Значение транспорта в развитии экономики странны
Транспорт в любой стране является одной из важных отраслей народного хозяйства и оказывает значительное влияние на развитие экономики. Осуществляя перевозки внутри предприятий, между предприятиями, районами и странами, он неразрывно связан с другими отраслями производства (добывающей промышленностью, сельским хозяйством, обрабатывающей промышленностью) единой целью и действует с ними по единой технологии. С момента получения сырья до момента его превращения в продукцию происходит непрерывный процесс перемещения продукта труда. Ни одна из отраслей не может обходиться без транспорта. При этом транспорт является не только производителем, но и крупнейшим потребителем материального и информационного потока. Организация работы такого комплекса крайне важно для экономики страны, чтобы обеспечить потребности в перемещении грузов и пассажиров. Показатели работы транспорта
Чтобы оценить работу транспорта пользуются различными показателями. Существует группа показателей единых для всех видов транспорта и показателей специфических, которые используются на каком-то одном виде транспорта и отражают специфику работы этого вида транспорта. Кроме того, показатели можно разделить на три группы: натуральные, эксплуатационно-технические и экономические.
К натуральным показателям относят объем и дальность перевозок, грузооборот, производительность труда, потребность в рабочей силе, топливе, электроэнергии, металле и других материалах и т. д.
Эксплуатационно-техническими показателями являются пропускная и провозная способности, регулярность и безопасность движения, скорость и сроки доставки грузов и пассажиров, уровень сохранности грузов, степень комфорта пассажиров, маневренность транспорта.
Экономическими показателями (или стоимостными) являются: себестоимость перевозок, потребные капитальные вложения, стоимость грузовой массы, находящейся в процессе транспортировки, тарифы и цены на перевозки и другие транспортные услуги, прибыль, рентабельность, налоги, акцизы, ставки по кредитам, таможенные сборы; фон-дооснащенность или фондовооруженность, характеризующие использование фондов (выражаются в стоимости основных производственных фондов на 1 км длины транспортной сети), а также фондоотдача (количество транспортной продукции в приведенных тонно-километрах, приходящейся на 1 руб. основных производственных фондов транспорта) и
ДР« К общим для всех видов транспорта относят такие показатели как:
1. Объем перевозок грузов, т - количество тонн груза, запланированное к перевозке или перевезенное:
где - количество груза (т), отправленного или перевезенного с 1, 2,..., п пункта сети за определенный промежуток времени.
Определяется по количеству отправленных тонн груза или по количеству прибывших.
2. Грузооборот, т-км (продукция транспорта) - транспортная работа, планируемая или затраченная на выполнение перевозок:
грузооборот отдельных партий груза при соответствующем расстоянии их перевозки
3. Объем перевозок пассажиров, пасс - количество перевезенных пассажиров, или планируемое к перевозке (обычно за год):
где - число отправленных пассажиров.
4. Пассажирооборот, пасс-км - выполненная или планируемая транспортная работа по перевозке пассажиров на определенное расстояние:
где - дальность перевозки каждой группы пассажиров.
5. Приведенный грузооборот, прив. ткм - выполненная или планируемая к выполнению продукция транспорта:
где - коэффициент перевода пассажиро-километров в тонно-километры (на железнодорожном и водном транспорте = 1 ).
6. Средняя дальность перевозки 1 тонны груза , 1 пассажира:
7. Скорость доставки (если известны: средняя дальность перевозки, среднее время, затраченное на перевозку):
и другие показатели:
- грузонапряженность
- коэффициент использования грузоподъемности подвижного состава
- структура парка
- доля груженого и порожнего пробега
- коэффициенты, учитывающие расход топлива, электроэнергии и др.
Экономические показатели:
1. Эксплуатационные расходы на перевозку - текущие издержки транспорта, руб
(определяются обычно за год).
