Нестандартные и аварийные ситуации
Уровень нагрева при команде «ТРЕВОГА-0»:
До 22
Уровень нагрева при команде «ТРЕВОГА-1»:
22-36
Уровень нагрева при команде «ТРЕВОГА-2»:
Свыше 36
Действия локомотивной бригады при получении сигнала «ТРЕВОГА-0»:
При остановке поезда на станции по графику движения поездов осмотрщики вагонов, а в случае отсутствия – локомотивная бригада, обязаны осмотреть вагоны с предварительным уровнем нагрева буксового узла, шкива привода генератора, нагрева ободьев колес, если они были зафиксированы средствами контроля по сигналу
Действия локомотивной бригады при получении сигнала «ТРЕВОГА-1»:
Принять меры к плавному снижению скорости до 20 км/ч служебным торможением и следовать с особой бдительностью, наблюдая за составом, на путь приема станции с остановкой поезда, направить помощника машиниста на осмотр вагона (локомотива), если нет на станции осмотрщика вагонов
Действия локомотивной бригады при получении сигнала «ТРЕВОГА-2»:
Остановить поезд служебным торможением, сообщить об остановке поезда машинистам поездов, находящихся на перегоне с указанием перегона, километра, пикета и причины остановки, действовать и принимать решения как при сигнале «ТРЕВОГА-1»
При не выявлении неисправностей букс у вагона (локомотива), зафиксированного КТСМ по сигналу «ТРЕВОГА-1»:
Машинист докладывает дежурному по станции или поездному диспетчеру о состоянии состава и проделанной работе, сообщает номера осмотренных вагонов и следует до следующей станции со скорость не более 40 км/ч
При не выявлении неисправностей букс у вагона (локомотива), зафиксированного КТСМ по сигналу «ТРЕВОГА-1»:
Если перед следующей станцией КТСМ не выдал сигнал «ТРЕВОГА-1 (2)», то поезд может следовать с установленной скоростью без остановки на станции
Помощник машиниста, осмотрщик вагонов (при его наличии на станции) при осмотре зафиксированного вагона (локомотива)по сигналу «ТРЕВОГА-1» обязан:
Произвести осмотр зафиксированного вагона (локомотива) с обязательным ощупыванием тыльной стороной кисти руки передней и задней частей корпусов букс в верхней плоскости и смотровых крышек
Помощник машиниста, осмотрщик вагонов (при его наличии на станции) при осмотре зафиксированного вагона (локомотива)по сигналу «ТРЕВОГА-1» обязан:
Если в результате осмотра установлено, что у зафиксированного средствами контроля вагона отсутствуют неисправные буксы – осмотреть по два смежных вагона в каждую сторону от зафиксированного
Помощник машиниста, осмотрщик вагонов (при его наличии на станции) при осмотре зафиксированного вагона (локомотива)по сигналу «ТРЕВОГА-1» обязан:
При выявлении нагревшегося буксового узла (нагрев значительно отличается от других корпусов букс), отправление поезда по станции без принятия решения осмотрщиком вагонов – запрещается
Помощник машиниста, осмотрщик вагонов (при его наличии на станции) при осмотре зафиксированного вагона (локомотива)по сигналу «ТРЕВОГА-1» обязан:
При выявлении неотпущенного тормоза отключает воздухораспределитель перекрытием разобщительного крана, полностью выпускает воздух главной части воздухораспределителя, обеспечивает фиксацию толкателя в отжатом положении. Проверяет наличие ползунов, наваров на поверхности катания колес с продвижением поезда. Дальнейшее следование с установленной скоростью.
