Суда специального назначения
К таким судам относят плавучие мастерские, плавучие магазины, суда для дноуглубительных работ, а также паромы.
Суда типа река-море
Судно смешанного «река-море» плавания — судно, которое по своим техническим характеристикам пригодно и в установленном порядке допущено к эксплуатации в целях судоходства по морским и внутренним водным путям.
Суда внутренних водных коммуникаций и суда типа река-море, как правило, отличаются по конструкции от океанских пассажирских и грузовых судов. Их основное предназначение – плавание по спокойной воде.
Суда типа река-море сочетают прочность корпуса и необходимые мореходные качества морских судов с небольшой осадкой и судов, предназначенных для внутреннего плавания. Условия эксплуатации (ограниченные глубины, мелководье) диктуют большее, чем у морских судов, отношение ширины к осадке и специфическую форму оконечностей. Как правило, проектирование речных судов и судов смешанного плавания осуществляется под определенный тип перевозимого груза.
Флот река-море плавания Российской Федерации - самый разнообразный и многочисленный в мире. Он насчитывает около 870 судов, в том числе специально построенных и модернизированных из судов внутреннего плавания, из которых более 700 судов используются на внешнеторговых экспортно-импортных перевозках различных грузов с выходом из внутренних водных путей в акватории морских бассейнов - Балтийского, Северного, Азово-Черноморского, Средиземноморского, Каспийского и Дальневосточного - и заходом примерно в 150 портов 44 стран Европы, Азии и Африки. Этот флот используется также на перевозках между иностранными портами. Кроме того, суда река-море плавания осуществляют завоз народнохозяйственных грузов в районы Крайнего Севера, в том числе и в Арктику.
Перспективы развития
Сейчас в России основная доля развития водного транспорта зависит от:
1. Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года.
2. Концепции развития внутреннего водного транспорта Российской Федерации на период до 2015 года, которая определяет основные направления развития внутреннего водного транспорта, а также цели, задачи и методы государственного регулирования в этой сфере в условиях развития рыночных отношений и структурного реформирования экономики.
В России создается Единая автоматизированная информационная система "МоРе", которая будет являться сегментом автоматизированной системы управления транспортным комплексом (АСУ ТК РФ). Система "МоРе" представляет собой интегрированную систему информационного обеспечения, работающую в интересах мониторинга и государственного управления на морском и внутреннем водном транспорте и содействующую обеспечению безопасности мореплавания, судоходства и защите окружающей среды от загрязнения с судов. Создание этой системы позволит не только осуществлять мониторинг судоходства и диспетчерское регулирование в реальном масштабе времени, но и повысить безопасность судоходства, а также экономические показатели использования внутренних водных путей за счет заложенных в систему интеллектуальных элементов планирования.
Федеральной целевой программой «Развитие транспортной системы на 2010-2015 гг.» предусматривается строительство 97 единиц транспортного флота (33257,7 млн. рублей из внебюджетных источников). В рамках ФЦП будет разработано пять новых типов судов, которые позволят эффективнее использовать различные участки внутренних водных путей России, и не только на направлении река-море, но и по схеме "река-море-река". В настоящее время разрабатываются новые проекты судов "Волгомакс", "Ленамакс".
Некоторые специалисты определенные надежды в развитии речного транспорта связывают с принятием Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2020 года. Представляется, что данные надежды иллюзорны, поскольку Транспортная стратегия ничего нового не несет и кроме того базируется на старых подходах Минречфлота, которые себя не только не оправдали, но и являются ошибочными.
В 2004 г. вышел Указ Президента Российской Федерации № 314 «О совершенствовании системы и структуры федеральных органов исполнительной власти», в результате чего произошло объединение морской и речной служб Минтранса России. Структура управления речным транспортом претерпела серьезные изменения и фактически растворилась в Федеральном агентстве морского и речного транспорта. Наиболее квалифицированные специалисты речного флота были уволены, а вместо них появились всевозможные блуждающие менеджеры, далекие от речного транспорта. Власть снова наступила на грабли, позабыв, что это уже было в 1953 г. Но тогда быстро поняли, что объединив Министерство речного флота и Министерство морского флота допустили серьезную ошибку и в июле 1954г. министерства разъединили.
На сегодняшний день службы морского и речного транспорта в объединенном состоянии находятся уже в течение 8 лет. Каких-либо положительных результатов это не дало. Отрицательных результатов же более чем достаточно. Отсюда наиболее важной задачей, направленной на восстановление и развитие речного транспорта России является выделение из состава Росморречфлота функций и полномочий речного транспорта и создание на их основе новой системы управления речным транспортом. Причем создание этой системы должно быть подкреплено федеральным законом, что позволит избежать желания новых начальников речной отрасли реформировать систему управления под себя. Увеличения финансовых затрат при создании новой системы управления это практически не потребует, но результат положительный обязательно даст. Причем выиграет от этого не только речной транспорт, но и морской.
Список использованных источников:
1 Экологический центр «Экосистема» [Электронный ресурс]. – 2010. – Режим доступа : http://www.ecosystema.ru/08nature/world/geoussr/2-3-1.htm
2 Хрущев. А. Т. Экономическая и социальная география России : Учебник. / А. Т. Хрущева. - М. : Дрофа, 2001. - 672 с.
3 Речной форум Музей речного флота при ВГАИВТ [Электронный ресурс]. – 2010. – Режим доступа : http://riverforum.ru/showthread.php?t=107
4 Музей речного флота [Электронный ресурс]. – 2011. – Режим доступа : http://www.museum.nnov.ru/river/zal1.htm
5 Статья президента Научно-технического центра водохозяйственной безопасности «ВОДА И ЛЮДИ: XXI ВЕК» В.А.Кривошея «О речном транспорте и его проблемах» [Электронный ресурс]. – 2010. – Режим доступа : http://www.vil21.ru/1282290566.php
6 Российские речные суда [Электронный ресурс]. – 2009. – Режим доступа : http://www.riverships.ru/reference/st_4.shtml
7 Морская Индустрия России [Электронный ресурс]. – 2009. – Режим доступа :http://www.mirforum.ru/catalogue/sudostroenie_sudoremont/sudostroenie_sudoremont2/spravka_smeshtipa/
8 Корабельный портал[Электронный ресурс]. – 2008. – Режим доступа : http://korabley.net/news/tipy_sudov_otechestvennaja_klassifikacija/2011-03-18-801
9 Форум речных путешественников [Электронный ресурс]. – 2010. – Режим доступа:http://riverforum.ru/forumdisplay.php/3s=fbf16c3fde0720a92c57a816e5962db8