Структура и учет эксплуатационных расходов на различных видах транспорта различны и включают, например:
- на железнодорожном транспорте - все текущие расходы, связанные с перевозками;
- на морском транспорте - расходы на содержание плавсостава и эксплуатацию транспортного флота;
- на речном транспорте - расходы, связанные с перевозками, за исключением расходов на путевое хозяйство, погрузо-разгрузочные работы и подсобно-вспомогательные хозяйства;
- на автомобильном транспорте - расходы, связанные с перевозками, за исключением расходов на содержание автомобильных дорог. 2. Себестоимость перевозок - эксплуатационные расходы, приходящиеся на единицу транспортной работы.
Себестоимость измеряют в руб/т-км, руб/пасс-км, руб/прив.т-км. Определяют также себестоимость перевозки одной тонны груза или одного пассажира, либо используют измерители транспортных услуг: ваг-час, автомобиле-чае.
Эксплуатационные расходы и себестоимость перевозок делят по операциям перевозочного процесса: начально-конечным и движенческим.
Расходы на начально-конечные операции (при прочих равных условиях) от изменения дальности перевозок не зависят, а расходы на движенческие операции возрастают прямо пропорционально их росту. Эксплуатационные расходы транспорта:
Энк,дв - эксплуатационные расходы на начально-конечные и движенческие операции; - расстояние перевозки.
Себестоимость перевозок имеет обратную зависимость;
- себестоимость начально-конечных и движенческих операций.
Влияние дальности перевозок на их себестоимость зависит от условий и технологии выполнения начально-конечных и движенческих операций на каждом виде транспорта.
3. Капитальные вложения - это сумма единовременных затрат при создании новых или реконструкции, расширении, модернизации действующих основных фондов. Другими словами - это средства, затраченные на строительство или реконструкцию транспортного объекта. Различают капитальные вложения в:
Постоянные устройства - железные и автомобильные дороги, морские и речные порты, аэропорты, трубопроводы, здания и сооружения транспортных предприятий. Для них характерна медленная оборачиваемость капитала, т.е. возвращение вложенных средств. Но эта недвижимость имеет большой экономический потенциал, так как многие из этих дорогостоящих сооружений служат и приносят прибыль инвесторам на протяжении длительного времени.
Подвижной состав, оборудование, строительные работы - локомотивы, вагоны, автомобили, суда, самолеты. Окупаются быстрее постоянных устройств.
Удельные капитальные вложения определяются с учетом мощности потока, дальности перевозок, направления следования, района строительства и др. факторов. При сравнении вариантов обычно удельные капитальные вложения определяются на 1 т на всем расстоянии перевозок.
По видам транспорта соотношение потребных капитальных вложений примерно следующее:
Виды транспорта | Капитальные вложения, в % | |
в постоянные устройства | в подвижной состав | |
Железнодорожный | ||
Автомобильный | ||
Воздушный | ||
Трубопроводный |
4. Тарифы Тариф - это оплата транспортных услуг.
Т =C+П
(C - издержки транспорта, то есть себестоимость перевозок; П - величина прибыли.
При определении тарифов пользуются расчетной средней величиной себестоимости и средним уровнем рентабельности.
Т=С ( )
- рентабельность %, обычно задается 35 % (отношение прибыли к себестоимости).
Тарифы
Пассажирские | Грузовые |
Являются частью системы розничных цен, | Являются частью системы оптовых цен. Их |
так как оплачиваются в основном за счет | величина связана с уровнем цен на другие |
личных средств пассажиров | виды продукции (не транспортной) и влияет |
на формирование конечных цен этой про- | |
дукции, увеличивая их. |
Грузовые тарифы
Грузовые тарифы принято классифицировать: 1. По виду:
Общие - основные на каждом виде транспорта для основной номенклатуры перевозимых грузов. Исключительные - применяются для определенных грузов и условий перевозки.
Могут быть повышенные (запретительные) и пониженные (поощрительные).
Специальные - для специфических услуг. Дифференциальные - зависящие от вида операций. Местные, региональные, государственные - действуют в пределах определенной
территории.
Отраслевые - для определенной отрасли. Льготные - для определенного круга организаций, лиц. Повременные - за отработанное время.
Договорные - обычно устанавливаются на услуги, не поименованные в общих тарифах.
