. Одним или разными лицами произнесены реплики, обозначенные в тексте стенограммы как (указывается форма условного обозначения) на фонограммах 1 и 2 и т.д.?
3. Сколько лиц принимало участие в разговоре, записанном на фонограмме на (указывается местонахождение и описывается тип носителя звукозаписи)?
4. Установить дословное содержание разговора, записанного на фонограмме на (указывается тип носителя звукозаписи и описывается местонахождение фонограммы, указываются словесные границы фонограммы).
5. Произвести перезапись представленной фонограммы с очисткой от шумов и помех.
6. Имеются ли на фонограмме признаки монтажа или иных изменений, привнесенных в процессе или после производства звукозаписи?
7. Является ли представленная фонограмма копией фонограммы, записанной на (указывается местонахождение и тип носителя)?
8. Была ли представленная фонограмма изготовлена с помощью представленного магнитофона (указывается тип записывающего устройства)?
9. Установить номер телефона, набор которого акустически зафиксирован на представленной фонограмме.
Указанный перечень вопросов не является исчерпывающим. При назначении фоноскопической экспертизы по конкретному уголовному делу могут быть сформулированы и другие вопросы, способствующие установлению фактов и обстоятельств, имеющих доказательственное значение. Поэтому, желательно, до вынесения постановления о назначении фоноскопической экспертизы получить квалифицированную консультацию сведущих лиц в экспертно-криминалистическом подразделении органов внутренних дел.
Объекты, представляемые на фоноскопическую экспертизу, должны быть надлежащим образом упакованы и опечатаны, исключающем их размагничивание в процессе транспортировки. В постановлении о назначении фоноскопической экспертизы, в обязательном порядке, должны быть воспроизведены из материалов уголовного дела и описаны технические средства, материалы и условия проведения звукозаписи, четко указаны границы и местонахождение на представляемом носителе каждой подлежащей исследованию фонограммы (с указанием начальных и конечных слов разговора или иных маркеров, показателей счетчика магнитофона, таймера и т.п.).
Для того, чтобы дать ответ на вопросы 6, 7, 8 и 9, эксперту необходимо предоставлять аппаратуру, на которой была произведена запись
Для решения задачи идентификации лица по голосу и речи в распоряжение эксперта необходимо предоставить сравнительные образцы (экспериментальные или свободные) голоса и речи подозреваемого лица.
Экспериментальные образцы голоса и речи отбираются в порядке статьи 202 УПК России.
Свободные образцы голоса и речи подозреваемого, которые по времени и характеру не связаны с назначением и производством фоноскопической экспертизы, изымаются в порядке статьи 189 УПК России. Свободными образцами речи являются звукозаписи различных конференций, интервью, публичных выступлений по радио и телевидению, фонограммы личного характера и т.д.
В качестве условно свободных образцов голоса и речи могут быть представлены фонограммы допросов, очных ставок и иных следственных действий, в ходе которых применяется звукозапись в порядке, установленном процессуальным законом.
Основное требование, предъявляемое к фонограммам, представляемым в качестве сравнительных образцов, – несомненность их происхождения от подозреваемого лица, хорошее качество и представительность, как по объему, так и по характеру речевого материала (чтение текста не допускается). Сравнительные образцы голоса и речи должны быть по длительности не менее 10–15 минут, записаны на аппаратуре не ниже первого класса, быть сопоставимыми со спорной.