Характеристика района работ

Характеристика Краснокамского района Пермского края

Краснокамский муниципальный район занимает центральное положение в Пермском крае. Его территория расположена на правом берегу реки Кама.

Расстояние до краевого центра - 36км. Ближайшими соседями являются город Пермь, Пермский, Добрянский и Нытвенский муниципальные районы.

Занимаемая районом площадь составляет 957кв.км. - 0,6% всей площади Пермского края. Протяженность территории с севера на юг - 33км., с востока на запад - 50км.

Район занимает выгодное экономико-географическое положение в Пермском крае - через его территорию проходит железная дорога Москва-Владивосток (электрофицированная, двухпутная, с интенсивным дальним и пригородным сообщением), федеральная автомагистраль, по которой осуществляется движение пригородных и междугородных автобусов из Перми в северо-западные, западные и юго-западные районы Пермского края, а также города Республики Коми, Удмуртии, Татарстана, Кировской и Самарской областей, Камский судоходный путь.

Земельные ресурсы по состоянию на 1 января 2011года представлены в таблице 1.

Земельный фонд территории Краснокамского муниципального района в административных границах составляет 95,626тыс.га.

По категориям земель: земли лесного фонда - 36,4тыс. га,

· земли сельскохозяйственного назначения - 46,1 тыс. га,

· земли населенных пунктов - 7,6 тыс. га,

· земли промышленности и транспорта - 1,3 тыс. га,

· земли запаса - 2,6 тыс. га,

· земли водного фонда - 1,5 тыс.га.

Таблица 1 – Земельный фонд Краснокамского муниципального района

Категории земель Формы собственности земель Общая площадь, га
Земли в собственности граждан, га Земли в собственности юридических лиц, га Земли в государственной и муниципальной собственности, га
Земли сельскохозяйственного назначения
Земли населенных пунктов
Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, земли иного специального назначения -
Земли особо охраняемых территорий и объектов -
Земли лесного фонда - -
Земли водного фонда - -
Земли запаса - -
ИТОГО:

На территории имеется 4 особо охраняемые природные территории, занимающие 1,8% от общей площади района, в т.ч. ландшафтные памятники природы: «Кедровое болото», «Отсталое болото», «Сюзьвинское болото» и лесопарк поселения «Сосновый бор».

Таблица 2 – Площади особо охраняемых природных территорий

Наименование особо охраняемого объекта Площадь, га
"Кедровое болото" ландшафтный памятник 359,6
"Отсталое болото" ландшафтный памятник
"Сюзьвинское болото" ландшафтный памятник
"Сосновый бор" лесопарк поселения 12,8
ИТОГО: 1761,4

Характеристика района работ - student2.ru

Рисунок 1 – Схема Краснокамского района Пермского края

Муниципальный район обладает значительными природными ресурсами представленными 4 месторождениями нефти (запасы 8, млн. т), 35 месторождениями торфа (30,9млн. т), 5 месторождениями кирпичной глины (2,5млн. т.), месторождениями песчано-гравийной смеси (2,3млн. м3) и песка строительного (6,0млн. м3), а также 5 месторождениями гажи и местрождением йодо-бромной воды.

В состав района входят 4 поселения, самое крупное из которых Краснокамское городское поселение.

На территории района расположено 75 населенных пунктов.

Основной вид сообщения - автомобильный транспорт.

Регулярным сообщением автомобильным транспортом охвачено 98,2% населения муниципального района.

Климат умеренно-континентальный. Средняя годовая температура воздуха колеблется в пределах 1,3-1,5°С. В наиболее теплые годы среднегодовая температура воздуха поднимается до 2,4-2,7°С. Наиболее холодными месяцами являются январь и февраль со среднемесячной температурой воздуха минус 15,1°С. Абсолютный минимум температуры воздуха обычно приходится на январь месяц и составляет минус 41°С. Повышение температуры воздуха начинается в конце февраля месяца. Март является последним месяцем с устойчивыми отрицательными температурами и зимним режимом ветров. Продолжительность морозного периода колеблется от 244 до 253 дней. Последние морозы отмечаются 21-25 мая, а заморозки на почве наблюдаются и в июне месяце.

Лето относительно теплое. Самым жарким месяцем является июль со среднемесячной температурой воздуха плюс 18,1°С. Абсолютный максимум температуры воздуха в летний период (июль) достигает плюс 36-38°С, продолжительность безморозного периода колеблется от 112 до 121 дней. Первые морозы отмечаются с 15-17 сентября, реже - в конце августа. Осень наступает медленно. Октябрь является последним месяцем с устойчивыми положительными температурами.

