Схемы управления переездной сигнализацией на двухпутных участках
Аппаратура АПС располагается в релейных шкафах, устанавливаемых на переезде. Схема управления сигнализацией для четного пути двухпутного перегона представлена на рисунках 6.5 и 6.6. Приборы схемы имеют следующее назначение:
- 2Н – реле направления;
- 2ПН1, 2ПН2 – реле правильного направления движения (повторители прямой полярности реле 2Н);
- 2НН1, 2НН2 – реле неправильного направления движения (повторители обратной полярности реле 2Н);
- 2-1У1, 2-1У2 – основное и дублирующее реле контроля свободности первого по ходу движения поезда участка приближения;
- 2-2У1, 2-2У2– основное и дублирующее реле контроля свободности второго по ходу движения поезда участка приближения;
- 2-3У1, 2-3У2– основное и дублирующее реле контроля свободности третьего по ходу движения поезда участка приближения;
- 2-4У1, 2-4У2– основное и дублирующее реле контроля свободности четвертого по ходу движения поезда участка приближения;
- 2В1, 2В2 –реле, включающие и выключающие сигнализацию на переезде (повторители реле контроля свободности участков приближения и повторителей блокирующих реле 2МБ1, 2МБ2, 2МБВ);
- 2КТ1, 2КТ2 – реле с термоэлементом, имеющим выдержку времени на замыкание контакта 8-18 секунд, исключающие преждевременное открытие переезда при кратковременных потерях шунта в рельсовых цепях;
- 2С1 – реле, фиксирующее занятие первого участка приближения при свободности остальных;
- 2ВВ – блок выдержки времени, задающий совместно с реле 2С1минимальное время следования поезда по первому участку приближения;
- 2С2 – реле, фиксирующее занятие второго участка приближения не ранее времени, заданного блоком 2ВВ;
- 2ПС2 – повторитель реле 2С2, фиксирует освобождение второго участка приближения;
- 2С3 – реле, фиксирующее занятие третьего участка удаления в интервале времени 0-3с (время срабатывания реле 2СМ, 2СМ1, 2СМ2);
- 2СМ, 2СМ1, 2СМ2 – комплект реле, срабатывающий при вступлении поезда на первый участок приближения и обесточивающийся при освобождении второго участка приближения;
- 2БВ, 2ПБВ, 2МБВ – комплект реле, фиксирующий освобождение участка 2-3У;
- 2Б, 2ПБ1, 2ПБ2, 2МБ1, 2МБ2 – комплект реле, обеспечивающий время, необходимое поезду на освобождение участка 2-4У при скорости 50 км/час;
- 2Б1 – реле, контролирующее отпадание якоря реле 2Б;
- 2СК – реле, осуществляющее групповой контроль следования поезда.
Рис. 6.5 Схема реле участков приближения и включающих реле
В связи с размещением аппаратуры АПС и ТРЦ в релейных шкафах предусмотрен ряд технических решений, значительно повышающих надежность работы схемы и безопасность движения поездов:
- на случаи возможного неотпадания якоря реле предусмотрена установка двух исполнительных реле в схемах рельсовых цепей, а также в схемах, обеспечивающих включение красных мигающих огней и лунно-белого мигающего огня;
- все цепи, проходящие между релейными шкафами и внутри релейных шкафов, выполнены двухпроводными и имеют двухполюсное размыкание;
- в схемах счета неотпадание якорей реле, фиксирующих прохождение поезда через переезд, проверяется путем включения их тыловых контактов в другие схемы счета.
Схемы переездной сигнализации выполнены с применением реле типа НМШ или РЭЛ.
Принципиальная схема реле участков приближения и включающих реле (рис. 6.5) изображена для установленного правильного направления движения (реле 2Н находится под током прямой полярности, реле 2ПН1 и 2ПН2 возбуждены). При отсутствии поезда на участках приближения к переезду возбуждены все реле У, контролирующие их свободность, а также реле 2СК, 2В1, 2В2, 2КТ1 и 2КТ2, реле счетчики и все блокирующие реле обесточены, переезд открыт.
