Речные порты. Организация предпринимательской деятельности в порту
В соответствии с КВВТ РФ речной порт представляет собой комплекс сооружений, расположенных на земельном участке и акватории внутренних водных путей, обустроенных и оборудованных для обслуживания пассажиров и судов, погрузки, выгрузки, приема, хранения и выдачи грузов, взаимодействия с другими видами транспорта. Порт рассматривается не как субъект предпринимательской деятельности, а как объект, в котором такая
деятельность осуществляется. В понятие речного порта включаются также портопункты, терминалы, перегрузочные комплексы, пристани, т.е. любые объекты, обустроенные и оборудованные для указанных выше целей.
Следует отличать приведенное определение «порт» от субъекта предпринимательской деятельности, имеющего в своем наименовании слово «порт».
Портовые гидротехнические сооружения, навигационное и гидрографическое оборудование, перегрузочные комплексы, причалы, служебные здания и иное находящееся на территории порта имущество могут находиться в любой собственности.
В соответствии с КВВТ РФ все порты подлежат включению в специальный перечень, который публикуется для общего сведения в Сборнике правил и тарифов внутреннего водного транспорта. Необходимость наличия такого перечня связана с тем, что и перевозчики и грузовладельцы при решении вопроса о заключении договора перевозки должны знать о том, что в начальном и конечном пунктах предполагаемой перевозки может перегружаться груз, который будет перевозиться. Для перевозок пассажиров данная норма еще более важна, поскольку при составлении расписания движения судов перевозчик обязан включать в него только пункты, включенные в перечень портов, и в которых может быть обеспечена безопасная посадка пассажиров на суда и высадка с судов.
В перечне портов должны быть указаны расстояния между портами и виды портовых операций, подразделяемые на следующие группы:
операции с тарными и штучными грузами средствами порта;
операции с грузами, которые хранятся на открытых площадках средствами порта;
операции с грузами, перевозимыми в универсальных контейнерах;
операции с грузами на причалах грузовладельцев, выполняющих погрузку и разгрузку судов своими силами и средствами;
операции по приему и сдаче леса в плотах на рейдах грузовладельцев;
операции, связанные с перевозкой пассажиров.
Территорию порта составляют земельные участки, отведенные порту в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации, в том числе земли, предназначенные для его перспективного развития, с учетом возможного увеличения грузооборота, перегрузки новых видов грузов, расширения сферы услуг для грузоотправителей и грузополучателей и др.
Акваторию порта составляют участки внутренних водных путей, отведенные ему в установленном законодательством Российской Федерации порядке и предназначенные для подхода судов к причалам порта, стоянки судов у таких причалов, а также стоянки в ожидании перегрузочных работ, снабжения топливом и продовольствием и др. (на рейдах). Границы акватории порта обозначаются с помощью средств навигационного оборудования.
Владельцы причалов должны обеспечивать безопасные подходы для судов и безопасную стоянку судов у причалов. Эта обязанность имеет целью обеспечение безопасности судоходства на акватории порта. Для этого владельцы причалов обязаны обеспечить проведение дноуглубительных работ на акватории порта, а также содержание ее в состоянии, обеспечивающем безопасное движение судов (очистку акватории от топляков и посторонних предметов, удаление затонувших предметов, представляющие опасность для судов). Подходы к причалам порта должны быть оснащены средствами навигационного оборудования. Перед открытием навигации состояние подходов к причалам порта должны проверяться с помощью траления.
Для обеспечения временного хранения отправляемых и прибывающих грузов владельцы причалов должны иметь склады, которые должны отвечать требованиям, предъявляемым строительными нормами и правилами к складам, предназначенным для хранения определенного вида груза. В зависимости от назначения и свойств хранимых грузов склады бывают закрытые, склады-навесы и открытые площадки.
Владельцы причалов должны иметь средства для определения массы грузов, которые подлежат метрологическому надзору в установленном порядке.
