Неисправности колесных пар
Запрещается допускать в эксплуатацию колесные пары у которых имеется одна из следующих неисправностей:
Трещина в любой части оси или ступицы колесной пары;
Протертость оси колесной пары;
Касание электрода электросварки – меняется структура металла;
Ослабление ступицы – проворачивается колесо.
Неисправности, на которые имеются допуски:
Наименование и схематическое изображение неисправности | Характеристика неисправностей | Способ выявления | Нормы отбраковки (Допускается к эксплуатации) |
Выщербина (раковина) на круге катания колеса | Внешний осмотр, измерение абсолютным шаблоном, измерение специальным шаблоном. | длиной до 25 мм, глубиной до 10 мм. | |
Откол края обода | если оставшаяся часть ≥120мм | ||
Навар | смещение металла на круге катания – неправильная работа тормозов | высота < 0,5 мм | |
Кольцевые выработки (углубления) > допускаемых размеров | Износ от воздействия неметаллических тормозных колодок | глубиной < 1 мм у основания гребня колеса и < 2 мм на уклоне 1:7 или шириной < 15 мм. Нормы браковки кольцевых выработок на других участках поверхностикатания такие же, как для выработок у основания гребня | |
Равномерный прокат более допускаемого | Изменение геометрии (формы) поверхности катания колеса в результате деформации и износа при взаимодействии колеса с рельсом, а также истирания от воздействия на колесо тормозных колодок (Естественный износ колеса по всему кругу катания) | Измерение абсолютным шаблоном | у вагонов, обращающихся со скоростью 120-160 км/ч, не > 5 мм, у колесных пар с приводом генератора не > 5 мм; с редуктором от торца не > 4 мм; у вагонов, обращающихся со скоростью до 120 км/ч включительно, в поездах дальнего следования не > 7 мм; местного и пригородного сообщения - не > 8 мм |
Ползун на поверхности катания глубиной болеедопускаемой | Появление ползуна (плоского места на поверхности катания колеса) в результате скольжения (юза) колеса по рельсу в случае заклинивания колесных пар при неисправных тормозных приборах, неправильной регулировке рычажной передачи, недостаточно умелом управлении тормозами со стороны машиниста. Опасен ползун тем, что ударами о рельсы может поколоть их, отрицательно влияет на работу подшипников в буксе (могут рассыпаться), а так же на надбуксовую пружину (может лопнуть). | То же | не допускается глубиной > 1 мм для колесных пар с подшипниками качения (роликовыми), колесная пара с редукторно-карданным приводом не > 0,5 мм. Разрешается следование пассажирского поезда с вагонами на роликовых подшипниках до ближайшего ПТО при ползуне от 1 до 2 мм со скоростью не выше 100 км/ч; от 2 до 6 мм – со скоростью 13 км/ч; от 6 до 12 мм — со скоростью 10 км/ч; свыше 12 мм - со скоростью также 10 км/ч при условии исключения вращения колесной пары |
Для общего образования:
Тонкий гребень (толщина гребня менее допускаемой) | Уменьшение толщины гребня вследствие интенсивного взаимодействия гребня с боковой гранью рельса в результате: неправильной установки колесной пары в тележке, перекоса рамы тележки, значительной разницы диаметров колес на одной оси, неправильной посадки колес на ось изгиба оси | То же | К эксплуатации не допускаются колесные пары при толщине гребня, измеренной на расстоянии 18 мм от вершины: < 25 мм у пассажирских вагонов, включаемых в поезда, обращающиеся со скоростью до 120 км/ч; < 28 мм - со скоростью 120-140 км/м, и < 30 мм - со скоростью 140-160 км/ч |
Вертикальный подрез гребня более допустимого | Неравномерный по поперечному профилю круговой износ, при котором угол наклона профиля боковой поверхности гребня приближается к 90°, который образуется из-за неправильной установки колесной пары в тележке; значительной разницы диаметров колес на одной оси; неправильной посадки колес на ось; изгиба оси; перекоса рамы тележки | Внешний осмотр, измерение специальным шаблоном | К эксплуатации не допускаются колесные пары, у которых при проверке вертикальная грань движка шаблона соприкасается с подрезанной поверхностью гребня на высоте 18 мм |
Остроконечный накат гребня (выступ на сопряжении подрезанной части гребня с вершиной) | Образование выступа по круговому периметру гребня в зоне перехода от изношенной боковой поверхности к вершине. Причины образования те же, что и при образовании повышенного износа и подреза гребня | Внешний осмотр | Колесная пара подлежит выкатке |
III. Буксы и подшипники.
Буксовые узлы оборудованы буксами (2 см. рисунок), роликовыми подшипниками (1 см. рисунок) с горячей посадкой внутренних колес на шейку оси.
Букса предназначена для соединения колесной пары с рамой тележки, для размещения в ней подшипников и шейки оси колесной пары, для удержания колесной пары в строго определенном положении.
Букса состоит из:
1. Корпуса – металлическая отливка, внутри имеет сферическую поверхность;
2. Смотровой и крепежной крышек – крепятся при помощи болтов;
3. Резиновых прокладок;
4. Уплотнительных колец.
Подшипники применяются двух видов: с цилиндрическими или сферическими роликами. Подшипники состоят из: наружного кольца; внутреннего кольца; роликов и сепаратора (разъемный (сферические ролики), неразъемный (цилиндрические ролики)).
Когда подшипники напрессовывают на шейку оси колесной пары, устанавливают между нимилабиринтовое кольцо, перед предподступичной частью оси колесной пары ставится уплотнительное кольцо – чтобы не вытекала смазка, на хвостовик с резьбой наворачивается специальная корончатая гайка М-110 удерживающая подшипники, а чтобы гайка не слетела, устанавливается стопорная планка.
Посадка подшипников бывает:
1. Горячая – когда внутреннее кольцо нагревают до определенной температуры и на специальных станках напрессовывают на шейку оси колесной пары.
2. Втулочная – когда на специальных станках запрессовывают разрезную втулку между внутренним кольцом подшипника и шейкой оси колесной пары.
На шейку оси колесной пары устанавливают два подшипника, они могут быть:
1. со сферическими роликами;
2. один со сферическими другой с цилиндрическими роликами;
3. с цилиндрическими роликами.
В последнее время преимущественно используются подшипники с цилиндрическими роликами – лучше в эксплуатации, меньше изнашиваются.
Причины грения роликовых букс:
1. Неправильная подборка и напрессовка подшипников на шейку оси колесной пары;
2. Излом или разрушение одного из элементов подшипника (ролик, сепаратор);
3. Недостаточное или излишнее количество смазки в буксе;
4. Попадание в буксу песка, влаги, металлической стружки (по халатности рабочих).