Характеристика района работ - student2.ru

Рисунок 2 – Климатическая карта Пермского края

Распределение осадков неравномерно. Среднее годовое количество осадков колеблется от 660 до 807мм. Максимальное количество осадков приходится на теплый период года (апрель-октябрь) и составляет 344-394мм, причем максимума осадки достигают в июле. Наибольшее суточное количество осадков не превышает 72мм. Средняя максимальная высота снежного покрова колеблется от 75 до 110см, достигает максимума в феврале-марте месяцах.

Число дней со снежным покровом в среднем 176. Появляется снежный покров в октябре месяце. Образование устойчивого снежного покрова 4-9 ноября, разрушение 10-20 апреля. Глубина промерзания почвы до 1,5м. Господствующими направлениями ветров являются в зимний период юго-западные и южные, а в летний период - северные и западно-северо-западные.

Согласно геоморфологическому районированию Пермского края и Урала долина р. Кама и прилегающие водораздельные участки лежат в восточной части Русской Восточно-Европейской равнины.

В геоморфологическом отношении трасса проходит по долине р. Кама, преимущественно в пределах первой надпойменной террасы. Участок трассы 473км – 471км расположен в пределах поймы р. Кама, осложнен долиной р.Ласьва. Рельеф участка плоский равнинный, частично заболоченный, поросший лесом средней густоты. Отметки рельефа изменяются от 91,4м до 99,5м.

В тектоническом отношении район работ расположен на восточной окраине Русской платформы, в пределах Пермско-Башкирского свода.

Геологическое строение района работ характеризуется развитием аллювиальных, биогенных (озерно-болотных) и техногенных четвертичных отложений различного литологического состава, подстилаемых верхнепермскими аргиллитами, алевролитами и песчаниками (рисунок 3).

Геологический разрез (сверху вниз) следующий:

Четвертичные отложения – Q

Техногенные отложения – tQ, представлены планомерно возведенной насыпью автомобильной дороги, сложенной песком мелким, щебнем известняка (до 0,5м). Покрытие дорожной одежды представлено асфальтобетоном мощностью до 0,3м.

Биогенные отложения (озерно-болотные) – bQ

На участке трассы 474км - 473км с поверхности развиты биогенные отложения, представленные торфом сильно разложившимся, маловлажным, высокозольным, древесным и древесно-моховым, избыточно влажным и очень влажным, с корнями и пнями деревьев, мощность торфа изменяется от 0,7м до 4,3м.

Аллювиальные отложения – аQ.

Развиты на протяжении всей трассы, представлены отложениями первой надпойменной террасы и поймы р.Камы (песок мелкий, песок средней крупности с включением гравия).

На заболоченных участках аллювиальные отложения залегают под слоем торфа, представлены песком, суглинком, супесью, суглинком с примесью органических веществ, песком пылеватым.

На участке 473км - 471км с поверхности развиты глины и суглинки.

На глубине от 7-8м до 13м залегают пески мелкие и пылеватые, реже средней крупности. Под песками на глубине 13,0-15,5м - гравийно-галечниковые грунты. Общая мощность аллювиальных отложений до 22,0м.

Верхнепермские отложения – Р2.

Под аллювиальными отложениями залегают верхнепермские отложения, представленные аргиллитами с прослоями алевролитов и песчаников.

Грунтовые воды имеют повсеместное распространение, встречаются на глубинах от 0,0 м на болоте до 10,0 м на сухих участках трассы, гидравлически связаны с поверхностными водами водотоков. По химическому составу воды гидрокарбонатно-сульфатные, кальциево-магниевые с минерализацией 0,1-0,7г/л. Воды слабо- и среднеагрессивны по отношению к бетону марки W4 по содержанию агрессивной углекислоты.

В периоды весеннего снеготаяния и обильных дождей возможно повышение уровня грунтовых вод на 1,0 – 1,5м выше замеренных.

Проектируемый участок подъезда пересекает р. Ласьва. Угол пересечения с трассой проектируемой автодороги составляет 900.

Характеристика района работ - student2.ru

А - восточная окраина Русской платформы;

А-I- область денудационной равнины восточной окраины

Русской платформы и Предуральского прогиба;

 
  Характеристика района работ - student2.ru

Характеристика района работ - student2.ru Характеристика района работ - student2.ru Характеристика района работ - student2.ru A-I1 - Район распространение ниже- верхнепермских отложений

терригенной формации с подчиненными карбонатными породами.

