Общие понятия об организации движения на маршрутах
Организация движения оказывает значительное влияние на производительность автотранспортных средств и себестоимость перевозок. Движение ТС является важной частью транспортного процесса и способствует рациональному взаимодействию всех его участников, объединяя в единой технологической цепи владельцев транспортных средств, грузоотправителей и грузополучателей, складские, посреднические и другие заинтересованные организации.
Под организацией движения в транспортном процессе понимается: выбор трассы маршрута движения, нормирование скорости движения и времени простоя под погрузкой и разгрузкой, составление маршрутов и графиков движения, руководство и контроль работой ТС на линии.
В зависимости от мощности и характера грузовых потоков, физико-химических свойств грузов, территориального расположения корреспондирующих пунктов и расстояний между ними, типа ТС, режима работы клиентуры и автотранспортной организации применяются различные методы и формы организации движения. При изучении различных форм и методов организации движения необходимо дать определения основным понятиям.
Маршрутом движения называется путь следования ТС по трассе между грузообразующими и грузопоглащающими пунктами. Расстояние между начальными и конечными пунктами маршрута называется длиной маршрута lм. Время на маршруте tм – это время прохождения маршрута транспортным средством, с учетом движения, погрузки-разгрузки и других сопутствующих операций.
Оборот ТС (nоб– количество оборотов) – законченный цикл движения по маршруту с возвращением в начальный пункт, из которого это движение началось, с выполнением всех соответствующих операций. Длина оборота lоб – длина пути от начального пункта до следующего прибытия в тот же пункт. Время оборота tоб – время прохождения ТС этого пути с учетом выполнения всех операций.
Маршруты движения в зависимости от принятого признака классификации могут быть различными.
По протяженности маршрута классифицируются на городские, пригородные, междугородные и международные. Городские маршруты располагаются на территории города и не выходят за его границы. Пригородные маршруты связывают населенные пункты и прилегающие территории на расстоянии до 50 км. Междугородные маршруты пролегают между населенными пунктами на расстоянии более 50 км между границами этих населенных пунктов. Международные маршруты осуществляется за приделы или на территории РФ с переселением Государственной границы РФ.
По временному признаку маршруты делятся на постоянные, временные (сезонные), разовые (эпизодические). Постоянные маршруты эксплуатируются в течение длительного времени (более 1 года). Временные маршруты работают периодически в какие-либо периоды времени (сезоны). Разовые маршруты устанавливаются на короткое время.
По виду трассы маршруты могут быть маятниковые, кольцевые и комбинированные. Маятниковыми называются маршруты движения, на которых путь следования ТС между корреспондирующими пунктами в прямом и обратном направлениях проходит по одной трассе. На кольцевом маршруте – путь следования ТС между корреспондирующими пунктами представляет собой замкнутый контур. При комбинированных маршрутах транспортное средство за один оборот может выполнить ездки, как по маятниковым так и кольцевым маршрутам.
По назначению маршруты подразделяются на развозочные, сборочные и развозочно-сборочные. Развозочные (сборочные) маршруты организуются тогда, когда ТС полностью разгружается в одном пункте, а в процессе движения по маршруту последовательно частично разгружается (загружается) в других пунктах, расположенных по трассе маршрута. При этом грузоподъемность автомобиля по участкам маршрута используется не полностью, а движение по маршруту рассматривается как одна ездка с заездами.
При выборе трассы маршрута обращают внимание на тип дорожного покрытия, состояние и ширину проезжей части дороги и обочин, продольный и поперечный профили и план дороги, радиусы поворотов, уклонов, зоны видимости, обустройство дорог, наличие железнодорожных переездов, мостов и других факторов.
При разработке маршрутов служба эксплуатации владельцев транспортных средств должна реализовывать следующие требования:
1. Обеспечение транспортной связью наибольшего числа корреспондирующих пунктов по кратчайшим расстояниям в установленном районе перевозок.
2. Использование необходимого типа подвижного состава для выявленного грузопотока.
3. Организация контроля работы автомобилей на линии.
4. Координация движения автотранспорта на новом маршруте с системой движения на существующих маршрутах, а также с работой других видов транспорта.
5. Применение эффективных систем организации движения транспортных средств.
6. Социально-экологическая безвредность открываемого маршрута.
Маятниковые маршруты
Маятниковые маршруты являются простыми и наиболее распространенными маршрутами. Их составление не представляет особой сложности, так как они включают в большинстве случаев только два корреспондирующих пункта.
Маятниковые маршруты бывают трех видов (рис. 8.1): с полностью груженым пробегом в обоих направлениях; с использованием пробега только в одном направлении; с неполным использованием пробега в одном или обоих направлениях[3].
