Автоматизация обслуживания пассажиров

В настоящее время на сети железных дорог создана вычислительная сеть по обслуживанию пассажиров, включающая в себя 27 региональных систем «Экспресс-2», из которых 14 систем функционируют на Российских дорогах. Система «Экспресс-2» работает на сети уже 17 лет (с 1982г.) и позволила решить целый ряд проблем автоматизации продажи билетов и резервирования мест в поездах. Существенно возросла производительность труда билетных кассиров. Сегодня для оформления билета вручную требуется 35-40 мин., а через систему 1-2 мин. Только сокращение количества билетных кассиров при переходе на оформление билетов через систему «Экспресс-2» дает ежегодную экономию порядка 1,5 – 2 миллиардов рублей. Кроме этого, в 5-6 раз сократилась трудоемкость операций по ведению учета и составлению отчетности о перевозках пассажиров, существенно улучшилось распределение и использование мест в поездах. Пассажиры получили возможность приобретать билеты в любой кассе на любой поезд. Билеты можно забронировать по телефону и через Internet, с возможностью получения информации о наличии мест. Все это позволило поднять культуру обслуживания пассажиров на уровень работы передовых дорог Западной Европы.

Однако, в новых экономических условиях работы, ориентированных на коммерческую эффективность транспортной продукции и на информатизацию управления, в пассажирском хозяйстве требуется оперативный механизм управления пассажирскими перевозками, который бы обеспечил быстрый сбор, обработку и выдачу командному составу дорог рекомендаций для принятия оперативных решений по управлению, снижению затрат и получению дополнительных доходов.

Решить эту проблему на устаревших технических средствах системы «Экспресс-2», выработавших свой ресурс и не обладающих требуемой производительностью, нельзя.

В настоящее время на сети дорог в системе «Экспресс-2» используются бывшие в употреблении ЭВМ архитектуры 370, срок работы которых превышает 20 лет. Это IBM-4381 и COMPAREX, работающие с устаревшей операционной системой TKS-432, которая не позволяет использовать более одного процессора в системе и более 16 МБ оперативной памяти. Это не дает возможности, как наращивать мощности ЭВМ, так и эффективно использовать современные сети передачи данных.

Новая типовая система «Экспресс-3» разрабатывается в соответствии с утвержденным МПС техническим заданием и базируется на современных высокопроизводительных ЭВМ типа IBM-9672. Система предназначена для автоматизации и совершенствования управления пассажирскими перевозками в области:

v продажи билетов во всех видах сообщений;

v информационно-справочного и сервисного обслуживания пассажиров;

v багажных, грузобагажных и почтовых перевозок;

v эксплуатации и ремонта парка пассажирских вагонов;

v финансово-статистического учета, отчетности и взаиморасчетов за пассажирские перевозки;

v тарифной политики, экономики и оперативного планирования и организации управления пассажирскими перевозками на основе маркетинговых исследований.

Совершенствование информационных технологий в билетно-кассовых операциях должно быть направлено на расширение требований пассажиров к местам (согласно принятым нормам в Европе). Например мужские, женские, купе для инвалидов, семейные купе, купе для работы и т.п. Период резервирования должен быть увеличен с 45 суток до 63 дней, а для групповых заявок – доведен до 1 года, реализация продажи билетов по ходу следования поезда с нумерацией мест и хранение в базе данных , доступной в оперативном режиме, всех проездных документов, оформленных в течении последних 6-ти месяцев.

Накопленный опыт работы показывает, что необходимо в информационных технологиях максимальное внимание уделять бланку проездного документа, поскольку при современных средствах копирования очень сильно возросли финансовые злоупотребления, что стало отражаться на доходах от пассажирских перевозкок. Сегодня сумма, указываемая на проездном документе, превосходит стоимость максимальной денежной ассигнации в десять раз, а защита бланка находится по сравнению с денежный ассигнацией на самом низком уровне. В связи с этим, данной проблеме должно быть уделено максимальное внимание, поскольку это прямая потеря доходов.

