Организация транспортного обслуживания в туризме
КУТЕПОВА Галина Николаевна
ТРАНСПОРТНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ
В ТУРИЗМЕ
Монография
УДК 656.025.222
ББК 39.2 (Р)
К95
Рецензенты:
Кафедра экономики гражданской авиации (ЭГА) Московского государственного технического университета гражданской авиации;
д.э.н. Малолетко А. Н.
К95 | Кутепова Г. Н. Транспортное обслуживание в туризме. Монография. – М.: ГОУ ВПО МГИИТ, 2010 г., 74 с. |
В монографии рассматриваются вопросы транспортного обслуживания туристов. Затронуты наиболее существенные аспекты различных видов путешествий, например, авиационные, железнодорожные, автобусные, а также водные перевозки туристов. Анализируются преимущества и недостатки различных видов транспорта применительно к сфере туризма. Отдельным вопросом рассматривается использование конкретных видов транспорта для организации туристских маршрутов с использованием регулярных и нерегулярных перевозок. Наиболее пристальное внимание уделено авиационному транспорту, поскольку в настоящее время именно этот вид транспорта является наиболее популярным и востребованным для международного и внутреннего туризма в нашей стране. Несмотря на разветвленную сеть железных дорог и достаточно широкую сеть автобусных маршрутов, авиационный транспорт становится наиболее привлекательным из-за высокой конкуренции транспортных компаний, появления лоу-костеров, а также благодаря скорости прибытия в туристскую дестинацию. Монография может быть полезна сотрудникам туристских фирм, путешественникам, профессионалам транспортной сферы, занимающимся обслуживанием туристов, а также работникам учебных заведений и студентам, обучающимся по дисциплине «Туризм». |
УДК 656.025.222
ББК 39.2 (Р)
К95
© Кутепова Г. Н., 2010 год.
© ГОУ ВПО г. Москвы «Московский государственный институт индустрии туризма», 2010 год.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение................................................................................................ 4
1 организация транспортного обслуживания в туризме...................................................................................................................... 6
1.1 Главные составляющие индустрии туризма.................................................. 6
1.2 Роль транспортного обслуживания в индустрии туризма......................... 7
1.3 Типы и средства транспорта. Сравнительный анализ видов транспорта. Использование различных видов транспорта в туризме.................................. 8
2 организация обслуживания на Авиационном транспорте......................................................................................... 12
2.1 Авиационный транспорт в индустрии туризма............................................ 12
2.2 Главный принцип международного воздушного сообщения................. 12
2.3 Технические средства воздушного транспорта.......................................... 14
3 принципы организации воздушных путешествий 20
3.1 Типы авиарейсов. Структура международных авиаперевозок.............. 20
3.2 Регулярные рейсы авиакомпаний мира.......................................................... 21
3.3 Организация чартерных рейсов......................................................................... 24
3.4 Особенности транзитных путешествий......................................................... 27
3.5 Организация индивидуального путешествия.............................................. 29
4 Способы разграничения воздушных перевозок.... 33
4.1 Авиационные тарифы............................................................................................ 33
4.2 Классы обслуживания и классы бронирования на воздушном транспорте............................................................................................................................................. 34
4.3 Низкобюджетные авиаперевозки..................................................................... 36
5 особенности управления воздушным транспортом.................................................................................................................... 40
5.1 Организация взаимодействия авиакомпаний и туристских фирм........ 40
5.2 Безопасность воздушного транспорта........................................................... 43
5.3 Мировые альянсы авиакомпаний..................................................................... 46
5.4 Правовое регулирование...................................................................................... 49
6 невоздушные способы организации перемещения туристов.............................................................................................. 50
6.1 Железнодорожный транспорт............................................................................ 50
6.2 Автобусные перевозки в индустрии туризма................................................ 56
6.3 Организация водных перевозок......................................................................... 62
Заключение....................................................................................... 66
Список источников..................................................................... 69
Введение
Туризм полностью зависит от регулярности транспортных потоков, их скорости, безопасности, качества сервисных услуг, предоставляемых туристу во время его передвижения. Понимание основ взаимоотношений с транспортными компаниями, правил взаимодействия в вопросах обеспечения безопасности пассажиров и их имущества, обслуживания, использования соответствующих скидок и льгот при продажах имеет важное значение как для туристов, так и для организаторов путешествий.
Развитие туризма сдерживается тем, что транспортные системы в ряде стран не соответствуют мировым стандартам по удобству, эффективности и безопасности, а транспортные проекты в части строительства новых аэропортов, автомобильных и железных дорог требуют для своей реализации огромных инвестиций и времени. В этой связи, организация туристских потоков с использованием различных средств транспорта становится актуальной научной и практической задачей. Установление взаимосвязи между различными способами перемещения туристов позволяет повысить информативность туристских маршрутов, а также снизить время перемещения туристов между дестинациями.
Основная задача монографии заключается в раскрытии потенциала транспортного обслуживания туристов на основе анализа различных видов транспорта, выявлении их преимуществ, недостатков и взаимосвязей с учетом требований индустрии туризма. Монография разделена на шесть разделов, причем наибольшее внимание уделено авиационному транспорту, как наиболее востребованному и разнообразному способу обслуживания туристов.
В первой главе рассматриваются проблемы организации транспортного обслуживания в туризме. В частности, анализируются главные составляющие индустрии туризма, конкретизируется роль транспортного обслуживания, проводится комплексное исследование и сравнительный анализ видов транспорта, возможностей использования различных видов транспорта в туризме.
Вторая глава описывает проблемы организации обслуживания на авиационном транспорте. В материалах главы отражены основные возможности использования авиационного транспорта в индустрии туризма, обозначены главные принципы международного воздушного сообщения, дан развернутый анализ технических средств воздушного транспорта, которые в настоящее время применяются для транспортировки туристов.
В третьей главе рассмотрены принципы организации воздушных путешествий, в том числе, типы авиарейсов, структура международных авиаперевозок, выявлены основные особенности регулярных рейсов авиакомпаний мира, описаны принципы организации чартерных рейсов, конкретизированы особенности транзитных путешествий, а также рассмотрены принципы транспортного обеспечения индивидуальных путешествий.
Четвертая глава посвящена анализу способов разграничения воздушных перевозок, в рамках анализа сравниваются авиационные тарифы, классы обслуживания и классы бронирования на воздушном транспорте, проясняется роль низкобюджетных авиаперевозок. Развитием четвертой главы является пятая глава, в которой основное внимание уделено особенностям управления воздушным транспортом. Проводится исследование организации взаимодействия авиакомпаний и туристских фирм, рассматриваются требования по безопасности воздушного транспорта, также уделено внимание мировым альянсам авиакомпаний и вопросам правового регулирования их деятельности.
Шестая глава описывает невоздушные способы организации перемещения туристов. По-отдельности рассмотрены преимущества и недостатки железнодорожного транспорта, автобусных перевозок в индустрии туризма, а также организации водных перевозок. В рамках главы исследуются такие важные вопросы, как фрахт наземного транспорта, перевозка от места до места, возможности применения стандартизированных тарифов при продаже турпродукта.
При подготовке монографии использовались материалы открытой печати, статистические данные официальных источников, а также материалы транспортных компаний, публикуемые на электронных и бумажных носителях. Автор благодарит своих коллег, высказавших ценные замечания и предложения по улучшению текста и конкретизации результатов исследования.
организация транспортного обслуживания в туризме