Нестандартные и аварийные ситуации

Уровень нагрева при команде «ТРЕВОГА-0»:

До 22

Уровень нагрева при команде «ТРЕВОГА-1»:

22-36

Уровень нагрева при команде «ТРЕВОГА-2»:

Свыше 36

Действия локомотивной бригады при получении сигнала «ТРЕВОГА-0»:

При остановке поезда на станции по графику движения поездов осмотрщики вагонов, а в случае отсутствия – локомотивная бригада, обязаны осмотреть вагоны с предварительным уровнем нагрева буксового узла, шкива привода генератора, нагрева ободьев колес, если они были зафиксированы средствами контроля по сигналу

Действия локомотивной бригады при получении сигнала «ТРЕВОГА-1»:

Принять меры к плавному снижению скорости до 20 км/ч служебным торможением и следовать с особой бдительностью, наблюдая за составом, на путь приема станции с остановкой поезда, направить помощника машиниста на осмотр вагона (локомотива), если нет на станции осмотрщика вагонов

Действия локомотивной бригады при получении сигнала «ТРЕВОГА-2»:

Остановить поезд служебным торможением, сообщить об остановке поезда машинистам поездов, находящихся на перегоне с указанием перегона, километра, пикета и причины остановки, действовать и принимать решения как при сигнале «ТРЕВОГА-1»

При не выявлении неисправностей букс у вагона (локомотива), зафиксированного КТСМ по сигналу «ТРЕВОГА-1»:

Машинист докладывает дежурному по станции или поездному диспетчеру о состоянии состава и проделанной работе, сообщает номера осмотренных вагонов и следует до следующей станции со скорость не более 40 км/ч

При не выявлении неисправностей букс у вагона (локомотива), зафиксированного КТСМ по сигналу «ТРЕВОГА-1»:

Если перед следующей станцией КТСМ не выдал сигнал «ТРЕВОГА-1 (2)», то поезд может следовать с установленной скоростью без остановки на станции

Помощник машиниста, осмотрщик вагонов (при его наличии на станции) при осмотре зафиксированного вагона (локомотива)по сигналу «ТРЕВОГА-1» обязан:

Произвести осмотр зафиксированного вагона (локомотива) с обязательным ощупыванием тыльной стороной кисти руки передней и задней частей корпусов букс в верхней плоскости и смотровых крышек

Помощник машиниста, осмотрщик вагонов (при его наличии на станции) при осмотре зафиксированного вагона (локомотива)по сигналу «ТРЕВОГА-1» обязан:

Если в результате осмотра установлено, что у зафиксированного средствами контроля вагона отсутствуют неисправные буксы – осмотреть по два смежных вагона в каждую сторону от зафиксированного

Помощник машиниста, осмотрщик вагонов (при его наличии на станции) при осмотре зафиксированного вагона (локомотива)по сигналу «ТРЕВОГА-1» обязан:

При выявлении нагревшегося буксового узла (нагрев значительно отличается от других корпусов букс), отправление поезда по станции без принятия решения осмотрщиком вагонов – запрещается

Помощник машиниста, осмотрщик вагонов (при его наличии на станции) при осмотре зафиксированного вагона (локомотива)по сигналу «ТРЕВОГА-1» обязан:

При выявлении неотпущенного тормоза отключает воздухораспределитель перекрытием разобщительного крана, полностью выпускает воздух главной части воздухораспределителя, обеспечивает фиксацию толкателя в отжатом положении. Проверяет наличие ползунов, наваров на поверхности катания колес с продвижением поезда. Дальнейшее следование с установленной скоростью.

При выдаче КТСМ сигнала «ТРЕВОГА-2» машинист обязан:

При разрушении буксового узла или при критическом нагреве дать остыть до темного цвета, доложить по поездной радиосвязи дежурному по станции или поездному диспетчеру. Решение о возможности дальнейшего следования поезда на станцию со скоростью 3-5 км/ч принимается машинистом поезда

При выдаче КТСМ сигнала «ТРЕВОГА-2» машинист обязан:

При разрушении буксового узла или при критическом нагреве решение о возможности дальнейшего следования поезда на станцию со скоростью 3-5 км/ч принимается машинистом поезда. При принятии машинистом решения о невозможности следования поезда на станцию решение о возможности и скорости дальнейшего следования поезда принимает работник вагонного хозяйства