Поверхностные образования сложены аллювиальными, элювиально-делювиальными и флювиогляциальными песками, гравийными грунтами суглинистыми и глинистыми грунтами. Породы коренной основы - скальные и полускальные, поверхностные – связные, реже полусвязные

 
  Характеристика района работ - student2.ru

A-I2 - Район распространение Характеристика района работ - student2.ru Характеристика района работ - student2.ru Характеристика района работ - student2.ru Характеристика района работ - student2.ru Характеристика района работ - student2.ru Характеристика района работ - student2.ru верхнепермских карбонатных

Характеристика района работ - student2.ru отложений с подчиненными терригенными породами.

Поверхностные образование сложены песчаными и супесчаными аллювиальными четвертичными отложениями. Породы коренной основы – скальные и полускальные, поверхностные – бессвязанные и полусвязные

 
  Характеристика района работ - student2.ru

Характеристика района работ - student2.ru Характеристика района работ - student2.ru Характеристика района работ - student2.ru Характеристика района работ - student2.ru Характеристика района работ - student2.ru Характеристика района работ - student2.ru Характеристика района работ - student2.ru Характеристика района работ - student2.ru Характеристика района работ - student2.ru Характеристика района работ - student2.ru Карстовые явления

Характеристика района работ - student2.ru Граница инженерно-геологических регионов

Рисунок 3 – Карта инженерно-геологического районирования Пермского края

Река Ласьва – правобережный приток реки Кама. В 1962г. Кама была перекрыта плотиной у с.Сайгатка (сейчас г.Чайковский), и образовалась Воткинское водохранилище. Подпор распространился вверх по течению на 365км и достиг плотины Камской ГЭС (Камское водохранилище наполнено ранее, в 1954 году). Основное назначение камских водохранилищ сегодня – улучшение судоходства и водоснабжения.

Река Ласьва впадает в Воткинское водохранилище на 638км от устья Камы, образуя при этом Ласьвинский залив. Расчетный створ расположен в 5км от места впадения в Воткинское водохранилище. В этом месте отмечается влияние водохранилища на гидрологический режим Ласьвы.

В настоящее время согласно «Основным положениям правил использования водных ресурсов Камского и Воткинского водохранилищ на реке Каме» нормальный подпорный горизонт Воткинского водохранилища соответствует отметке 89,0 м, горизонт в половодье обеспеченностью 0,1% 89,4м, горизонт в половодье обеспеченностью 0,01 % 90,0м, горизонт предполоводной сработки водохранилища – 85,0м, уровень мертвого объема водохранилища – 84,0м, максимальной навигационной сработки – 87,0м.

Общая длина реки Ласьва 78км, площадь поверхностного водосбора составляет 481км2, притоков с длиной русла менее 10км принимает 58, их общая длина 130км. Наиболее крупные притоки Ласьвы – река Перемка и река Черная, впадающие на 45 и 43км от устья, соответственно. Река Перемка – левобережный приток, общая длина 17км. Река Черная – правобережный приток, общая длина 11км.

Поверхностный водосбор реки Ласьва развит равномерно, с обоих сторон от русла. Русло реки четко выраженное, сильно извилистое, пойма заболочена. Весной возможно движение по поверхности реки отдельно плывущих деревьев, кустарников, мусора.

Русловой процесс, развитый на данной реке. Общее направление течения водотока с севера на юг, а на последних 10км, меняется на западное с востока.

Ласьва – река равнинного типа с четко выраженным годовым ходом уровенного режима. В уровенном режиме можно выделить: зимнюю и летнюю межени, весеннее половодье и летно-осенние дождевые паводки. Источника питания реки Ласьва – снеговые и дождевые осадки и, особенно в зимний период, подземные воды.

Уровенный режим реки Ласьва в расчетном створе осложнен влиянием Воткинского водохранилища.

Собственное весеннее половодье реки Ласьвы (естественный режим, без влияния Воткинского водохранилища) начинается в среднем в середине апреля и продолжается обыкновенно 20 дней. Во время половодья, когда уровень реки Ласьвы достигает максимальных отметок, наблюдаются максимальные скорости течения. Наполнение Воткинского водохранилища начинается несколько позже. Характер наполнения определяется годовым, сезонным, недельным и суточным регулированием. Во время наполнения подпорный уровень от Воткинского водохранилища распространяется до расчетного створа на исследуемой реке.

Дождевые паводки наблюдаются в августе – сентябре и значительно уступают весеннему половодью.

