Смешанные водно-автомобильные перевозки
Развитие автомобильного транспорта создало предпосылки для организации перевозок грузов в прямом смешанном водно-автомобильном сообщении, т.е. совместной перевозки внутренним водным и автомобильным транспортом по единому транспортному документу, составляемому на весь путь следования груза.
Груз к перевозке в прямом смешанном водно-автомобильном сообщении принимают только порты и грузовые автостанции (агентства или частные предприниматели). Перечень таких портов и автостанций, пунктов перевалки, характер производимых ими операций устанавливает Минтранс России.
Перевалку грузов с водного транспорта на автомобильный и обратно выполняют средствами речного порта в порядке, установленном узловыми соглашениями, заключаемыми между портом и автостанцией. Передача груза, а также учет выполнения плана перевалки осуществляются по передаточной ведомости.
Сроки доставки грузов, исчисляемые на основании действующих на внутреннем водном и автомобильном транспорте правил, определяют по общему расстоянию перевозки. Ответственность за просрочку несет тот вид транспорта, которым была допущена задержка доставки груза.
Оплата провозных платежей и сборов за перевозку и перевалку производится в следующем порядке: за груз, отправляемый по воде, отправитель оплачивает в пункте отправления все расходы за перевозку на судах, а получатель — за перевозку автомобильным транспортом; за груз, отправляемый с транспортного предприятия, отправитель оплачивает стоимость перевозки автомобильным транспортом, а получатель — перевозки по воде.
Перевозки в прямом смешанном водно-автомобильном сообщении пока не получили должного развития. Между тем организация таких перевозок на реках Енисей и Лена показала хорошую экономическую эффективность. В настоящее время взаимодействие внутреннего водного транспорта с автомобильным заключается в основном в организации централизованного завоза грузов автомобилями в речные порты и вывоза их из портов.
Глава 23. ПЕРЕВОЗКИ СУДАМИ СМЕШАННОГО
<<РЕКА-МОРЕ>> ПЛАВАНИЯ
ПЕРЕВОЗКА МЕЖДУ РЕЧНЫМИ
И МОРСКИМИ ПОРТАМИ
Перевалка грузов прямого водного сообщения в устьевых и морских портах всегда была связана со значительными затратами средств и труда, сопровождалась простоями судов и задержкой грузов в портах, для хранения грузов требовались складские площади.
С реконструкцией водных путей и строительством судов нового типа, прочность которых рассчитана на плавание по крупным водохранилищам, появилась возможность организации перевозок грузов между речными и морскими портами без перевалки в устьевых портах. Так, перевозят в возрастающем количестве балансовую древесину из портов Белого моря (Архангельск, Онега, Мезень и др.) по Беломорско-Балтийскому каналу в С-Петербург, а затем по Балтийскому морю вТаллин и Калининград. Были организованы перевозки генеральных грузов из Хабаровска в порт Москальво на Сахалине без перевалки в Николаевске-на-Амуре. Из порта Осетрово и других пунктов на р. Лене судами без перевалки в Тикси доставляют грузы в устья рек Яны и Индигирки. По Волге и Каспийскому морю транспортируют нефть в Махачкалу и в пункты р. Волги. Такие перевозки показали высокую эффективность.
Чтобы обеспечить безопасность судоходства и расширить бесперевалочные перевозки, были построены суда смешанного <<река—море>> плавания типа «Волго-Балт», «Балтийский», «Сормовский» и др., которые показали хорошие эксплуатационные качества и возможность выполнять значительные морские переходы.
Перевозки грузов судами смешанного плавания без перевалки в устьевых портах по существу реализуют принцип доставки в прямом водном сообщении, однако по своей правовой основе и характеру оформления коммерческих операций не соответствуют сложившемуся понятию прямого водного сообщения и подлежат выделению в особый вид перевозок. Отличие их от перевозок прямого водного сообщения состоит в том, что они выполняются судами какого-либо одного перевозчика и регламентируются Кодексом внутреннего водного транспорта РФ и правилами, изданными в его развитие, или Кодексом торгового мореплавания РФ и соответствующими правилами в зависимости от того, речными или морскими судами выполняются перевозки.
Бесперевалочные перевозки между речными и морскими портами речными судами оформляют документами внутреннего водного сообщения. На такие перевозки распространяются правила приема и сдачи грузов, правила перевозок, сроки погрузки-выгрузки, технические нормы загрузки судов, сроки доставки грузов, действующие на речном транспорте. При загрузке или разгрузке судов на причалах морских портов применяют судо-часовые нормы Федерального агентства речного и морского транспорта.
Основная особенность организации бесперевалочных перевозок между речными и морскими портами заключается в том, что выделяемые для этой цели суда должны не только полностью соответствовать правилам, действующим на внутреннем водном транспорте, но одновременно удовлетворять требованиям Морского и Речного Регистров Российской Федерации с учетом района морского перехода. В зависимости от района плавания суда соответственно оборудуют спасательными средствами, средствами связи и др. Экипажи таких судов, как по численности, так и по квалификации должны соответствовать специальным требованиям, отражающим правила, действующие как на внутреннем водном, так и на морском флоте.