В настоящее время разработан новый комплект перевозочных документов с повышенной защитой и дублирующим штрих кодом, который должен быть введен в действие с 2001г.

При разработке технологий, связанных с подготовкой нормативно—справочной информации, необходимо перейти к автоматизированному изданию расписаний пассажирских поез­дов, дифференцируя их содержание применительно для соответствующих служб дорог. Такой подход даст возможность сократить расходы на их издание, как со стороны объема тре­буемой бумаги, так и самого процесса их изготовления. Наилучшим вариантом, при наличии на дорогах ПЭВМ, исполь­зовать для этого дискеты. Такая технология находит все большее применение на зарубежных дорогах Европы.

Информационные технологии экономики, финансового учета и взаиморасчетов в пассажирском хозяйстве должны быть ориентированы, помимо месячного учета, также и на ежесуточный ритм перевозок, поскольку это даст возможность более точно учитывать при маркетинге все факторы, сказывающиеся на пе­ревозках и доходах. Взаиморасчеты между дорогами нецелесообразно делать как в ГВЦ МПС, так и через системы «Экспресс», как это было ранее. Необходимо осуществлять их, как это делается на зарубежных дорогах, только через сами системы продажи. При этом исключаются какие-либо неточности и экономятся эксплуатационные расходы на содержание ЭВМ. Кроме этого, появление локальных сетей снимает проблему передачи расчетных ведомостей их потребителю из ГВЦ или «Экспресс». Вопрос в данном случае должен решаться более экономным способом с минимальными затратами.

Информационные технологии багажных и грузобагажных перевозок должны строиться с учетом полного оперативного контроля места нахождения багажа (груза) и с возможностью автоматизированного составления оптимального плана формирования багажных перевозок с тем, чтобы избегать хождения пустых багажных вагонов по маршрутам с малыми грузопотоками.

Информационные технологии, связанные с эксплуатацией и ремонтом парка пассажирских вагонов, должны позволять автоматизировать все технологические процессы, связанные с подготовкой составов в рейс, их дислокацией, инвентарным учетом, ремонтом, материально—техническим снабжением, контролем графика работы проводников и т.п.

При совершенствовании информационных технологий

сервисного обслуживания необходимо разработать взаимодействие системы "Экспресс" с системами других видов транспорта, гостиницами, таксомоторными парками, кинотеатрами, банками и т.п. При этом должен предоставляться пассажирам соответствующий сервис в поезде при приобретении билетов (завтрак, обед, ужин, информационные материалы и т.п.). Учет сервисных услуг в форме получаемых доходов должен осуществляться ежедневно.

Информационным технологиям регулирования пассажирских перевозок должно быть уделено особое внимание в системе "Экспресс—3", поскольку они должны быть непосредственно связаны с маркетинговыми оценками складывающихся ситуаций по перевозкам. При этом должна быть разработана гибкая система изменения тарифов с таким расчетом, чтобы производимые регулировки тарифов имели бы оперативную обратную связь в виде изменения доходов от соответствующих регулировок. Так, например, увеличив или снизив тариф на поезд,вагон, на дни недели, месяца и т.д. через соответствующее время необходимо оперативно увидеть результат этого воздействия (регулировки). То же самое должно относиться не только к тарифам, но и составности поездов, их композиции, маршрутов следования.

Кроме этого, система «Экспресс-3» будет иметь возможность при необходимости обслуживать пассажиров на автомобильном и речном транспорте и резервировать места на воздушном транспорте, а также взаимодействовать с другими системами железнодорожного транспорта и с международными системами резервирования мест.

Учитывая необходимость обеспечения безостановочной работы систем данного типа, их специфику функционирования и техническую оснащенность дорог, внедрение системы «Экспресс-3» должно производиться поэтапно. На этапах внедрения предусматривается переходный период, обеспечивающий совместное функционирование «Экспресс-2» и «Экспресс-3», как со старым, так и новым терминальным оборудованием.

Наши рекомендации