При вступлении поезда на участок ЧП1 обесточиваются основное и дополнительное путевые реле ЧП1О и ЧП1Д тональной рельсовой цепи и своими фронтовыми контактами выключают питание генератора рельсовой цепи ЧП2. На переездной установке обесточиваются основное и дополнительное путевые реле ЧП2О и ЧП2Д, которые своими фронтовыми контактами обрывают цепь питания реле 2-1У1 и 2-1У2, обесточиваются реле 2В1, 2В2, 2КТ1, 2КТ2 и сигнализация на переезде включается.
Через тыловой контакт реле 2-1У1 с проверкой исправности реле счетчиков и блокирующих реле (реле 2СК под током), свободности участков 2-2У, 2-3У, 2-4У возбуждается счетное реле 2С1, фиксируя занятие поездом первого участка приближения (рис.6.6). Реле 2С1 включает комплект реле 2СМ, 2СМ1, 2СМ2 и блок выдержки времени 2ВВ, настроенный на выдержку 15с (время, необходимое для проследования первого участка приближения к переезду с максимальной расчетной скоростью 140 км/час). По окончании работы блока 2ВВ срабатывает и самоблокируется реле 2С1з.
При вступлении поезда на участок 2У (рельсовая цепь Ч1П) фронтовым контактом реле 2-2У1 выключается питание счетчику 2С1, а тыловым, с проверкой свободности впереди лежащих участков 3У и 4У, замыкается цепь включения счетчика 2С2, который возбуждается и самоблокируется.
Схема построена таким образом, что занятие третьего участка должно обязательно происходить после занятия второго, но не ранее, чем через три секунды (время проследования поездом второго участка с максимально установленной скоростью). Поэтому после занятия участка 2У фронтовым контактом 2С1 последовательно выключается питание медленнодействующих реле 2СМ, 2СМ1, 2СМ2, последнее из которых обесточивается по истечении 3с, обеспечивая необходимую выдержку времени.
При вступлении поезда на участок 3У (рельсовая цепь Ч2П) за время замедления на отпадание реле 2С2 срабатывают и самоблокируются реле 2С3,
Рис. 6.6 Схема блокирующих реле
2ПС2, через их фронтовые контакты вновь возбуждается комплект реле 2СМ, 2СМ1, 2СМ2. Через фронтовые контакты реле 2С3 заряжается конденсатор 2БК и встает под ток реле 2БВ. Через фронтовой контакт реле 2БВ и тыловой контакт реле 2-3У2 возбуждается реле 2ПБВ и заряжается конденсатор 2БК1, подключенный параллельно его обмотке. Тыловым контактом 2ПБВ конденсатор 2БК отключается от реле 2БВ, которое выдержав замедление, обусловленное диодом, опускает якорь и отключает реле 2ПБВ от источника питания. Выдержав замедление, реле 2ПБВ отпускает якорь и вновь подключает конденсатор 2БК к обмотке реле 2БВ. Реле 2БВ притягивает якорь, после чего цикл работы реле 2БВ и 2ПБВ в режиме пульс-пары продолжается около 30 секунд до разряда конденсатора 2БК. Все это время реле 2МБВ, являющееся медленнодействующим повторителем реле 2ПБВ, удерживает якорь в притянутом состоянии.
При занятии поездом участка 2-4У через тыловые контакты 2-4У2, 2МБ1 и 2С2, фронтовые контакты 2С3 и 2МБВ заряжается конденсатор 2БК2 и возбуждается реле 2Б. Занятие участка приближения 2-4У должно происходить не позднее 30 секунд после занятия участка 2-3У (время проследования \поезда по участку 2-3У со скоростью 50 км/час). Интервал 30 секунд обеспечивает импульсная работа реле 2БВ, 2ПБВ и медленнодействующего повторителя 2МБВ. После замыкания фронтовых контактов реле 2Б заряжается конденсатор 2БК3 и последовательно срабатывают реле 2Б1, 2ПБ1 и 2ПБ2, 2МБ1 и 2МБ2. Далее работа реле 2Б, 2ПБ1 и 2ПБ2 происходит в режиме пульс-пары аналогично работе реле 2БВ и 2ПБВ, а медленнодействующие повторители 2МБ1 и 2МБ2 до конца работы пульс-пары будут непрерывно возбуждены. Работа пульс-пары будет продолжаться 110 секунд. Это время, необходимое поезду длиной 1350 метров на освобождение участков 2-1У, 2-2У и 2-3У при движении его с расчетной скоростью 50 км/час. Реле 2С3 и 2ПС2 остаются под током через фронтовые контакты реле 2МБ1, 2МБ2, 2ПБ1 и 2ПБ2.
