Классификация и общая характеристика
Пассажирские станции являются составной частью единой транспортной системы и предназначены для комплексного обслуживания населения страны с целью наиболее полного удовлетворения потребностей в перевозках. Они различаются по своему основному назначению, характеру работы, схеме размещения, размерам работы и объему устройств.
По основному назначению пассажирские станции подразделяются на следующие виды:
q пассажирские станции, обслуживающие дальнее, местное и пригородное движение (основной вид);
q пассажирские станции, обслуживающие пригородное движение: головные станции, обслуживающие только пригородное движение, и зонные станции на пригородных участках;
q специальные технические пассажирские станции, являющиеся станциями экипировки и ремонта пассажирских составов.
Станции первого вида могут быть классифицированы по трем основным признакам:
Ø размерам движения и развитию устройств;
Ø характеру эксплуатационной работы;
Ø схеме путевого развития и размещению основных устройств.
Помимо специализированных пассажирских станций, к этому виду относятся объединенные станции, на которых пассажирские устройства, обслуживающие значительные размеры пассажирского движения, размещаются на общей площадке с устройствами для грузового движения. В этом случае под пассажирской станцией понимают комплекс устройств по обслуживанию пассажирского движения, занимающий обособленное положение.
Пассажирские станции первого вида разделяются по размерам движения и развитию устройств на три группы:
ü крупные;
ü средние;
ü небольшие.
К крупным относятся пассажирские станции, на которых число конечных поездов (с дальностью маршрута более 300 км) составляет 10 и более, либо пригородных – более 200 пар в сутки.
К средним – станции, на которых число конечных пассажирских поездов равно 5¸9 или пригородных – от 101 до 200 пар.
К небольшим – пассажирские станции с числом конечных поездов 2¸4 или пригородных – 50¸100.
Станции, на которых заканчивается один маршрут с дальностью более 300 км, либо станции, являющиеся конечными для маршрутов пассажирских поездов с дальностью менее 300 км, либо имеющие менее 50 пар пригородных поездов относятся главным образом к категории участковых или объединенных станций с наличием небольших пассажирских устройств.
В зависимости от наличия или отсутствия технических устройств по обслуживанию составов крупные пассажирские станции подразделяются на две подгруппы:
· пассажирские станции с наличием технических устройств по обслуживанию пассажирских составов (пассажирские станции и технические станции размещены совместно на одной площадке);
· пассажирские станции без технических устройств для пассажирских составов, когда эти устройства размещены на отдельной технической пассажирской станции.
По характеру эксплуатационной работы станции для обслуживания дальнего и пригородного движения делятся на два подвида:
ü транзитно-конечные, обслуживающие все виды пассажирского движения: транзитное, дальнее и местное конечное, а также пригородное;
ü конечные, характеризующиеся отсутствием транзитных поездов.
Большинство пассажирских станций на сети железных дорог России относится к транзитно-конечному виду.
По схеме путевого развития и размещению основных устройств классификация пассажирских станций выполняется в широком диапазоне и зависит от многих условий: характера приемо-отправочных путей (тупиковые, сквозные); взаимного расположения приемо-отправочных путей, платформ и здания вокзала; расположения технических парков (или схемы выходов на техническую пассажирскую станцию); расположения локомотивного хозяйства. Станции, расположенные в узловых пунктах, различаются, кроме того, по числу главных путей на подходах и схеме развязок этих путей.
На рис.1 приведена классификация пассажирских станций по характеру и взаимному расположению приемо-отправочных путей, пассажирских платформ и здания вокзала.
Из дополнительных факторов наибольшее влияние на схему оказывают: число и специализация главных путей на подходах (при числе их более двух) и размещение технического парка или технической станции по отношению к приемо-отправочным путям.
Тип стан-ции | Размещение вокзала (тип) | Принципиальная схема | Тип станции | Размещение вокзала (тип) | Принципиальная схема |
Т у п и к о в ы й | Торцовый | 1а | С к в о з н о й | Сбоку путей | 2а |
П-образный | 1б | Островной | 2б | ||
Г-образный | 1в | Между сходящимися путями | 2в | ||
Сбоку путей | 1г | Ком- бини- рова- нный | Сбоку путей |
Рис.1 Классификация пассажирских станций по схеме взаимного