Для выполнения основной функции портов владельцы причалов должны иметь погрузочно-разгрузочное оборудование. В зависимости от назначения причалы могут быть универсальными или специализированными. Этим определяется состав погрузочно-разгрузочного оборудования, которое может находиться на причале. К погрузочно-разгрузочному оборудованию относятся грузоподъемные краны, ленточные конвейеры, гидро- и пневмоперегружатели, погрузчики, приспособления для внутрискладского перемещения грузов и др. Эксплуатируемое в портах погрузочно-разгрузочное оборудование должно соответствовать установленным требованиям, которые устанавливаются Министерством транспорта РФ в специальном нормативном правовом акте. Содержание и ремонт погрузочно-разгрузочного оборудования, безопасное проведение работ контролируется непосредственно владельцами указанного оборудования. Они должны обеспечивать поддержание указанного оборудования в состоянии, удовлетворяющем установленным требованием, своевременное проведение плановых осмотров, профилактического и капитального ремонта в соответствии с Правилами технической эксплуатации перегрузочных машин.
В портах, предназначенных для обслуживания пассажирских перевозок, должны быть устройства и приспособления для посадки, высадки пассажиров и их пребывания в ожидании судна. Данная норма направлена на обеспечение безопасности пассажиров при посадке на суда и высадке их с судов. Пассажирские причалы должны быть оборудованы необходимыми для этого приспособлениями, в том числе трапами, сходнями, устройствами для крепления судовых трапов и др.
В пунктах, где осуществляется посадка-высадка пассажиров, должны быть пассажирские вокзалы, а при их отсутствии дебаркадеры или павильоны с пассажирскими помещениями, а на пригородных линиях и переправах -навесы от непогоды с сидениями.
В портах, связанных с перевозками грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении, должны быть подъездные железнодорожные пути для подачи вагонов в порты и отправки их из портов для перевалки грузов с внутреннего водного на железнодорожный транспорт и обратно.
Для исключения попадания в воду с территории порта нефтесодержащих и других вредных веществ причалы порта должны быть оборудованы дренажными, водоотливными и водоканализационными устройствами для отвода ливневых, грунтовых и других вод.
Для локализации и ликвидации разливов нефти и других вредных веществ на акватории в порту должны быть в наличии: средства для ограждения загрязненных участков водной поверхности и локализации разливов нефти (боновые заграждения), средства для нейтрализации и сбора плавающих по поверхности воды нефти и других вредных веществ (суда-нефтемусоросборщики, нефтеуловители, нефтесборные устройства различного типа и др.), средства для удаления, утилизации или уничтожения собранных с акватории порта загрязняющих веществ (плавучие и береговые станции по переработке и очистке загрязненных вод).
Кроме того, во всех портах должны иметься средства приема с судов и обработки хозяйственно-бытовых и нефтесодержащих вод, других отходов.
Организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в порту, обязаны соблюдать требования Правил перевозок грузов на внутреннем водном транспорте. В случае, если субъект предпринимательской деятельности в порту выступает в качестве экспедитора, он обязан выполнять требования Правил перевозок грузов в части подготовки груза к перевозке, заполнения перевозочных документов, приема от перевозчика доставленных грузов, пломбирования грузовых помещений судов и контейнеров и др. Если организация или индивидуальный предприниматель, работающие в порту, действуют в роли агента перевозчика, они обязаны соблюдать требования Правил перевозок грузов в части приема грузов для перевозки, оформления перевозочных документов, выдачи грузов получателям, требований других нормативных правовых документов, соглашений сторон. Например, судо-часовых норм загрузки-разгрузки судов, несоблюдение которых субъектом предпринимательской деятельности ведет к применению штрафных санкций за сверхнормативный простой судна.
В соответствии с КВВТ РФ порт (причал), в котором хотя бы одно из юридических лиц или один из индивидуальных предпринимателей осуществляет в силу закона или на основании лицензии деятельность, связанную с перевозками внутренним водным транспортом, по обращению любого физического или юридического лица, является портом или причалом общего пользования.