Детальный осмотр места ДТП

ОСМОТР МЕСТА ДТП

Осмотр места дорожно-транспортного происшествия состоит из двух этапов:

1) общего осмотра, 2) детального осмотра. Они, имея свои особенности, составляют единое целое.

Общий осмотр места ДТП.

На первом этапе общего осмотра места происшествия определяются границы осмотра, ориентируя его относительно дорожных знаков или ка­ких-либо объектов окружающей обстановки (дома, электроопоры, по­стройки и т.п.). Производится ориентирующая обзорная и узловая фото либо видеосъемка. При этом в кадр должны попасть дорожные знаки, сиг­нальные приборы, обстановка вдоль дороги. Ориентирующую съемку желательно производить методом линейной панорамы. Обзорную фотосъемку следует производить более крупным масштабом с нескольких точек, из которых четко видно взаимное расположение транспортных средств на месте происшествия. Узловая фотосъемка производится во время общего осмотра места происшествия, в процессе фотографируются следы самого транспортного средства (тормозной след), труп, его поза и расположение, а так же другие следы и вещественные доказательства, дорожные знаки и др.

Когда определены границы места происшествия, произведена фото-видеосъемка в процессе общего осмотра места ДТП производится общий осмотр об­становки происшествия (дороги, улицы); выясняется степень освещенности пути; осматриваются объекты внешнего окружения, а также дорожные знаки, сигнальные приборы пешеходного перехода, выявляются предметы, имеющие отношение к происшествию.

Точные координаты участка дороги фиксируются во время его осмотра. Если он находится в населенном пункте, указывается название улицы и номер дома, напротив которого он находится. На дорогах вне населенных пунктов отсчитывается расстояние до ближайшего километрового столба, перекрестка дороги или какого-либо населенного пункта.[10]

В населенных пунктах направление дорожного полотна определяется по расположению улиц, площадей и т.п., за городом определение происходит по населенным пунктам.

Все элементы дорожного участка измеряются по ширине, а кювет, кроме того, по глубине и наклону откосов. Отмечается наличие и высота бордюра, наличие или отсутствие размеченной осевой лини в ее вид (сплошная, прерывистая), наличие или отсутствие перекрестков и их характер.

В протоколе осмотра места дорожно-транспортного происшествия отражаются сведения о типе дорожного покрытия, его состоянии (сухое, влажное, глинистое, песчаное, наличие выбоин и разрытии), наличии про­дольного или поперечного наклона дороги и его величине.

Когда происходит опрокидывание транспортного средства, важным является определение радиуса поворота, величины поперечного наклона дороги. Дляустановления параметров дороги рекомендуется брать необ­ходимые выкопировки планов из компетентных организаций (горгеотрестов, ДРСУ и т.п.).

Необходимо при определенном освещении и расстоянии различных объектов установить условия видимости до них. Необходимо так же определить, какого типа лампы установлены на столбах уличного освещения: лампы накаливания, люминесцентные лампы дневного света (типа ДС) или ртутные лампы высокого давления (типа ДРД), должны браться во внимание такие факторы , как наличие или отсутствие луны, ее фаза.

Если при ДТП у автомобиля находящегося на месте происшествия не вышла изстроя электросистема, то расстояние видимости нужно определять совместным включением ближнего и дальнего света фар данного ТС. Можно опытным путем измерить расстояния вдоль улицы или дороги, с которого возможно обнаружение водителем препятствия для движения.

При ДТП произошедшим вечером или на рассвете определение расстояния видимости необходимо проводить в тоже время суток на второй день и при схожей погоде.

К фиксированным в протоколе объектам внешнего окружения относят: дома, деревья и кустарники, километровые знаки, телеграфные и электроосветительные мачты, арки, подъезды, тротуары, остановки трамвая, троллейбуса или ав­тобуса, железнодорожные переезды Нужно также определять удаление этих объектов от места происшествия.

Обязательной фиксацией подлежат дорожные знаки, их местонахожде­ние, светофоры или семафоры, шлагбаумы, пешеходные переходы, ост­ровки безопасности, состояние краски и расположение разметки, наличие подземного перехода, направление выходов, расстояние их от места происшествия - т.е. все объекты, имеющие отношение к движению в районе ДТП.

Детальный осмотр места ДТП.

После общего осмотра места дорожно-транспортного происшествия следователь уточняет задачи, которые необходимо решить в ходе пред­стоящего детального осмотра. Автотехнику предстоит участвовать в ос­мотре транспортных средств, их следов и частей, врачу - в осмотре трупа, следов и веществ биологического происхождения.

Для того чтобы участие специалистов было реальным, следователю необходимо, во-первых, определить последовательность осмотра объектов и следов, во-вторых, предоставить специалистам необходимую инициати­ву в выполнении ими своих обязанностей.

Инициатива специалистов может быть направлена на отыскание, фиксацию и изъятие следов транспортных средств, следов и веществ био­логического происхождения, на исследование технического состояния транспортных средств, обнаружения их частей: осколков стекла, обломков, деталей, следов и подтеков жидкости.

Наиболее целесообразной является следующая последовательность осмотра следов и объектов на месте дорожно-транспортного происшествия:

1) осмотр фиксация и изъятие следов жидкостей, сыпучих веществ, мелких предметов;

2) осмотра стойких следов транспортных средств (торможения, следов шин и т.д.);

3) осмотр трупа и транспортных средств;

Первая группа объектов и следов подверженабыстрому изменению и уничтожению. Поэтому они должны осматриваться, фиксироваться (описываться, фотографироваться) и изыматься в первую очередь.

Следы второй группы более устойчивы, поэтому их осмотр, а так же фиксация и изъятие без ущерба для дела могут быть произведены после осмотра легко изменяющихся следов.

Объекты третьей группы можно после их фотографирования, отметки мелом или краской точного положения на проезжей части дороги, улицы переместить на обочину дороги, тротуар. Такая необходимость нередко возникает при осмотре мест происшествия на дорогах и улицах с интенсивным движением, на путях городского электротранспорта.

Наши рекомендации