При отсутствии неисправностей в осмотренных пяти вагонах и наличии информации о сбоях КТСМ в счете вагонов на поезд:

Производится осмотр всех вагонов с указанной стороны поезда

При выявлении в пути следования греющейся буксы машинист обязан:

Остановить поезд служебным торможением, действовать и принимать решения как при сигнале «ТРЕВОГА-2»

При неприеме на станцию выбирать место остановки и режим движения поезда с таким расчетом, чтобы проследовать КТСМ:

Со скоростью не менее 10 км/ч без применения тормозов

При получении информации от дежурных постов безопасности и машинистов встречных поездов об искрении в составе идругих неисправностях принимать меры:

К остановке поезда и проверки его состояния проходом помощника машиниста до хвостового вагона. Если неисправность выявить не удалось, открытием концевого крана вызвать срабатывание автотормозов с проверкой их действия у хвостового вагона, а при возвращении на локомотив сверить номер хвостового вагона с номером в натурном листе или справке ВУ-45. При подозрении на заклинивание колесных пар тщательно осмотреть их по кругу катания с продвижением поезда

При получении информации от работников постов безопасности о выявлении вагонов с отрицательной динамикой(галопирующих) машинист поезда обязан:

Снизить скорость движения до 60 км/ч и следовать до ближайшего пункта технического обслуживания вагонов

При переключении входного светофора с разрешающего на запрещающее показание или предупредительного светофора наболее запрещающее показание перед станцией, где установлено УКСПС, и получив предупреждение о срабатывании УКСПС попоездной радиосвязи:

Машинист обязан немедленно остановить поезд, применив полное служебное торможение, и включить красные огни фонарей у буферного бруса; сообщить по радиосвязи об остановке поезда машинистам поездов встречного и попутного направлений движения, ДСП

При переключении входного светофора с разрешающего на запрещающее показание или предупредительного светофора наболее запрещающее показание перед станцией, где установлено УКСПС, и получив предупреждение о срабатывании УКСПС попоездной радиосвязи:

Машинист обязан подавать сигнал общей тревоги (звуковой и световой прозрачно-белый огонь прожектора) при приближении поезда встречного направления в зоне прямой видимости , если от него по радиосвязи ответа не получено, направить помощника машиниста для осмотра поезда с обеих сторон с целью обнаружения нарушения нижнего габарита или сошедших с рельсов колесных пар подвижного состава. Помощник машиниста осматривает локомотив и состав путем прохода до хвоста поезда с одной стороны возвращением с другой стороны

При переключении входного светофора с разрешающего на запрещающее показание или предупредительного светофора наболее запрещающее показание перед станцией, где установлено УКСПС, и получив предупреждение о срабатывании УКСПС попоездной радиосвязи:

Машинист обязан сообщить по радиосвязи об остановке поезда машинистам поездов встречного и попутного направлений движения, дежурным по станциям, ограничивающим перегон, с указанием места остановки и о принимаемых мерах по выяснению причины срабатывания УКСПС

Машинист поезда встречного направления, получив по радиосвязи сообщение об остановке поезда на соседнем пути посрабатыванию УКСПС, должен:

Снизить скорость до 20 км/ч и проследовать состав стоящего поезда с особой бдительностью и готовностью остановиться, если встретится препятствие для дальнейшего движения. После прохода стоящего на соседнем пути поезда и отсутствия препятствия для движения машинист сообщает об этом дежурному по станции и ведет далее поезд по показаниям светофоров

При остановке пассажирского поезда на перегоне из-за срабатывания аппаратуры УКСПС машинист локомотива обязан:

Вызвать по радиосвязи начальника поезда и поездного электромеханика для совместного осмотра и установления причины срабатывания прибора безопасности

Если машинист поезда при проследовании светофора, у которого установлен УКСПС, обнаружит переключение светофора наболее запрещающее показание или перекрытие входного светофора на запрещающее показание, но сообщения от ДСП неполучит, то он должен:

Немедленно остановить поезд, применив экстренное торможение, и включить красные огни фонарей у буферного бруса; сообщить по радиосвязи об остановке поезда машинистам поездов встречного и попутного направлений движения, дежурным по станциям, ограничивающим перегон с указанием места остановки и о принимаемых мерах по выяснению причины перекрытия сигнала или срабатывания УКСПС