Маятниковый маршрут с полностью груженым пробегом в обоих направлениях используется тогда, когда имеются двусторонние грузопотоки, которые могут быть освоены транспортными средствами одного типа и модели. За один оборот автомобиль выполняет две ездки равной длины, пробег ТС используется полностью, то есть β = 1,0. Обозначение такого маршрута [4].
Работа ТС на маятниковых маршрутах с двусторонними грузопотоками способствует повышению производительности за счет роста коэффициента использования пробега.
Маятниковый маршрут с использованием пробега только в одном направлении применяется при одностороннем грузопотоке. Чаще всего он
имеет место при эксплуатации специализированных ТС, при массовых перевозках на небольшие расстояния, при сезонных и, особенно, разовых перевозках. Это наипростейший вид маршрута, так как за один оборот совершается только одна ездка, а коэффициент использования пробега равен β = 0,5. Обозначение маршрута или . Технико-эксплуатационные показатели работы для оборота и ездки идентичны.
Маятниковый маршрут с неполным использованием пробега в одном или обоих направлениях применяется при наличии двусторонних грузопотоков на трассе, но начало и окончание одного не совпадают с окончанием и началом встречного грузопотока.
Маршрут с неполным использованием пробега в одном из направлений можно рассматривать как промежуточный вариант между маятниковыми маршрутами с груженым пробегом в обоих направлениях и только в одном направлении, а также как переходный вариант маятниковых к кольцевым или комбинированным маршрутам. Обозначение маршрута может быть выражено по-разному: и т. д. Но, как видно, в маршруте две ездки. Использование пробега автомобилей на данном маршруте за оборот находится между 1,0 и 0,5, то есть 0,5 < β < 1,0.
Формулы для расчета показателей работы ТС на различных видах маятниковых маршрутах приведены в табл. 8.1.
Разновидностью маятниковых маршрутов являются радиальные (рис. 8.2.), которые направлены в различные пункты, но начинаются или заканчиваются в одном пункте. По таким маршрутам, как правило, грузы вывозят из одного грузообразующего пункта или завозятся в один грузопоглащающий пункт. Радиальные маршруты применяются при транспортном обслуживании строительных объектов, железнодорожных станций, завоз товаров в торговую сеть, вывоз грузов со складов готовой продукции и т. д.
Таблица 8.1.
Формулы расчета показателей маятниковых маршрутов
Показатели | Виды маршрутов | ||||
С использованием пробега только в одном направлении | С использованием пробега в одном или обоих направлениях | С полным использованием пробега в обоих направлениях | |||
Схема маршрута | |||||
Символьная запись | |||||
Время оборота, tоб, час. | 2lег / Vт + tп-р | 2(lег / Vт + tп-р) | |||
Планируемое время работы на маршруте, Tмпл, час. | Tн – | Tн – 2 l0 / Vт | |||
Количество оборотов, nоб | |||||
Число ездок, Z | nоб | 2nоб | |||
Фактическое время на маршруте, Тм, час. | tоб(nоб – 1) + tоб.п | nоб tоб | |||
Фактическое время в наряде, Тн, час. | Tм + | Tм + 2 l0 / Vт | |||
Пробег с грузом за рабочий день, Lг, км | lег Z | nоб | 2 nоб lег | ||
Общий пробег за рабочий день,Lс, км | lоб (nоб − 1) + lоб.п + | nобlоб+ 2l0 | |||
Коэффициент использования пробега за оборот, βоб | 0,5 | 1,0 | |||
Объем перевозок за оборот, Qоб, т | qнγc | qн | |||
Объем перевозок за рабочий день, Q, т | Zqн γc | nобqн | |||
Грузооборот за оборот, Роб, т∙км | qнγc lег | qн lегi | |||
Грузооборот за рабочий день, Р, т∙км | Zqнγc lег | nобqн lегi | |||
Для большинства радиальных маршрутов характерно одностороннее направление грузопотоков и использование специализированных ТС. В исключительных случаях грузопотоки могут быть двусторонними. Поэтому технико-эксплуатационные и итоговые показатели работы ТС находятся на уровне соответствующих показателей маятниковых маршрутов с односторонним использованием пробега.
Для повышения производительности ТС в крупных грузообразующих и грузопоглащающих пунктах организуются диспетчерские посты. В их задачу входит не только оперативное управление движением АТС, но и обеспечение согласованной работы автомобилей и погрузочно-разгрузочных машин и механизмов, а также изыскание возможности загрузки подвижного состава в обоих направлениях.