Порядок вождения поездов машинистами
локомотивов»
16.36 Машинист обязан:
хорошо знать конструкцию локомотива, профиль обслуживаемого участка, расположение на нем постоянных сигналов, сигнальных указателей и знаков и их назначение, иметь расписание движения поездов;
при приемке локомотива, убедиться в его исправности, обратив особое внимание на действие тормозов, песочниц и радиосвязи, а по записи в журнале технического состояния локомотива убедиться в исправном действии АЛС и автостопа, проверить наличие сигнальных принадлежностей, противопожарных средств и тормозных башмаков.
16.37 После прицепки локомотива к составу поезда, машинист обязан:
убедиться в правильности сцепления локомотива с первым вагоном состава и соединения воздушных рукавов, а также в открытии концевых кранов между ними;
зарядить тормозную магистраль сжатым воздухом, убедиться в том, что падение давления не превышает установленных Государственной администрацией железнодорожного транспорта Украины норм и опробовать автотормоза;
получить справку об обеспечении поезда тормозами, сверить указанный в ней номер хвостового вагона с натурным листом и убедиться в соответствии тормозного нажатия в поезде установленным нормам;
ознакомиться по натурному листу с составом грузового и грузопассажирского поезда - наличием вагонов, занятых людьми, грузами отдельных категорий,
Если локомотив оснащен радиостанцией с индивидуальным вызовом, установить присвоенный номер поезда на пульте управления радиостанцией.
После прицепки локомотива к составу пассажирского поезда с электроотоплением вагонов машинист обязан опустить токоприемники для подключения электромехаником высоковольтных междувагонных электрических соединителей.
Перед отправлением машинист ведущего локомотива, обязан включить приборы безопасности и радиосвязь.
16.38 При ведении поезда машинист и его помощник обязаны:
обеспечить безопасное движение поезда с точным соблюдением графика движения;
следить за свободностью пути, сигналами, сигнальными указателями и знаками, выполнять их требования и повторять друг другу все сигналы, подаваемые светофорами, сигналы остановки и уменьшения скорости, подаваемые с пути и поезда;
следить за состоянием и целостью поезда, а на электрифицированных участках, кроме того, и за состоянием контактной сети;
наблюдать за показаниями приборов, контролирующих бесперебойность и безопасность работы локомотива и специального самоходного подвижного состава;
обеспечивать рациональное использование мощности локомотива при экономном расходовании электроэнергии и топлива;
при входе на станцию и проходе по станционным путям:
подавать установленные сигналы;
следить по стрелочным указателям за правильностью маршрута;
за свободностью пути и сигналами, подаваемыми работниками станций;
за движением поездов и маневровыми передвижениями на смежных путях, немедленно принимая меры к остановке при угрозе безопасности движения или для предотвращения наезда на людей.
После остановки поезда на станции, если в нем обнаружены какие-либо неисправности, машинист обязан немедленно доложить об этом дежурному по станции, а на участках, оборудованных диспетчерской централизацией, - поездному диспетчеру.
При необходимости остановки на станции машинист обязан остановить поезд, не проезжая выходного светофора (при его отсутствии - предельного столбика) пути приема.
При этом локомотив грузового поезда должен быть остановлен у выходного сигнала (при его отсутствии - у предельного столбика). Не доезжая до них, машинист может остановить поезд только, если убедится через дежурного по станции по поездной радиосвязи, что весь состав установлен в границах полезной длины пути приема.
В случаях обнаружения в пути следования неисправности светофоров автоблокировки, повреждения пути, контактной сети и других сооружений и устройств, неисправности в поездах, следующих по смежным путям, машинист обязан сообщить об этом дежурному по ближайшей станции или поездному диспетчеру. При наличии поездной радиосвязи сообщение об этих неисправностях машинист должен передать по радио дежурному по ближайшей станции или поездному диспетчеру, а при необходимости и машинисту поезда, следующего по смежному пути.
16.39 При ведении поезда машинист должен:
иметь тормозные устройства всегда готовыми к действию, проверять их в пути следования, не допускать падения давления в главном резервуаре и в магистрали ниже норм, установленных Государственной администрацией железнодорожного транспорта Украины;
при запрещающих показаниях постоянных сигналов, показаниях сигналов уменьшения скорости и других сигналов, требующих снижения скорости, применяя служебное торможение, останавливать поезд, не проезжая сигнала остановки, а сигнал уменьшения проследовать со скоростью, не более установленной для данного сигнала;
проследовать сигнальный знак, ограждающий нейтральную вставку, со скоростью, обеспечивающей прохождение без остановки нейтральной вставки;
при внезапной подаче сигнала остановки или внезапном возникновении препятствия немедленно применить средства экстренного торможения для остановки поезда;
при сильных туманах, ливнях и метелях вести поезд с особой бдительностью и в необходимых случаях снижать скорость с тем, чтобы была обеспечена безопасность движения.
16.40 В пути следования машинисту запрещается:
превышать скорости, установленные настоящими Правилами, приказом начальника железной дороги, а также выданными предупреждениями и указаниями сигналов;
отвлекаться от управления локомотивом, от его обслуживания и наблюдения за сигналами и состоянием пути;
отключать исправно действующие устройства безопасности или вмешиваться в их работу;
отправляться на перегон при отказе на локомотиве, специальном самоходном подвижном составе тягового оборудования, обеспечивающего ведение поезда и невозможности устранения причины отказа.
16.41Движением поезда управляет машинист ведущего локомотива, машинисты других, в том числе подталкивающего, локомотивов обязаны подчиняться всем указаниям и сигналам машиниста ведущего локомотива и повторять их.
16.42Запрещается проезд в рабочей кабине локомотива лиц, не входящих в состав локомотивной бригады, за исключением кондукторов (составительской бригады), а также должностных лиц, имеющих разрешение, выдаваемое в соответствии с порядком, установленным Государственной администрацией железнодорожного транспорта Украины, но не более двух лиц одновременно.