Урок №3 История развития тормозной техники
Первые тормоза, применявшиеся на подвижном составе, были ручными. Значительный шаг в развитии тормозной техники был сделан в 1847 г., когда были предложены автоматические непрерывные тормоза (автоматическими считаются тормоза, срабатывающие при обрыве воздухопровода поезда, непрерывными — тормоза, связанные в единую систему и управляемые с одного пульта). Первые такие тормоза были механическими. Они управлялись с помощью натянутого вдоль поезда троса, отличались громоздкостью и не были приспособлены для работы в длинных поездах.
В 1869 г. появился первый неавтоматический тормоз, действующий при помощи сжатого воздуха: вдоль поезда проходил воздухопровод, к которому на каждом вагоне подключался тормозной цилиндр. Впуском сжатого воздуха в воздухопровод из главного резервуара через трехходовой кран производилось торможение, а выпуском — отпуск. Этот тормоз был непрерывным, но неавтоматическим, так как при разъединении рукавов воздухопровода утрачивалась возможность торможения.
Активное участие в разработке и создании тормозных устройств для железнодорожного транспорта принимали десятки талантливых изобретателей, наиболее известными из которых являются Ф. П. Казанцев и И. К. Матросов.
Автотормозная техника является одним из важнейших элементов железнодорожного транспорта, от уровня развития и состояния этой техники в значительной мере зависит провозная способность дорог и безопасность движения поездов.
Тормозное оборудование подвижного состава должно нормально работать в условиях сложных процессов, происходящих в движущемся поезде (сухое трение тормозных колодок с преобразованием механической энергии в тепловую, газодинамические процессы в тормозной магистрали, качение колес по рельсам в условиях предельного использования сил сцепления, взаимодействия вагонов между собой с появлением значительных продольных сил и др.).
Успешному решению этих задач способствует применение композиционных тормозных колодок, имеющих значительно больший срок службы, чем чугунные колодки, и автоматических регуляторов тормозной рычажной передачи, которые практически исключают необходимость в трудоемких ручных операциях регулировки. В воздухораспределителях вместо металлических притираемых деталей используются резиновые уплотнители, обладающие высокими техническими свойствами при минимальных затратах на ремонт, который предельно упрощен и заключается практически в замене резиновых деталей и смазки
Свойства композиционных тормозных колодок будут совершенствоваться в направлении увеличения износостойкости, стабильности фрикционных характеристик в различных климатических условиях и уменьшения воздействия колодки на колесо. Повышение износостойкости колодок в сочетании с автоматическим регулированием тормозной рычажной передачи позволит производить их замену только по предельному износу при плановом ремонте вагонов, благодаря чему резко сократится объем работ на пунктах технического обслуживания.
Предусматривается внедрение систем, автоматизирующих процесс разрядки тормозов на сортировочных станциях, переключение режимов торможения в зависимости от загрузки, закрепление от самопроизвольного перемещения стоящих без локомотива вагонов и др. Для высокоскоростных пассажирских поездов будут широко применяться магнитно-рельсовые и дисковые тормоза в сочетании с колодочными, электронные противоюзные устройства, надежно защищающие колеса от повреждений на участках с низким сцеплением между рельсами и колесами. Значительное развитие получат системы автоматизации процесса управления тормозами (автомашинист), а также устройства электрического (рекуперативного и реостатного) торможения на локомотивах и мотор-вагонном подвижном составе.
Все мероприятия по дальнейшему совершенствованию тормозного оборудования направлены на повышение его надежности и долговечности, на оптимизацию условий обслуживания и ремонта, обеспечение безопасности движения подвижного состава при высоких скоростях.
Законспектировать и ответить на вопросы:
1. Какие тормоза называются автоматическими непрерывными?
2. Отличие автоматического и неавтоматического тормоза?