При срабатывании УКСПС, ограждающих искусственные сооружения, если неисправность в поезде не обнаружена, то:

По согласованию с поездным диспетчером поезд проходит проходной, заградительный или светофор прикрытия с запрещающим показанием со скоростью не более 20 км/ч

Текст сообщения машинисту поезда, при проходе которого сработало УКСПС:

«Внимание! Машинист поезда №….. Вашим поездом вызвано срабатывание УКСПС! Немедленно остановитесь! ДСП станции (диспетчер) …(название станции, фамилия)»

При обнаружении бокового, вертикального толчка в пути следования машинист поезда обязан:

Применить служебное торможение и внимательно следить за состоянием подвижного состава до остановки поезда

Машинист поезда, почувствовав вертикальный, боковой толчок локомотива (МВПС) или стук, обязан немедленно передатьсообщение по поездной радиосвязи по форме:

«Внимание, внимание! Слушайте все! Я, машинист (фамилия) поезда №…..на км пикета обнаружил «толчок» (боковой, вертикальный или стук и т.д.) при скорости км/ч. Сведений о наличии габарита по соседнему пути не имею (или имеется)»

Машинист поезда, обнаруживший неисправность пути, при неисправности радиосвязи (при толчке в пути) обязан:

Принять все возможные меры для передачи соответствующей информации ДСП или ДНЦ. В исключительных случаях разрешается использовать сотовую связь

Машинисты вслед идущих поездов, получив информацию о толчке, обязаны:

Остановить поезд возле указанного места, убедиться в возможности дальнейшего следования и проследовать это место всем составом со скоростью, обеспечивающей безопасность движения поездов, но не более 20 км/ч

Перечень неисправностей по системе информации «толчок в пути», которые запрещают дальнейшее движение поезда:

Разрыв рельсовой колеи; излома рельса или обеих стыковых накладок; отсутствия всех стыковых болтов на одном конце рельса; выброса пути; выхода рельсов из реборд подкладок (более чем на 5-ти подряд шпалах)

Перечень неисправностей по системе информации «толчок в пути», которые запрещают дальнейшее движение поезда:

Резко выраженного угла в плане; просадки пути; загромождения пути сползшим с откоса грунтом, каменной осыпью, развалившимся грузом; размыва земляного полотна или балластного слоя пучины; наложения на путь

При отсутствии угрозы безопасности движения по системе информации «толчок в пути» после остановки машинист должен:

Возобновить движение, проследовав «опасное» место со скоростью не более 20 км/ч. После окончания поездки (смены) записать в Книгу замечаний машинистов обстоятельства допущенной остановки поезда в пути следования

Машинисты поездов, следующих по соседнему пути, при получении сообщения о «толчке в пути» должны:

Принять меры к снижению скорости движения и проследовать указанный км, пикет со скоростью не более 20 км/ч с особой бдительностью и готовностью остановиться

Если причиной толчка послужили: лопнувший рельс, размыв пути, обвал, выброс пути и другие неисправности пути,угрожающие безопасности движения поездов, дальнейшее следование поезда по опасному месту разрешается:

Только после осмотра данного места работником пути (должностью не ниже бригадира) и обязательной записью в бланке ДУ-61 о возможности проследовать опасное место с указанием скорости движения

Если неисправность пути, заявленная по системе «толчок в пути» в темное время суток, не была выявлена:

Скорость возобновления движения поездов должна быть не более 20 км/ч до повторной проверки в светлое время суток, «опасное» место для движения ограждается сигналами уменьшения скорости движения поездов

Прибыв на место, где заявлен «толчок в пути», работник дистанции пути должен:

Внимательно осмотреть путь, земляное полотно, искусственное сооружение в обе стороны от «опасного» места на расстоянии не менее 500 метров и определить меры по пропуску поездов

При обнаружении бокового, вертикального толчка в пути следования машинист поезда обязан:

Если при следовании с поездом обнаружена неисправность пути, непосредственно создающая угрозу безопасности движения (излом рельс, размыв пути, обвал, снежный занос, выброс пути и т.д.), применить экстренное торможение, приняв все возможные меры для остановки поезда до опасного места