Освобождение хвостом поезда участка 2-1У никаких изменений в схеме блокирующих реле не вызывает.
После проследования поезда за переезд в установленном направлении движения (освобождение участка 2-2У) переезд открывается, красные мигающие огни на переездных светофорах выключаются и блокируются (исключается их повторное включение) до освобождения участка приближения противоположного направления. Блокировка светофоров происходит следующим образом. При освобождении участка 2-2У тыловым контактом реле 2-2У2 выключается реле 2ПС2 и за время его замедления на отпадание через фронтовой контакт реле 2СМ2 произойдет повторный заряд конденсатора 2БК, возбуждение реле 2БВ и 2ПБВ, которые в течение 30 секунд будут работать в режиме пульс-пары, обеспечивая возбужденное состояние реле 2МБВ. Через фронтовые контакты реле 2МБВ и 2С3 с проверкой остывшего состояния термоэлементов (контакты 51-53 реле 2КТ1 и 2КТ2 замкнуты) реле 2КТ1 и 2КТ2 возбуждаются. По истечении 8-18 секунд нагреваются и замыкают фронтовые контакты термоэлементы, возбуждаются включающие реле 2В1 и 2В2 и происходит открытие переезда.
При освобождении участка 2-3У не позднее 30с с момента освобождения участка 2-2У (реле 2МБВ под током) за время замедления на отпадание реле 2С3 вторично замыкается цепь заряда конденсатора 2БК2, который обеспечит импульсную работу реле 2Б, 2ПБ1, 2ПБ2, а, следовательно, возбужденное состояние реле 2МБ1 и 2МБ2 в течение 110 с (времени, необходимого поезду для освобождения участка 2-4Б при движении со скоростью V=50 км/час). Если за это время участок 2-4У освободится, то замкнут свои фронтовые контакты реле 2-4У1 и 2-4У2, восстановят питание включающих реле 2В1 и 2В2 (рис. 6.4) по постоянной схеме, блокирующие реле обесточатся и все элементы схем придут в исходное положение. Если время движения поезда по участку 2-4У будет дольше 110с, то блокирующие реле обесточатся до его освобождения, фронтовыми контактами 2МБ1 и 2МБ2 оборвется цепь включающих реле 2В1 и 2В2 и переезд вновь закроется. Последовательность работы счетных и блокирующих реле при штатном движении поезда представлена на рисунке 6.7.
Рис. 6.7 Последовательность работы блокирующих реле
Схема блокирования выключается из работы при неисправности рельсовых цепей участков удаления двумя каскадами приборов выдержки времени. Первый каскад контролирует время проследования поезда всем составом по участку удаления 2-3У, второй каскад контролирует проследование поезда по участку 2-4У после освобождения участка 2-3У. При неисправности рельсовых цепей после окончания времени блокирования соответствующие блокирующие реле обесточиваются и своими фронтовыми контактами разрывают цепь питания реле 2КТ1, 2КТ2, 2В1, 2В2 и переезд вновь закрывается.
Исключение преждевременного открытия переезда при искусственном шунтировании рельсовых цепей перед поездом, приближающимся в неустановленном направлении движения, имитирующим проследование поезда в установленном направлении движения, достигается контролем последовательного шунтирования рельсовых цепей четырех участков 1У, 2У, 3У, 4У с тремя защитными интервалами. Защитные интервалы составляют не менее 15 с между занятием первого и второго участков, не менее 3 с между занятием второго и третьего участков и не более 30 с между занятием третьего и четвертого участков.