Общие сведения о пассажирских перевозках
Глава 1
Техническое и технологическое
Обеспечение пассажирских перевозок
Общие сведения о пассажирских перевозках
В зависимости от дальности поездки различают следующие виды сообщений:
q прямое - в пределах двух и более дорог;
q местное - в пределах одной дороги;
q пригородное - в пределах пригородного участка (на расстояние до 150 км).
Создание необходимых удобств пассажирам каждого вида сообщения учитывается при формировании определенных категорий поездов. К ним относятся:
ü дальние, следующие на расстояние более 700 км;
ü местные, следующие на расстояние до 700 км;
ü пригородные, обращающиеся на пригородных линиях.
В свою очередь дальние и местные поезда делятся на скорые и пассажирские.
Скорые поезда формируются из вагонов повышенной комфортабельности, имеют меньший вес и населенность поезда, следуют с более высокими скоростями. В зависимости от качества предоставляемых услуг некоторым поездам может присваиваться категория "фирменный".
Пассажирские поезда формируются из вагонов меньшей комфортабельности, чем скорые, в них включаются купейные и некупейные плацкартные вагоны, а иногда вагоны с местами для сидения. Они имеют больший вес и меньшую маршрутную скорость, более частые остановки.
Пригородные поезда имеют меньший вес, чем дальние и местные, и, как правило, большую населенность. Кроме раздельных пунктов (станций, разъездов и т.д.), эти поезда останавливаются на пассажирских остановочных пунктах, устраиваемых на перегонах специально для посадки и высадки пассажиров.
На малодеятельных линиях с незначительным пассажиропотоком и малой пропускной способностью обращаются грузопассажирские поезда, которые формируются из пассажирских и грузовых вагонов и имеют вес, соответствующий весу грузовых поездов.
На ряде направлений сети железных дорог обращаются специальные почтово-багажные поезда, предназначенные для перевозки почты и багажа пассажиров. Иногда в них включаются вагоны для перевозки пассажиров. Такие поезда формируются из почтовых и багажных вагонов и следуют со скоростью пассажирских поездов. В пути следования в этих поездах производятся выгрузка и погрузка почты и багажа, а также отцепка вагонов, следующих до определенных станций, и прицепка вместо них новых почтовых и багажных вагонов. При наличии почтово-багажных поездов в скорые и пассажирские поезда почтовые и багажные вагоны не включаются, что дает возможность значительно увеличить вместимость состава.
В основе организации движения пассажирских поездов лежит расписание, определяющее время отправления поездов со станций, прибытия на станции и стоянки в пути следования. Расписание составляется на основе графика движения поездов, разрабатываемого комплексно для грузового и пассажирского движения. Каждому поезду, наносимому на график движения, присваивается определенный номер - четный при следовании с севера на юг и с запада на восток и нечетный - в обратном направлении.
Пассажирские и людские поезда имеют следующую нумерацию:
¨ пассажирские:
Ø скорые круглогодичного обращения ………… .1-148
Ø скорые летние………….…………………........201-298
Ø скоростные………….………………………….151-168
Ø ускоренные……………………………………..171-198
Ø дальние круглогодичного обращения..……….301-398
Ø дальние летние .……………………………….401-498
Ø разового назначения …….……………………501-598
Ø местные……….………………………………..601-698
Ø туристические…………….…………………... 751-798
¨ ускоренные составами дизель- и электросекций:
Ø повышенной комфортности…………………..801-848
Ø без дополнительных услуг…………………….851-898
Ø пригородные………………….……………..6001-6998
¨ почтово-багажные, грузопассажирские и другие
людские поезда:
Ø почтово-багажные ..……………………………901-948
Ø грузо-пассажирские по билетам ..…………….951-968
Ø людские (по грузовым документам)..………...971-998
Формирование пассажирских поездов производится в соответствии с установленной композицией состава, предусматривающей порядок расстановки в составе вагонов различных категорий.
Парк пассажирских вагонов подразделяется на пассажирские, багажные, почтовые, почтово-багажные, вагоны-рестораны и специальные вагоны. Пассажирские вагоны делятся на жёсткие (некупейные и купейные), мягкие, мягко-жёсткие и с сидячими местами (межобластные). В составе пассажирских поездов вагоны располагаются в строго определенном порядке: почтовый и багажный вагоны всегда следуют в голове поезда и. обычно не имеют порядкового номера; вагоны-рестораны, купейные вагоны и вагоны с радиоузлом, вагоны высшей категории располагаются в середине состава. Группы купейных, плацкартных и общих вагонов могут находиться как в голрвной, так и в хвостовой частях поезда. Пассажирские поезда международного пассажирского сообщения формируются по специальным схемам. Нумерация вагонов в составе обычно идёт от локомотива к хвостовой части поезда. Счёт мест в вагоне ведётся от служебного отделения проводника. Нижние спальные места имеют нечётные, а верхние - чётные номера. В составе поезда могут выделяться вагоны, предназначенные для отдельных категорий пассажиров (например, военнослужащих, пассажиров с детьми). В вагонах также отводятся места для отдыха проводников, работников вагона-ресторана и электромеханика поезда.
Организация пассажирских перевозок осуществляется на основе прогнозирования и статистических законов изменения пассажиропотоков во времени. В эксплуатационной работе руководствуются перспективными, годовыми и оперативными планами пассажирских перевозок, в которых устанавливаются объемы пассажирских перевозок по числу отправленных пассажиров по видам сообщений, числу перевезенных пассажиров, пассажирообороту и средней дальности поездки одного пассажира.
Предусматриваемые графиком размеры движения поездов различных категорий и назначений зависят от мощности пассажиропотока, композиции составов, а следовательно, их вместимости.