Виды торможения, их диаграммы изменения давления в тормозной магистрали грузового поезда
Для 3 В Дневное
АВТОТОРМОЗА И БЕЗОПАСНОСТЬ ДВИЖЕНИЯ
Автоматические тормоза на ж.д. транспорте
Виды тормозов применяемых на ж.д. транспорте:
1. Пневматические (основные);
2. Электропневматические;
3. Электрические:
· рекуперативное торможение;
· реостатное торможение;
· рекуперативно-реостатное (применяется на поездах ЭР200 и ЭР22);
4. Механические (стояночные);
5. Электромагнитные.
Пневматические тормоза по принципу действия делятся на:
1. Автоматические прямодействующие;
2. Автоматические не прямодействующие;
3. Неавтоматические прямодействующие.
Автоматические прямодействующие тормоза применяются на грузовых поездах. Автоматичность означает, что при любом нарушении целостности тормозной магистрали (разъединение соединительных тормозов, при автостопном торможении, при открытии комбинированного крана в кабине машиниста) срабатывают тормоза. Прямодействие означает, что во время езды на тормозах, кран машиниста поддерживает давление в ТМ, то которое образовалось после приведения тормозов в действие (5,2-0,6=4,6), а воздухораспределитель на вагоне автоматически поддерживает такое же давление в запасном резервуаре и в ТЦ давление, которое соответствует режиму загрузки вагона («П», «С», «Г»), поэтому они называются неистощимые.
Автоматические не прямодействующие применяются на пассажирских поездах и называются истощимые, т.е. сам кран машиниста поддерживает давление в ТМ (4,6), а в BP (292) - не пополняет утечки в ЗР и в ТЦ.
Неавтоматические прямодействующие применяются только на локомотивах, для торможения только одного локомотива, это кран 254.
Группы тормозных приборов
1. Приборы управления тормозами:
- поездной кран машиниста, усл. №394,395 - управляет тормозами всего поезда (локомотив + состав);
- вспомогательный кран машиниста (ВКМ) усл. №254.
2. Приборы питания:
- компрессор - источник сжатого воздуха;
- главные резервуары (ГР), емкостью 250 л. для хранения сжатого воздуха и частичного его охлаждения;
- запасный резервуар (ЗР) - для хранения сжатого воздуха на каждом вагоне и локомотиве, объем 78 л., на вагоне он один.
3. Приборы торможения:
- BP устанавливается и на локомотивах и на вагонах, на грузовых усл. №483, на пассажирских усл. №292+305. Предназначен автоматического распределения сжатого воздуха между ТМ, ЗР и ТЦ;
- рычажная передача (РП) предназначена для передачи усилия на штоке ТЦ и увеличения его в «п» раз, где «п» - передаточное число РП, которое показывает во сколько раз РП увеличивает усилие на штоке при воздействии на тормозную колодку;
- ТЦ предназначен для превращения энергии сжатого воздуха в механическую работу;
- тормозная колодка (ТК) предназначена для создания силы трения между ободом колеса и колодкой. Изготавливается из чугуна и композиционных материалов.
4. Арматура:
- трубопроводы (ТМ, питательная магистраль и магистраль тормозных цилиндров);
- соединительные рукава;
- обратные клапаны;
- разобщительные краны;
- концевые краны;
- пылеуловки;
- клапаны максимального давления.
Виды торможения, их диаграммы изменения давления в тормозной магистрали грузового поезда
Положения ручки КМ условный номер 394 и 395:
I. Зарядка - отпуск;
II. Поездное;
III. Перекрыша без питания ТМ;
IV. Перекрыша с питанием ТМ;
IVа. Служебное торможение длинносоставного и большегрузного поезда;
V. Служебное торможение нормальной длины поезда;
VI. Экстренное торможение.
РТМ = 4,8-5,0 - зарядное давление (ГР порожний)
5,0-5,2 кГс/см2 - груженый 100% композиционные колодки.
5,3-5,5 кГс/см2- груженый, композиционный + чугунные колодки.
5,6-5,8 кГс/см2 - длина (>350 осей), более 6000.
Г/порожний 4,8 – 5,0 кГс/см2
Г/груженый 5,0 – 5,2 кГс/см2 со 100% композиционными колодками
Г/груженый 5,3 – 5,5 кГс/см2 с чугунными + композиционными колодками
Г/груженый 5,6 – 5,8 кГс/см2 для длинно-составных и большегрузных
Одноступенчатое регулировочное торможение
Двухступенчатое регулировочное торможение
Трехступенчатое регулировочное торможение (служебное)
Полное служебное торможение
Применяется в тех случаях, когда на коротком расстоянии необходимо быстро понизить скорость.
Экстренное торможение
В этом случае ТМ разряжается до 0.