Административная юрисдикция таможенных органов (сущность, полномочия). Понятие и структура административного правонарушения в области таможенного дела
Государственные органы, осуществляющие административную юрисдикцию, именуются органами административной юрисдикции. Полномочие таможенных органов по рассмотрению дел об АП закреплено в ст. 23.8 КоАП РФ. Здесь указаны должностные лица, управомоченные рассматривать дела об АП, а также категория дел об АП — это дела об АП, предусмотренные ст. 16.1—16.23 КоАП РФ.
Принят приказ руководителя ФТС «О должностных лицах таможенных органов Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях и осуществлять административное задержание» № 198 от 15 марта 2005 г. Данным подзаконным нпа установлен перечень должностных лиц таможенных органов РФ уполномоченных осуществлять административное задержание, а также составлять протоколы об административных правонарушениях.
В случае несогласия с решением таможенного органа, принятого по жалобе, неудовлетворенности результатом рассмотрения жалобы гарантируется возможность обращения в суд. При этом использование досудебного порядка обжалования (административного) предоставляет возможность определить позицию вышестоящего таможенного органа, что впоследствии может помочь лицу, подавшему жалобу, при необходимости, правильно подготовиться к судебному рассмотрению спора.
В том случае, если лицо считает, что в процессе осуществления несудебной административной юрисдикции нарушены его права, свободы и законные интересы, то оно вправе обжаловать решения таможенных органов.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ № 459 от 26 июля 2006 г. Федеральная таможенная служба в качестве одного из «полномочий» «осуществляет производство по делам об административных правонарушениях» (п. 5.3.1 б).
.Основными объектамиадминистративных правонарушений в области таможенного дела (нарушений таможенных правил) являются: порядок перемещения (включая применение таможенных режимов), таможенного контроля и таможенного оформления товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу РФ, обложения таможенными платежами и их уплаты, предоставления таможенных льгот и пользования ими.
Объективной стороной административного правонарушения в области таможенного дела является противоправное деяние, выражающееся как в действии, так и бездействии лица. Таким образом, с учетом ст. 2.1 КоАП России и положений теории права, административное правонарушение в области таможенного дела (нарушение таможенных правил) определяется как виновное, противоправное, общественно опасное деяние (действие или бездействие) физического лица или юридического лица, посягающее на установленный законодательством РФ порядок перемещения (включая применение таможенных режимов), таможенного контроля и таможенного оформления товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу ТС, обложения таможенными платежами и их уплаты, предоставления таможенных льгот и пользования ими, ответственность за которое установлена коап рф.
Порядок обжалования решений, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц. Упрощенный порядок обжалования решения, действия (бездействия) должностного лица таможенного органа
Право на обжалование имеет любое лицо.
Жалоба может быть подана в следующие инстанции: - вышестоящий таможенный орган непосредственно; - вышестоящий таможенный орган через таможенный орган, действия которого обжалуются; - суд общей юрисдикции; - арбитражный суд.
Возможна одновременная подача жалобы в таможенный орган и суд. При этом жалобу будет рассматривать суд.
Срок подачи – 3 месяца с момента, когда лицу стало известно о нарушении его прав. Этот срок может быть продлен при наличии уважительных причин просрочки. Решение рассматривается в течение 10 дней. Исключение – Верховный суд (2 месяца). Решение суда может быть оспорено.
При подачи жалобы в таможенный орган для передачи в вышестоящий орган, срок передачи составляет 5 дней. За это время таможенный орган должен собрать все возможные материалы по этому делу. Если таможенный орган неправомочен рассматривать жалобу, он переадресовывает её в течение 5 дней в надлежащий таможенный орган. Лицо, подавшее жалобу, информируется об этом в письменной форме. Жалоба на ФТС подается непосредственно в ФТС.
Требования к жалобе: письменная форма; собственноручная подпись лица, интересы которого нарушены; наличие соответственных удостоверительных документов, если жалоба подается представителем.
отказ в рассмотрении жалобы: 1) не соблюдены и не восстановлены сроки подачи; 2)неполное содержание жалобы; 3) жалобу по этому действию (бездействию) уже рассматривает суд; 4) по этой жалобе вынесено судебное решение; 5) действие совершено не таможенными органами или их должностными лицами; 6) оспаривается документ, который не является решением; 7)факт действия не подтвержден.
Решение об отказе в рассмотрении жалобы может быть обжаловано в суде или вышестоящем таможенном органе.
Лицо, подавшее жалобу, может ее отозвать в любой момент рассмотрения, но до принятия решения. Срок рассмотрения жалобы таможенным органом – 1 месяц.
Результатом рассмотрения жалобы может быть: ее неудовлетворение, частичное удовлетворение или полное удовлетворение. Если лицо, подавшее жалобу, не удовлетворено полученным решением, оно вправе обжаловать это решение в вышестоящем таможенном органе или суде.
Упрощенный порядок обжалования решения, применяется, если действия таможенного органа связаны с ввозом (вывозом) денежных средств на сумму до 1,5 миллиона рублей, или одного транспортного средства. При упрощенной процедуре жалоба подается в устной форме вышестоящему должностному лицу и рассматривается не более 3-х часов. По результатам рассмотрения может быть составлен письменный акт. Составление акта зависит от пожелания лица, интересы которого были нарушены. Копия акта вручается лицу, подавшему жалобу. Акт может быть обжалован. Подача жалобы в упрощенной форме не может быть причиной для отказа в рассмотрении жалобы, поданной на общих основаниях.