Смена направления движения на перегоне
При условии полного освобождения перегона имеется возможность смены направления движения. Под полным освобождением подразумевается отсутствие занятых или ложно свободных РЦ, заблокированных запрещающих показаний на проходных светофорах, установленного маршрута отправления или изъятого ключа-жезла.
На однопутном перегоне смена направления осуществляется дежурным по станции приёма нажатием кнопки смены направления. На двухпутном перегоне смена направления производится с помощью двух дежурных по станции (приёма и отправления) нажатием кнопок смены направления и дачи согласия. Смена направления движения может осуществляться и диспетчером при дистанционном управлении.
При занятости перегона или заблокированном запрещающем сигнале проходного светофора смена направления движения может осуществляться с помощью вспомогательного режима только с участием двух дежурных по станциям, ограничивающим перегон, или поездного диспетчера. Вспомогательный режим смены направления реализуется путём нажатия соответствующих кнопок или регистрируемой командой ДЦ при дистанционном управлении. При вспомогательном режиме смены направления снимаются (разблокируются) запрещающие показания проходных светофоров, если они ограждают свободные рельсовые цепи.
Устройства системы диагностируются непрерывно всеми микропроцессорными блоками посредством самотестирования во время выполнения технологических циклов и тестирования каналов связи и линий ввода-вывода в процессе работы. Диагностическая информация собирается и архивируется в АРМ ШН, что позволяет проводить анализ работы системы и каждого блока в отдельности в любой момент времени как при отсутствии нарушений в работе системы, так и при возникновении каких-либо отказов и сбоев. Сообщения о возникновении отказов в аппаратуре системы выводятся на АРМ ДСП, АРМ ШН и передаются в дистанцию по каналу ДК для учета и анализа.
Глава 3. Системы автоблокировки с децентрализованным размещением аппаратуры
Кодовая электронная блокировка КЭБ-1
Основные положения
Наиболее распространенной системой интервального регулирования движения поездов является автоблокировка числового кода АБК, построенная на релейно-контактной элементной базе. Основными недостатками АБК являются низкая надежность и ограниченные функциональные возможности. Периодичность обслуживания некоторых типов реле АБК, работающих в динамическом режиме, составляет 6 месяцев, низка надежность конденсаторов К50, используемых при дешифрации кода. В настоящее время в эксплуатации находится большое количество устройств АБК, выработавших ресурс и нуждающихся в замене.
Необходимость сокращения расходов на техническое обслуживание и повышение надежности работы устройств, возрастающие требования по обеспечению безопасности движения поездов обусловили создание новых систем интервального регулирования движения поездов. Институт ГТСС разработал новую систему кодовой электронной блокировки КЭБ-1. Электронная элементная база позволила найти более эффективные технические решения, расширить функциональные возможности автоблокировки.
Система КЭБ-1 применяется для интервального регулирования движения поездов на участках с автономной и электрической тягой постоянного и переменного тока. Она предназначена для реконструкции числовой кодовой автоблокировки путем замены в сигнальных установках и, частично, на станциях электромеханических устройств, работающих в импульсном режиме, на электронные с сохранением ординат сигналов и существующих кодовых рельсовых цепей.
Основными элементами КЭБ-1 являются генератор кодов ГК-КЭБ и приемник-дешифратор ПД-КЭБ. Генератор кодов ГК-КЭБ вырабатывает кодовые сигналы и заменяет одновременно весь тракт передачи: КПТШ, ТШ-65 (2 шт.) или БКТ (2 шт.). Приемник-дешифратор ПД-КЭБ обеспечивает прием и дешифрацию кодовых сигналов рельсовых цепей и заменяет одновременно весь тракт приема: импульсное реле И, реле ОИ, блоки дешифраторной ячейки БИ-ДА, БС-ДА, БК-ДА.
Аппаратура КЭБ-1 разработана на микропроцессорной элементной базе, что позволило расширить ее функциональные возможности. В схемах КЭБ-1 применена технология толстопленочных микросборок, с помощью которых была повышена климатическая и виброустойчивость, а также общая надежность устройств.
Повышенное внимание при создании системы было уделено соблюдению требований и норм безопасности и соблюдению требований электромагнитной совместимости (ЭМС). В результате КЭБ-1 позволила устранить целый ряд недостатков числовой кодовой автоблокировки, повысить ее надежность, увеличить периодичность обслуживания.
Разработаны два варианта замены числовой кодовой автоблокировки на КЭБ-1 в зависимости от пожеланий заказчика и специфики участка.
Первый вариант предполагает замену аппаратуры "шкаф на шкаф" с переключением существующих кабелей. Он применяется в случае замены выработавшего свой ресурс оборудования, а также для нового строительства системы КЭБ-1 взамен полуавтоматической блокировки или другой системы.
Во втором варианте предусматривается замена приборов внутри шкафа без его перемонтажа. В этом случае завод-изготовитель в комплекте аппаратуры КЭБ вместе с блоками ГК-КЭБ и ПД-КЭБ поставляет дополнительный соединительный шланг с заглушками. Это позволяет в соответствии с проектом выполнить переоборудование путем снятия основной части старой аппаратуры и подключения новой без перепайки жгутов. При этом время подготовительных работ по переключению с числовой кодовой автоблокировки на КЭБ-1 составляет не более одного часа. В этом варианте при необходимости сохраняется возможность возврата к старой системе.