Основные размеры балластной призмы
Читинский техникум железнодорожного транспорта
(ЧТЖТ ЗабИЖТ ИрГУПС)
Лабораторная работа №7
Дисциплина: Железнодорожный путь.
Тема: Типовые поперечные профили балластной призмы.
Выполнил: Студент гр. СЖД-22 Утенков Станислав
Проверил преподаватель: Рябуха В.Г.
г.Чита 2011 год
Задание:
Согласно исходным данным вычертить схематический профиль балластной призмы, указать размеры, особенности устройства и применения, назначение балластных материалов и их применение, преимущества и недостатки. Сделать выводы о проделанной работе.
Исходные данные
табл.7.1
№ варианта | Характеристика балластной призмы | Виды шпал |
Типовой поперечный профиль балластной призмы из щебня на песчаной подушке, на двухпутной линии в кривых участках, особо тяжелый путь верхнего строения пути. | железобетонные |
План работы:
1. Изучить конструкцию типовых поперечных профилей балластных призм.
2. Привести схему или рисунок.
3. Выполнить описание хода работы, т.е. характеристику балластной призмы.
4. Проанализировать преимущества и недостатки.
5. Вывод, использованная литература.
Ход работы:
Балластная призма – элемент верхнего строения пути из балласта, укладываемого на земляное полотно для стабилизации положения путевой решетки.
Балластная призма содержится в соответствии с типовыми поперечными профилями.
Основные размеры балластной призмы
Класс пути | Толщина слоя в подрельсовой зоне (в кривых участках – по внутренней нити) без учета балластной подушки, см | Ширина плеча призмы, см | Толщина балластной подушки, см | Минимальная ширина обочины земляного полотна, см |
1 и 2 | 35/40 | 40/45 | 50(40) | |
35/40 | 35/40 | |||
25/30 | 25/40 | |||
20/20 | 20/40 |
Примечания:
1. В числителе значения для звеньевого пути при деревянных шпалах; в знаменателе – для бесстыкового пути на железобетонных шпалах.
2. Балластная призма состоит из очищенного или нового балласта.
3. Балластная призма с укладкой пенопласта или геотекстильных материалов может устраиваться без балластной подушки.
На путях 1-2-го классов под слоем нового или очищенного щебня нормируемой толщины устраивают: песчаную подушку, слой мелкого щебня или слой старого щебня. Эти слои при необходимости разделяют пенопластом или геотекстилем.
При их отсутствии и сложении основной площадки земляного полотна из недренирующих грунтов допускают увеличение слоя щебня на 10 см с отделением его основной площадки геотекстилем или пенопластом.
Крутизнаоткосов балластной призмы при всех видах балласта должна быть 1:1,5, на песчаной подушке 1:2. В скобках приведена ширина обочины на участках, где ее увеличение связано с работами по переустройству земляного полотна или изменением отметок пути более чем на 15 см.
Расстояние между заложением откоса призмы и балластной подушки на уровне основной площадки земляного полотна должно быть 15 см.
Поверхность балластной призмы должна быть на 3 см ниже верхней постели деревянных шпал и в одном уровне с верхом средней части железобетонных шпал.
Толщина балластного слоя на стрелочных переводах должна быть такой же, как и для пути соответствующего класса.
Ширину балластной призмы определяет из условия сохранения устойчивого положения самой призмы и шпал в ней под воздействием поездной нагрузкой, а также соблюдения достаточной ширины обочин земляного полотна. Толщину
-толщина слоя щебня под шпалой
-толщина слоя песчаной подушки
d-плечо балластной призмы
балластного слоя под шпалой определяют из условий ограничения напряженного состояния, как самой призмы, так и основной площадки земляного полотна.
На двухпутных и многопутных линиях ширина балластной призмы поверху увеличивается на размеры уширения междупутий в кривых. В выемках поперечное сечение балластной призмы имеет такие же очертания, как и на насыпях.
Для обеспечения стока поверхностных вод поверхность балластной призмы на прямых однопутных участках пути должна быть спланирована с уклоном 7 – 8 ‰ от оси пути в стороны обочин; на двухпутных линиях такие уклоны устраиваются от оси междупутья.
На железных дорогах Российской Федерации в качестве основного материала для балластной призмы применяют щебеночный балласт, который изготавливается дроблением горных пород согласно ГОСТ 7392-2002.
Под балластом может устраиваться защитный слой из геотекстиля, пенополистирола, щебня мелких фракций или щебенисто-гравийно-песчаных смесей. Толщина защитного слоя из щебня мелких фракций принимается 10 см.
При переводе балластной призмы с асбестового балласта на щебеночный асбест должен быть полностью вырезан. Допускается оставление в нижних слоях призмы асбестового слоя не менее 15 см. При этом толщина слоя щебня под шпалой над оставшимся асбестовым балластом должна быть не менее 40 см на пути с железобетонными шпалами и не менее 35 см на пути с деревянными шпалами.
При понижении отметок пути за счет уменьшения толщины балластной призмы между уже отремонтированными и не подвергавшимися ремонту участками пути устраиваются постоянные и временные отводы. Временный отвод представляет собой плавный переход от пониженного участка пути, образовавшегося в ходе работ, к смежному участку, на котором работы будут продолжены в следующие «окна». Постоянный отвод устраивается между смежными участками пути, если работы на следующем участке будут продолжены после длительного перерыва или в следующих сезонах.
Крутизна временных или постоянных отводов обеих рельсовых нитей и длина отводов при подъемке и понижении пути должна быть плавной и не превышать:
· 1‰ при скорости движения поездов 101 – 120 км/ч;
· 2‰ при скорости движения поездов 81 – 100 км/ч;
· 3‰ при скорости движения поездов 61 – 80 км/ч;
· 4‰ при скорости движения поездов 41 – 60 км/ч;
· 5‰ при скорости движения поездов не более 40 км/ч. Крутизна отвода более 5‰ не допускается.
В очищенном щебне содержание частиц менее 20 мм не должно превышать 5‰ от массы пробы.
Вывод:
В ходе проделанной лабораторной работы мы изучили типовые поперечные профили балластной призмы. Вычертили схему типового поперечного профиля балластной призмы из щебня на песчаной подушке, на двухпутной линии в кривых участках, указали основные размеры, особенности устройства и применения, преимущества и недостатки.
Используемая литература:
З.Л. Крейнис, В.О. Певзнер – “Железнодорожный путь”, Москва – 2009 г.
Конспект.