Определение допускаемого нажатия тормозной колодки
Для создания эффективной тормозной системы (ТС) сила нажатия тормозной колодки (ТК) на колесо должна обеспечивать реализацию максимальной силы сцепления колеса с рельсом и вместе с тем исключить возможность появления юза. Это положение выполняется при граничных условиях, соответствующих сухим и чистым рельсам, аналитически выражается уравнением, приведённым в учебнике /1/.
k·φk≤0,85·ψk·Pk, (3.1)
где k — допускаемая сила нажатия колодки на колесо, тс;
φk — действительный коэффициент трения тормозной колодки о колесо;
0,85 — коэффициент разгрузки задней колёсной пары;
ψk — коэффициент сцепления колеса с рельсом при торможении;
Pk — статическая нагрузка на колесо, отнесённая к одной колодке, тс, равная:
, (3.2)
где P — расчётная масса подвижной единицы, т;
m — количество тормозных колодок, приходящихся на одно колесо;
z — число колёсных пар вагона.
Значение m принимается по схеме заданной рычажной тормозной передачи (РП) в соответствии с вариантом задания. Схемы рычажных передач приведены в /4/. Соответствующие значения P для грузовых и пассажирских вагонов вычисляются по формуле:
P=T+Q , (3.3)
где T – тара вагона, т (для 4-осного, 8-осного и пассажирского вагонов принимается соответственно: 24, 48 и 53 т.);
Q – грузоподъёмность вагона, т (для 4-осного, 8-осного и пассажирского вагонов принимается соответственно: 60, 120 и 5 т.).
Значения P и z принимаются для электроподвижного и дизельного подвижного состава по табл. 2.17 /3/.
После подстановки в (3.1) расчётных формул для φк имеем:
a) для стандартных чугунных ТК
(3.4)
b) для композиционных колодок
(3.5)
c) для колодок из чугуна с повышенным содержанием фосфора
(3.6)
где υ – расчётная скорость движения экипажа в связи с ограничением по недопущению юза, км/ч (табл. 4).
После преобразований уравнения (3.4), (3.5) и (3.6) соответственно примут вид:
0,16·k2·(υ + 100) + k·[υ + 100 – 5,68·(υ + 20)·ψk·Pk] – 7,1·(υ +20)·ψk·Pk=0 (3.7)
0,05·k2·(υ + 150) + k·[υ + 150 – 0,77·(υ + 75)·ψk·Pk] – 3,86·(υ +75)·ψk·Pk=0 (3.8)
0,16·k2·(υ + 100) + k·[υ + 100 – 4,42·(υ + 20)·ψk·Pk] – 8,5·(υ +20)·ψk·Pk=0 (3.9)
Расчётные значения ψk, в зависимости от расчётной скорости недопущения юза и нагрузки колёсной пары на рельсы, для граничных условий при сухих и чистых рельсах даны в табл. 4.
Нагрузка от колёсной пары на рельсы определяется из условия:
(3.10)
где q0 — нагрузка от КП, тс/ось.
Решая соответственно заданному типу тормозных колодок уравнения (3.7) – (3.9) относительно k, проверяют полученное цифровое значение допустимой силы нажатия ТК исходя из требований теплового баланса на основе выражения:
, (3.11)
где Fk — номинальная площадь трения ТК, см2 (см. табл. 5);
[Pуд] — допустимое удельное давление на ТК, кГс/см2, при максимально допустимых по заданию скоростях движения до 120 км/ч — для чугунных и композиционных колодок [Pуд] соответственно составляет 12,0 и 8,5 кГс/см2; при максимально допустимых скоростях движения, лежащих в диапазоне 120…160 км/ч — для чугунных и композиционных колодок соответственно составляет 9,0 и 6,0 кГс/см2.
Таблица 5 Характеристика типов тормозных колодок | ||
Тип подвижной единицы | Тип колодки | Площадь колодки, Fk, см2 |
Вагоны | чугунная | |
композиционная | ||
Локомотивы всех серий | чугунная | |
Электровозы серии ЧС | чугунная секционная безгребневая | |
Моторвагонный состав | чугунная (фосфористая) |
В случае если , рассчитанное допустимое значение нажатия ТК принимают для дальнейших расчётов, а если , допустимое нажатие определяется выражением:
kдоп=[ΔPуд]·Fk (3.12)
Оформление шага
1. По формуле (3.2) с учётом формулы (3.3) определить статическую нагрузку от колеса на рельс, отнесённую к одной колодке
2. Используя соответствующую из преобразованных формул (3.7), (3.8) или (3.9) и подставляя в них значения υ и ψк, полученные из табл. 4, а также величину нагрузки от колеса на рельс согласно (3.10), определить значение силы нажатия тормозных колодок k
3. Выполнить проверку согласно выражению (3.11)