При выдаче КТСМ сигнала «ТРЕВОГА-2» машинист обязан:
При разрушении буксового узла или при критическом нагреве дать остыть до темного цвета, доложить по поездной радиосвязи дежурному по станции или поездному диспетчеру. Решение о возможности дальнейшего следования поезда на станцию со скоростью 3-5 км/ч принимается машинистом поезда
При выдаче КТСМ сигнала «ТРЕВОГА-2» машинист обязан:
При разрушении буксового узла или при критическом нагреве решение о возможности дальнейшего следования поезда на станцию со скоростью 3-5 км/ч принимается машинистом поезда. При принятии машинистом решения о невозможности следования поезда на станцию решение о возможности и скорости дальнейшего следования поезда принимает работник вагонного хозяйства
При отсутствии неисправностей в осмотренных пяти вагонах и наличии информации о сбоях КТСМ в счете вагонов на поезд:
Производится осмотр всех вагонов с указанной стороны поезда
При выявлении в пути следования греющейся буксы машинист обязан:
Остановить поезд служебным торможением, действовать и принимать решения как при сигнале «ТРЕВОГА-2»
При неприеме на станцию выбирать место остановки и режим движения поезда с таким расчетом, чтобы проследовать КТСМ:
Со скоростью не менее 10 км/ч без применения тормозов
При получении информации от дежурных постов безопасности и машинистов встречных поездов об искрении в составе идругих неисправностях принимать меры:
К остановке поезда и проверки его состояния проходом помощника машиниста до хвостового вагона. Если неисправность выявить не удалось, открытием концевого крана вызвать срабатывание автотормозов с проверкой их действия у хвостового вагона, а при возвращении на локомотив сверить номер хвостового вагона с номером в натурном листе или справке ВУ-45. При подозрении на заклинивание колесных пар тщательно осмотреть их по кругу катания с продвижением поезда
При получении информации от работников постов безопасности о выявлении вагонов с отрицательной динамикой(галопирующих) машинист поезда обязан:
Снизить скорость движения до 60 км/ч и следовать до ближайшего пункта технического обслуживания вагонов
При переключении входного светофора с разрешающего на запрещающее показание или предупредительного светофора наболее запрещающее показание перед станцией, где установлено УКСПС, и получив предупреждение о срабатывании УКСПС попоездной радиосвязи:
Машинист обязан немедленно остановить поезд, применив полное служебное торможение, и включить красные огни фонарей у буферного бруса; сообщить по радиосвязи об остановке поезда машинистам поездов встречного и попутного направлений движения, ДСП
При переключении входного светофора с разрешающего на запрещающее показание или предупредительного светофора наболее запрещающее показание перед станцией, где установлено УКСПС, и получив предупреждение о срабатывании УКСПС попоездной радиосвязи:
Машинист обязан подавать сигнал общей тревоги (звуковой и световой прозрачно-белый огонь прожектора) при приближении поезда встречного направления в зоне прямой видимости , если от него по радиосвязи ответа не получено, направить помощника машиниста для осмотра поезда с обеих сторон с целью обнаружения нарушения нижнего габарита или сошедших с рельсов колесных пар подвижного состава. Помощник машиниста осматривает локомотив и состав путем прохода до хвоста поезда с одной стороны возвращением с другой стороны
При переключении входного светофора с разрешающего на запрещающее показание или предупредительного светофора наболее запрещающее показание перед станцией, где установлено УКСПС, и получив предупреждение о срабатывании УКСПС попоездной радиосвязи:
Машинист обязан сообщить по радиосвязи об остановке поезда машинистам поездов встречного и попутного направлений движения, дежурным по станциям, ограничивающим перегон, с указанием места остановки и о принимаемых мерах по выяснению причины срабатывания УКСПС
Машинист поезда встречного направления, получив по радиосвязи сообщение об остановке поезда на соседнем пути посрабатыванию УКСПС, должен:
Снизить скорость до 20 км/ч и проследовать состав стоящего поезда с особой бдительностью и готовностью остановиться, если встретится препятствие для дальнейшего движения. После прохода стоящего на соседнем пути поезда и отсутствия препятствия для движения машинист сообщает об этом дежурному по станции и ведет далее поезд по показаниям светофоров
При остановке пассажирского поезда на перегоне из-за срабатывания аппаратуры УКСПС машинист локомотива обязан:
Вызвать по радиосвязи начальника поезда и поездного электромеханика для совместного осмотра и установления причины срабатывания прибора безопасности