Река Ласьва, как и все реки умеренного климатического пояса, в зимний период покрывается льдом. Так же на этой реке отмечается осенний ледоход (шугоход), который, в среднем, начинается 30 октября. Обычно его продолжительность 3-9 дней. Средняя дата установления ледостава на реке 10 ноября (основные гидрологические характеристики). Наледи не наблюдаются. Вскрытие Ласьвы (начало весеннего ледохода) в среднем происходит 20 апреля. Расчетная толщина льда в сантиметрах определена по эмпирической формуле Ф.И. Быдина:

hл = 2√ ∑t , (1)

где: ∑t – сумма отрицательных среднесуточных температур за зимний период, град.

hл = 2√ 1750 = 83,6см

На момент изысканий (март 2006г.) толщина ледового покрова достигала 1,0м. Основные гидрологические характеристики реки Ласьва в расчетном створе проектируемого мостового перехода: водосборная площадь 465км2; длина реки 73км; залесенность и заболоченность бассейна 50% и 40% соответственно; средневзвешенный уклон русла реки 2,36; коэффициент асимметрии 0,68; коэффициент вариации 0,34.

2.2 Характеристика существующей дороги «Пермь – Краснокамск»

Начало автомобильной дороги «Подъезд к г. Пермь» отмыкает от км 1025+540 магистрали М-7 «Волга», конец подъезда находится на границе города Перми и соответствует км 474+281 дороги.

В административном отношении проектируемый участок подъезда расположен в Краснокамском районе. Протяженность подъезда к городу Перми в целом составляет 474,281км.

В соответствии с Перечнем федеральных дорог, «Подъезд к городу Перми» является федеральной дорогой.

Проектируемый участок расположен в Краснокамском районе Пермского края.

Протяженность участка – 2,612км.

В существующих условиях участок «Подъезда» - 2-ой технической категории и по своим техническим параметрам в настоящее время не соответствует требованиям возросшей интенсивности движения. Пропускная способность дороги низкая, среднегодовая суточная интенсивность движения по участку на 2006 год составила 17194ед./ сутки.

Состояние безопасности движения не удовлетворительное, аварийность высокая, в основном в летний период в часы «Пик» и в выходные дни. По данным ГИБДД на автомобильной дороге «Подъезд к городу Перми» за период 2001-2005 годы произошло 49 ДТП. Основные виды дорожно-транспортных происшествий: столкновение, опрокидывание.

Автомобильная дорога на рассматриваемом участке проходит в пригородной зоне г. Краснокамска по территории, принадлежащей Оверятскому городскому поселению.

Радиусы кривых в плане минимально допустимые для дорог II технической категории (R-800 м). В продольном профиле автодорога имеет уклоны до 9%0. В поперечном профиле – дорога двухскатная, имеет две полосы движения, ширина проезжей части -7,5м. Обочины шириной по 3,75м укреплены щебеночно-песчаной смесью.

Земляное полотно проходит в насыпи в пределах от 1,3м до 3,0м. Земляное полотно отсыпано из привозных грунтов (ПГС, песок). Проезжая часть находится в неудовлетворительном состоянии: имеет выбоины, сетки трещин. Дорожная одежда представлена асфальтобетонным покрытием, толщиной 14-27см на основании из щебня известняка, толщиной 12-34см, с подстилающим слоем из песка и ПГС. Данные диагностики прочности дорожной одежды отсутствуют. Ремонт дороги с начала ввода в эксплуатацию проводился на стадии «Содержания».

Существующие трубы требуют ремонта и замены. Водоотвод от дороги малообеспечен, так как дорога на данном участке в основном проходит по пойме р. Ласьва. Мост через р.Ласьва - капитального типа, железобетонный длиной 45,0м. Построен в 1990 году, находится в удовлетворительном состоянии.

На своем протяжении автодорога пересекает автодорогу Крым - Мысы в одном уровне. Пересечение обустроено, имеет переходно-скоростные полосы и находится в удовлетворительном состоянии. Автомобильная дорога пересекает воздушные ВЛ-10кВ, местный газопровод, нефтепровод, водовод и кабели связи. Автобусные остановки на данной дороге отсутствуют. В существующих условиях автодорога обустроена необходимыми дорожными знаками и барьерным ограждением, которые находятся в удовлетворительном состоянии. Вдоль дороги имеются придорожные кафе и площадки отдыха, АЗС и АГЗС.

Далее будет рассмотрена процедура формирования земельных участков для реконструкции автомобильной дороги «Пермь – Краснокамск» в Краснокамском районе Пермского края.

3 Формирование земельных участков для реконструкции автомобильной дороги «Пермь-Краснокамск»

Наши рекомендации