Определение тормозной динамики транспортного средства
Экспериментальное торможение ТС проводится с целью:
а) определения или уточнения величины тормозного пути или замедления ТС в конкретной обстановке при определенной начальной скорости движения. По величине тормозного пути или замедления ТС, полученной в результате эксперимента, можно вычислить коэффициент сцепления дорожного покрытия на месте ДТП.
б) определения показателей эффективности торможения и устойчивости автотранспортного средства при торможении, на основании которых оценивается техническое состояние его тормозной системы;
Показателями эффективности торможения рабочей тормозной системы являются значения тормозного пути (Sт) и установившегося замедления (j). Нормативные (допустимые) значения Sт и j приведены в приложении 1 к Правилам дорожного движения.
Согласно ГОСТ 25478-91 ”Автотранспортные средства. Требования к техническому состоянию по условиям безопасности движения. Методы проверки”, показателем устойчивости ТС при торможении в процессе дорожных испытаний является значение линейного отклонения ТС. При торможении рабочей тормозной системой с начальной скоростью движения 40 км/ч линейное отклонение ТС должно быть не более:
1,25 м - для ТС, габаритная длина и ширина которых равны или менее соответственно 5 м и 2 м;
1,5 м - для ТС, габаритная длина которых более 5 м или габаритная ширина которых более 2 м, но не превышает 2,5 м;
1,75 м - для ТС, габаритная ширина которых более 2,5 м, но не превышает 3 м.
Условия проведения испытаний по определению показателей эффективности торможения и устойчивости автотранспортного средства при торможении рабочей тормозной системой должны соответствовать требованиям ГОСТ 25478-91:
во время испытаний проводят не менее двух измерений определяемых параметров;
- ТС подвергают испытаниям при полной массе или в снаряженном состоянии с учетом массы водителя и одного пассажира (испытателя) при "холодных" тормозных механизмах;
- шины ТС, проходящего проверку должны быть чистыми и сухими;
- испытания проводят с отсоединенным от трансмиссии двигателем, а также отключенных приводах дополнительных ведущих мостов и разблокированных трансмиссионных дифференциалах, если это предусмотрено конструкцией ТС;
- испытания проводят на прямой, ровной, горизонтальной, сухой дороге с цементо- или асфальтобетонным покрытием, не имеющим на поверхности масла, сыпучих и других материалов при начальной скорости торможения 40 км/ч - для легковых автомобилей, автобусов и автопоездов и 30 км/ч - для мотоциклов и мопедов;
- при проведении испытаний торможением рабочей тормозной системой осуществляют в режиме экстренного, полного торможения при однократном воздействии на орган управления;
- в процессе торможения не допускается корректировка траектории движения ТС (если этого не требует обеспечение безопасности испытаний);
- погрешность измерений не должна превышать при определении: тормозного пути - 5%; линейного отклонения - 5%; начальной скорости торможения - 1,5 км/ч; установившегося замедления - 4%.
Тормозной путь ТС - расстояние, которое преодолевает ТС с момента нажатия на тормозную педаль до полной остановки. В связи с этим, точность измерений тормозного пути ТС в значительной степени зависит от точности определения начальной точки отсчета, т.е. фиксации на проезжей части начала тормозного пути. Для этого применяется ряд методов. Один из них заключается в том, что сбоку в месте ожидаемого начала торможения располагается наблюдатель и в тот момент, когда исследуемое ТС поравняется с наблюдателем, водитель должен резко и с максимальным усилием нажать на педаль тормоза, сохраняя это усилие постоянным до полной остановки ТС.
Большую точность измерений тормозного пути обеспечивает ТС, оборудованное специальным приспособлением, связанным с педалью, которое при нажатии на педаль образует отметку на проезжей части, положение которой фиксирует начало тормозного пути.
При испытаниях должно использоваться транспортное средство с протарированным спидометром (следовательно необходима проверка точности спидометра). Если используется транспортное средство с непротарированным спидометром, то можно применить следующий способ контроля за скоростью: приближаясь к месту торможения, следовать на неизменной дистанции за транспортным средством с протарированным спидометром.
Замедление ТС при экстренном торможении определяется с помощью специального прибора - деселерометра. При этом необходима большая практика экспериментатора, чтобы с помощью этого прибора достичь требуемой точности. Испытания могут проводится на ТС без протарированного спидометра, отпадает также необходимость в определении точки начала тормозного пути.
При проведении эксперимента всегда должны предусматриваться меры безопасности. Как правило, предварительно они должны быть всесторонне обсуждены со специалистами. Не допустимо проведение опытов, которые могут повлечь занос, опрокидывание ТС, столкновение с препятствием и т.д. Следует всегда исходить из того, что в эксперименте не должна воспроизводится аварийная обстановка происшествия, когда процессы и события развиваются сами по себе и не поддаются контролю со стороны человека.