Если машинист поезда при проследовании светофора, у которого установлен УКСПС, обнаружит переключение светофора наболее запрещающее показание или перекрытие входного светофора на запрещающее показание, но сообщения от ДСП неполучит, то он должен:
Немедленно остановить поезд, применив экстренное торможение, и включить красные огни фонарей у буферного бруса; сообщить по радиосвязи об остановке поезда машинистам поездов встречного и попутного направлений движения, дежурным по станциям, ограничивающим перегон с указанием места остановки и о принимаемых мерах по выяснению причины перекрытия сигнала или срабатывания УКСПС
При срабатывании УКСПС, ограждающих искусственные сооружения, если неисправность в поезде не обнаружена, то:
По согласованию с поездным диспетчером поезд проходит проходной, заградительный или светофор прикрытия с запрещающим показанием со скоростью не более 20 км/ч
Текст сообщения машинисту поезда, при проходе которого сработало УКСПС:
«Внимание! Машинист поезда №….. Вашим поездом вызвано срабатывание УКСПС! Немедленно остановитесь! ДСП станции (диспетчер) …(название станции, фамилия)»
При обнаружении бокового, вертикального толчка в пути следования машинист поезда обязан:
Применить служебное торможение и внимательно следить за состоянием подвижного состава до остановки поезда
Машинист поезда, почувствовав вертикальный, боковой толчок локомотива (МВПС) или стук, обязан немедленно передатьсообщение по поездной радиосвязи по форме:
«Внимание, внимание! Слушайте все! Я, машинист (фамилия) поезда №…..на км пикета обнаружил «толчок» (боковой, вертикальный или стук и т.д.) при скорости км/ч. Сведений о наличии габарита по соседнему пути не имею (или имеется)»
Машинист поезда, обнаруживший неисправность пути, при неисправности радиосвязи (при толчке в пути) обязан:
Принять все возможные меры для передачи соответствующей информации ДСП или ДНЦ. В исключительных случаях разрешается использовать сотовую связь
Машинисты вслед идущих поездов, получив информацию о толчке, обязаны:
Остановить поезд возле указанного места, убедиться в возможности дальнейшего следования и проследовать это место всем составом со скоростью, обеспечивающей безопасность движения поездов, но не более 20 км/ч
Перечень неисправностей по системе информации «толчок в пути», которые запрещают дальнейшее движение поезда:
Разрыв рельсовой колеи; излома рельса или обеих стыковых накладок; отсутствия всех стыковых болтов на одном конце рельса; выброса пути; выхода рельсов из реборд подкладок (более чем на 5-ти подряд шпалах)
Перечень неисправностей по системе информации «толчок в пути», которые запрещают дальнейшее движение поезда:
Резко выраженного угла в плане; просадки пути; загромождения пути сползшим с откоса грунтом, каменной осыпью, развалившимся грузом; размыва земляного полотна или балластного слоя пучины; наложения на путь
При отсутствии угрозы безопасности движения по системе информации «толчок в пути» после остановки машинист должен:
Возобновить движение, проследовав «опасное» место со скоростью не более 20 км/ч. После окончания поездки (смены) записать в Книгу замечаний машинистов обстоятельства допущенной остановки поезда в пути следования
Машинисты поездов, следующих по соседнему пути, при получении сообщения о «толчке в пути» должны:
Принять меры к снижению скорости движения и проследовать указанный км, пикет со скоростью не более 20 км/ч с особой бдительностью и готовностью остановиться
Если причиной толчка послужили: лопнувший рельс, размыв пути, обвал, выброс пути и другие неисправности пути,угрожающие безопасности движения поездов, дальнейшее следование поезда по опасному месту разрешается:
Только после осмотра данного места работником пути (должностью не ниже бригадира) и обязательной записью в бланке ДУ-61 о возможности проследовать опасное место с указанием скорости движения
Если неисправность пути, заявленная по системе «толчок в пути» в темное время суток, не была выявлена:
Скорость возобновления движения поездов должна быть не более 20 км/ч до повторной проверки в светлое время суток, «опасное» место для движения ограждается сигналами уменьшения скорости движения поездов
Прибыв на место, где заявлен «толчок в пути», работник дистанции пути должен:
Внимательно осмотреть путь, земляное полотно, искусственное сооружение в обе стороны от «опасного» места на расстоянии не менее 500 метров и определить меры по пропуску поездов
При обнаружении бокового, вертикального толчка в пути следования машинист поезда обязан:
Если при следовании с поездом обнаружена неисправность пути, непосредственно создающая угрозу безопасности движения (излом рельс, размыв пути, обвал, снежный занос, выброс пути и т.д.), применить экстренное торможение, приняв все возможные меры для остановки поезда до опасного места
При обнаружении бокового, вертикального толчка в пути при следовании с пассажирским поездом машинист обязан:
Передать информацию о причине остановки начальнику поезда
Машинисты вслед идущих поездов, получив информацию о толчке, обязаны:
О выявленных на месте препятствия неисправностях сообщить по радиосвязи машинистам вслед идущих поездов и ДСП, а при обнаружении неисправности, угрожающей безопасности движения, остановить поезд и возобновить движение только после устранения этой неисправности работниками пути
Если поезд остановлен у лопнувшего рельса, по которому согласно заключению бригадира пути (запись на бланкепредупреждения на поезд ДУ-61) возможно пропустить поезд, то:
По нему разрешается пропускать только один первый поезд
Получив приказ поездного диспетчера о приеме на путь, не оборудованный устройствами АЛСН (неспециализированный),машинист пассажирского поезда обязан:
Вести поезд на указанный путь с особой бдительностью со скоростью не более 20 км/ч
Какое разрешение выдается машинисту пассажирского поезда при приеме на путь, не оборудованный устройствами АЛСН(неспециализированный):
Регистрируемый приказ поездного диспетчера с письменного разрешения дорожного диспетчера по району управления ДЦУП (ДНЦО) соответствующего района управления ДЦУП
Порядок взаимодействия работников в случае, когда …обстановка осложнена нарушением графика движения поездов:
Поездной диспетчер сообщает дежурным по станциям и машинистам поездов порядок их пропуска регистрируемым диспетчерским приказом
Порядок взаимодействия работников в случае пропуска по участку поездов, не предусмотренных расписанием движения:
Диспетчер совместно с ДНЦО планирует пропуск по участку, передает регистрируемый приказ, доводит его до ДСП и машиниста поезда, а ДСП доводят необходимые сведения до причастных работников станции локомотивного и вагонного депо, других служб
Порядок взаимодействия работников в случае, когда поезд потерял управление тормозами в пути следования:
Машинист локомотива немедленно применяет экстренное торможение, по радиосвязи неоднократно сообщает поездному диспетчеру, дежурным по станциям, ограничивающим перегон, и машинистам других поездов, находящихся на перегоне, об отказе тормозов
ДСП, получив сообщение о следовании поезда, потерявшего управление тормозами, должен:
Приготовить маршрут приема на свободный путь; всеми возможными средствами организовать остановку поезда; направить поезд в улавливающий, предохранительный тупик; в случае невозможности остановки обеспечить пропуск на следующий перегон, если на нем нет пассажирского поезда
Машинист, получив сообщение о следовании на него поезда, потерявшего управление тормозами, должен:
Остановиться, затормозить поезд, отцепиться от состава, отъехать от него на возможно большее расстояние и принимать меры по остановке неуправляемого поезда, соблюдая при этом меры личной безопасности
Порядок взаимодействия работников в случае ухода вагонов со станции на перегон:
ДСП обязан сообщить об уходе вагонов всем работникам, дать указание соответствующим работникам на установку тормозных башмаков для задержания вагонов с указанием места укладки башмаков или выйти к пути и уложить башмаки лично
Машинист грузового поезда, получив сообщение о движении навстречу ему ушедших вагонов должен:
Немедленно остановить поезд и принять меры к закреплению состава. Послать с двумя тормозными башмаками помощника машиниста навстречу движущимся вагонам
Машинист пассажирского поезда, получив сообщение о движении навстречу ему ушедших вагонов должен:
Немедленно останавливает поезд и, если имеется связь с бригадиром поезда, дает команду о приведении в действие ручных тормозов. Посылает с двумя тормозными башмаками помощника машиниста навстречу движущимся вагонам
Машинист мотор-вагонного подвижного состава, получив сообщение о движении навстречу ему ушедших вагонов должен:
Немедленно останавливается, затормаживает состав и принимает меры к безопасной эвакуации пассажиров
На двухпутных перегонах машинисты поездов, получившие сообщения об уходе вагонов со станции и движении их пососеднему пути, должны:
Немедленно остановить поезд и послать помощника машиниста с тормозными башмаками для остановки движущихся вагонов и предотвращения столкновения
Помощник машиниста для задержания вагонов, ушедших со станции, и движении их по соседнему пути должен:
Уложить два тормозных башмака на рельсы в одном створе