При обнаружении бокового, вертикального толчка в пути при следовании с пассажирским поездом машинист обязан:

Передать информацию о причине остановки начальнику поезда

Машинисты вслед идущих поездов, получив информацию о толчке, обязаны:

О выявленных на месте препятствия неисправностях сообщить по радиосвязи машинистам вслед идущих поездов и ДСП, а при обнаружении неисправности, угрожающей безопасности движения, остановить поезд и возобновить движение только после устранения этой неисправности работниками пути

Если поезд остановлен у лопнувшего рельса, по которому согласно заключению бригадира пути (запись на бланкепредупреждения на поезд ДУ-61) возможно пропустить поезд, то:

По нему разрешается пропускать только один первый поезд

Получив приказ поездного диспетчера о приеме на путь, не оборудованный устройствами АЛСН (неспециализированный),машинист пассажирского поезда обязан:

Вести поезд на указанный путь с особой бдительностью со скоростью не более 20 км/ч

Какое разрешение выдается машинисту пассажирского поезда при приеме на путь, не оборудованный устройствами АЛСН(неспециализированный):

Регистрируемый приказ поездного диспетчера с письменного разрешения дорожного диспетчера по району управления ДЦУП (ДНЦО) соответствующего района управления ДЦУП

Порядок взаимодействия работников в случае, когда …обстановка осложнена нарушением графика движения поездов:

Поездной диспетчер сообщает дежурным по станциям и машинистам поездов порядок их пропуска регистрируемым диспетчерским приказом

Порядок взаимодействия работников в случае пропуска по участку поездов, не предусмотренных расписанием движения:

Диспетчер совместно с ДНЦО планирует пропуск по участку, передает регистрируемый приказ, доводит его до ДСП и машиниста поезда, а ДСП доводят необходимые сведения до причастных работников станции локомотивного и вагонного депо, других служб

Порядок взаимодействия работников в случае, когда поезд потерял управление тормозами в пути следования:

Машинист локомотива немедленно применяет экстренное торможение, по радиосвязи неоднократно сообщает поездному диспетчеру, дежурным по станциям, ограничивающим перегон, и машинистам других поездов, находящихся на перегоне, об отказе тормозов

ДСП, получив сообщение о следовании поезда, потерявшего управление тормозами, должен:

Приготовить маршрут приема на свободный путь; всеми возможными средствами организовать остановку поезда; направить поезд в улавливающий, предохранительный тупик; в случае невозможности остановки обеспечить пропуск на следующий перегон, если на нем нет пассажирского поезда

Машинист, получив сообщение о следовании на него поезда, потерявшего управление тормозами, должен:

Остановиться, затормозить поезд, отцепиться от состава, отъехать от него на возможно большее расстояние и принимать меры по остановке неуправляемого поезда, соблюдая при этом меры личной безопасности

Порядок взаимодействия работников в случае ухода вагонов со станции на перегон:

ДСП обязан сообщить об уходе вагонов всем работникам, дать указание соответствующим работникам на установку тормозных башмаков для задержания вагонов с указанием места укладки башмаков или выйти к пути и уложить башмаки лично

Машинист грузового поезда, получив сообщение о движении навстречу ему ушедших вагонов должен:

Немедленно остановить поезд и принять меры к закреплению состава. Послать с двумя тормозными башмаками помощника машиниста навстречу движущимся вагонам

Машинист пассажирского поезда, получив сообщение о движении навстречу ему ушедших вагонов должен:

Немедленно останавливает поезд и, если имеется связь с бригадиром поезда, дает команду о приведении в действие ручных тормозов. Посылает с двумя тормозными башмаками помощника машиниста навстречу движущимся вагонам

Машинист мотор-вагонного подвижного состава, получив сообщение о движении навстречу ему ушедших вагонов должен:

Немедленно останавливается, затормаживает состав и принимает меры к безопасной эвакуации пассажиров

На двухпутных перегонах машинисты поездов, получившие сообщения об уходе вагонов со станции и движении их пососеднему пути, должны:

Немедленно остановить поезд и послать помощника машиниста с тормозными башмаками для остановки движущихся вагонов и предотвращения столкновения

Помощник машиниста для задержания вагонов, ушедших со станции, и движении их по соседнему пути должен:

Уложить два тормозных башмака на рельсы в одном створе

Наши рекомендации