Усреднение руд и усреднительные склады
Прикарьерные и внутрикарьерные склады отвального типа, расположенные соответственно на поверхности близ карьера или на борту его, чаще всего наряду с усреднением (рис. 29. 17) выполняют и перегрузочные функции. Технология усреднения заключается в последовательной отсыпке тонких наклонных (иногда горизонтальных) слоев руд различных сортов и последующей выемке и отгрузке руды из штабеля в экскаваторной заходке, перпендикулярной отсыпаемым слоям (рис. 29.18, а). перемешивание достигается за счет того, что при черпании ковш экскаватора пересекает разнокачественные слои рудной массы, число которых
Рисунок 29.17 Схемы усреднения полезных ископаемых в забое конусованием и штабелированием
nc = (ctga + ctg ) , (29. 12) где Нс – высота склада (штабеля) , м; bа – ширина кузова автосамосвала, м; Vа – объем разрыхленной горной массы в кузове автосамосвала, м3; а – угол естественного откоса штабеля, градус; - средний угол черпания экскаватора, градус.
Отсыпка штабеля полезного ископаемого обычно продольная (относительно экскаваторной заходки). При автотранспорте поперечное развитие фронта разгрузки почти не применяется из-за малой его длины L; иногда используют диагональную отсыпку для уменьшения вместимости и размеров склада.
Активная вместимость склада (м3)
при разгрузке автосамосвала под откос штабеля
Vс. акт = (ctga - ctg ); (29. 13) при разгрузке автосамосвалов на поверхности штабеля
Vс. акт = 2НсА , (29. 14) где А – ширина экскаваторной заходки, м.
Высота (м) складского штабеля, обеспечивающего достижение заданной величины коэффициента усреднения Куср в порции руды q (м3):
при разгрузке автосамосвалов под откос штабеля
Нс = ; (29. 15) при разгрузке автосамосвалов на поверхности штабеля
Нс = , (29. 16)
Дополнительная (технологическая) вместимость склада должна обеспечить
беспрепятственную разгрузку автосамосвалов и определяется размерами площадки для разворота автомашин и выездов на поверхность штабеля.
При доставке руды из карьера железнодорожным транспортом ее разгружают в приямок вдоль насыпи, откуда руда переэкскавируется в штабель (рис. 29. 18, б). Длина склада по его активной вместимости в этом случае должна согласовываться с длиной фронта разгрузки составов.
Рисунок 29. 18 Схема усреднительных складов отвального типа
В некоторых случаях для лучшего усреднения производится дополнительное перемешивание рудной массы посредством кратной переэкскавации (рис. 29. 18, в). Интенсификация разгрузки и погрузки достигается при размещении штабеля по обе стороны железнодорожного пути. При мелкокусковатом материале склады могут быть оборудованы помимо экскаваторов грейферными погрузочными кранами.
При раздельном складировании отдельных типосортов полезного ископаемого склад по фронту разделяется на ряд штабелей. Для каждого типоразмера необходимо иметь не менее двух штабелей одинаковой емкости: один в стадии формирования, а другой – в стадии отгрузки. Минимальная длина каждого штабеля определяется как необходимым фронтом разгрузки автосамосвалов или поездов, так и возможностью раздельного складирования и погрузки и составляет не менее 50 – 60 м при автомобильном и 100- 120 м при железнодорожном транспорте. На практике длина усреднительных складов изменяется от 80 до 500 м, а вместимость – от 50 тыс. до 500 тыс.м3 . Коэффициент усреднения качества на прикарьерных складах Куср = 2 – 3.5. З
затраты на усреднение достигают 5 – 8 % себестоимости добычных работ.