Конструктивные особенности кондиционеров АК-0,4-9А, АК-1,6-9А и АВП-1,1-9А.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ
для выполнения лабораторных работ по специальности
«Эксплуатация и ремонт средств аэродромно-технического обеспечения самолетов и вертолетов»
Уфа 2012
Методический материал к работе №1
Сущность процессов, происходящих при работе холодильных машин.
Контрольные вопросы для допуска к занятию:
Классификация кондиционеров, применяемых на аэродроме.
- бытовые кондиционеры;
- кондиционеры летного состава;
- аэродромные кондиционеры (передвижные на самоходных и прицепных шасси или стационарные). К стационарным установкам кондиционирования относятся автономные стационарные кондиционеры и централизованные системы кондиционирования. Аэродромные кондиционеры могут быть общего и специального применения.
Назначение аэродромных кондиционеров.
Аэродромные кондиционеры предназначены для создания и поддержания заданных климатических условий в кабинах, салонах, спецотсеках ВС и вентиляции пододежного пространства защитного снаряжения летного состава на земле при неработающей бортовой системе кондиционирования воздуха ВС.
Кондиционеры летного состава предназначены для обеспечения необходимых физиолого-гигиенических условий летному составу при перевозке его в районе аэродрома, а также при несении боевого дежурства.
Аэродромные кондиционеры могут применяться для проверки герметичности кабин ВС, а также в качестве аварийного источника электрической энергии.
ТТХ аэродромного многоцелевого кондиционера АМК-24/56-131.
1. Массовая подача воздуха в обслуживаемый объект при номинальном избыточном статическом давлении на выходе из рукавов (р), кг/ч, не менее 1500 при р =0, 15 кгс/см2 – у контура оборудования; 300 при р =0, 35 кгс/см2 – у контура кабин.
2. Температура воздуха на выходе из рукавов, °С:
- в режиме «Охлаждение» - 10±5;
-в режиме «Обогрев» - 80±10
-в режиме «Вентиляция» - не нормируется.
3. Холодопроизводительность по воздуху, кВт, не менее 22,7-контура оборудования;
4.Теплопроизводительностьпо воздуху, кВт, не менее 55-контура оборудования;
5. Продолжительность непрерывной работы, ч, не менее 8.
6. Тип шасси автомобиль - ЗиЛ-131.
7. Привод спецоборудования - механический: от ходового двигателя автомобиля ЗиЛ-131- контура кабин; от кузовного двигателя ЗМЗ-66 – контура оборудования.
8. Диапазон температур окружающего воздуха, при которых обеспечивается работоспособность спецоборудования кондиционера, °С - от минус 50 до плюс 50
Время подготовки к запуску и выхода на режим, мин., не более:
-в режиме «Охлаждение» - 15;
-в режиме «Обогрев» - 40.
9. Обслуживающий персонал, чел.- 1 (водитель-оператор).
10. Заправочные емкости, л
– топливной системы автомобиля ЗиЛ-131 – 340
- системы смазки 9,5 – ходового двигателя автомобиля ЗиЛ-131; 8,0 - кузовного двигателя ЗМЗ-66; 12 – блока привода контура оборудования; 5 - блока привода контура кабин; 15 кг - хладонового компрессора ФУ-40; 4 кг - хладонового компрессора ФУ-12.
- систем охлаждения двигателей - 29,5 - ходового двигателя автомобиля ЗиЛ-131; 28 — кузовного двигателя ЗМЗ-66.
- хладоновой системы - 40 кг - контура кабин; 80 кг - контура оборудования.
11. Марка хладагента, применяемого в хладоновой системе кондиционера - Фреон- 142.
12. Полная масса кондиционера, кг, не более – 9975.
13. Габаритные размеры кондиционера, мм,
- Длина - 7310;
- Ширина - 2500;
- Высота – 2645.
14. Авиатранспортабельность - самолетом Ил-76.
Требования, предъявляемые к аэродромным кондиционерам.
- обеспечение требуемых температурных режимов в кондиционируемых отсеках;
- надежность, ремонтопригодность, простота в эксплуатации, низкие трудозатраты на обслуживание;
- экономичность;
- мобильность;
- малогабаритность;
- малое время приведения в рабочее состояние;
- безопасность работы (взрыво, пожаро, химическая, биологическая защита);
- эргонометрические требования.
Конструктивные особенности кондиционеров АК-0,4-9А, АК-1,6-9А и АВП-1,1-9А.
Кондиционеры АК-0,4-9А, АК-1,6-9А и АВП-1,1-9А имеют более высокие основные эксплуатационно-технические характеристики (массовую подачу воздуха, давление выдаваемого воздуха, холодо- и теплопроизводительность и др.) по сравнению с кондиционерами АМК-24/56-131 и АМК-ЗК-131, что обеспечивает более высокую эффективность обслуживания ими современных ВС с более высокими основными эксплуатационно-техническими характеристиками. Наряду с этим новые кондиционеры имеют ряд конструктивных особенностей, основными из которых являются:
· электрический привод спецоборудования (взамен механического у кондиционеров АМК-24/56-131 и АМК-ЗК-Ш), что, во-первых, повышает надежность работы кондиционеров; во-вторых, обеспечивает возможность их работы от внешней электросети и снижение при этом загазованности атмосферы вокруг обслуживаемых ВС, а также обслуживание ВС, находящихся в ангарах и в железобетонных укрытиях; в-третьих, обеспечивает возможность применения кондиционеров в качестве мощных аварийных источников электроэнергии на аэродромах;
· применение теплообменной аппаратуры (хладоно-воздушных конденсаторов и испарителей) модульного типа и бессальниковых хладоновых компрессоров (взамен теплообменной аппаратуры калачового типа и сальниковых хладоновых компрессоров у кондиционеров АМК-24/56-131 и АМК-ЗК-131) в хладоновых системах, что повышает надежность работы этих систем;
· осуществление отбора мощности для привода спецоборудования только от ходового двигателя автошасси (у аэродромного высоконапорного подогревателя АВП-1,1-9А), что значительно упрощает конструкцию кондиционера и облегчает его эксплуатацию (особенно в холодный период года);
· отсутствие в конструкции кондиционера холодильной машины (аэродромный высоконапорный подогреватель АВП-1Д-9А) вследствие ее ненужности при эксплуатации кондиционера в районах страны с холодным климатом;
· блочное исполнение спецоборудования (у аэродромного кондиционера АК-0,4-9А), обеспечивающее возможность демонтажа его с платформы автошасси и установки в ангарах, укрытиях и других помещениях для стационарной работы со сравнительно небольшими трудозатратами на его демонтаж и установку.