2. По роду отправок (предусмотренных на различных видах транспорта): повагонные; судовые;
автомобильные; контейнерные; мелкие и т.д.
3. По виду сообщения (в зависимости от классификации, принятой на конкретном
виде транспорта): международное; местное;
каботажное и т.д.
4. По скорости движения ( в соответствии с классификацией, принятой на конкретном виде транспорта): высокоскоростное; скорое;
экспрессное и т.п. 5. По типу подвижного состава:
на грузы, перевозимые в универсальном подвижном составе; на грузы, перевозимые в специализированном подвижном составе.
Пассажирские тарифы
В нашей стране, как и во многих странах мира, пассажирские перевозки, особенно городские и пригородные являются убыточными.
Частично убыточность этих перевозок обусловлена действием социальных льгот (в начале 90-х годов насчитывалось до 15 категорий населения, имеющих бесплатный проезд). Часть убытков покрывается из государственных и местных бюджетов, часть за счет повышения грузовых тарифов.
Особенности построения пассажирских тарифов по видам транспорта приведены ниже.
1. Железнодорожный транспорт. В дальнем сообщении
За основу принят тариф за проезд в жестком вагоне пассажирского поезда с местами для сидения. Дополнительно в стоимость билета включаются: цена плацкарты (стоимость полки); купейность (2-х или 4-х местное купе); скорость.
Пассажирские тарифы в дальнем сообщении едины по всей стране. Раньше они приносили прибыль, покрывая убытки от пригородных перевозок. Сейчас они в основном убыточны и покрываются за счет грузовых тарифов, а также за счет внедрения широкого спектра дополнительных услуг и комфортабельных скоростных поездов.
В пригородном сообщении Тарифы подразделяются на:
Зонные, которые применяются в крупных городах. В этом случае пригородный участок разделен на зоны 6-10 км. Стоимость проезда в пределах зоны одинаковая, независимо от расстояния проезда.
Покилометровые, которые применяются на некоторых пригородных участках. Стоимость проезда оплачивается в зависимости от расстояния поездки.
Общие, которые применяются во всех остальных случаях. Стоимость проезда оплачивается по определенным поясам дальности (их длина около 5 км).
2. Автомобильный транспорт.
Пассажирские тарифы на автомобильном транспорте дифференцированы по: территории страны, видам сообщений и предоставляемым пассажирам удобствам.
Тарифы также делятся на: городские и междугородные (включающие боле 100 поясов дальности).
На данном виде транспорта широко применяются договорные тарифы. 3. Воздушный транспорт.
На воздушном транспорте компании формируют тарифы в зависимости от спроса и предложения на пассажирские перевозки, учитывая цены конкурентов. Кроме общих тарифов на воздушном транспорте применяются специальные тарифные ставки (на 1 час полета или на 1 км пути) при перевозке заказными рейсами. Действуют различные системы скидок и льгот в период спада пассажирских перевозок, для туристических групп и т.д.
4. Морской транспорт.
На морском транспорте пассажирские тарифы установлены на перевозки в заграничном и внутреннем (каботажном) плавании.
В заграничном плавании - дифференцированы по классам кают (люкс, 1 класс, туристический), а внутри класса - в зависимости от числа мест в каюте, расположения кают на судне и наличия индивидуальных удобств.
Во внутреннем плавании - дифференцированы по морским бассейнам, судоходным компаниям, типам судов, комфортабельности кают и общей комфортабельности судна.
Судоходные компании устанавливают отдельные тарифы на перевозки по регулярным линиям, в грузопассажирских судах, на морских паромах, на туристско-экскурсионные маршруты. В стоимость билета обязательно включается страховой сбор.
5. Речной транспорт.
На речном транспорте пассажирские тарифы дифференцированы по пароходствам, типам судов с учетом скоростей их хода, видам перевозок (транзитные, местные, пригородные, переправы) и классам кают. На скоростных судах с подводными крыльями устанавливают повышенные тарифы. В стоимость билетов включается страховой сбор.
На всех видах транспорта отдельно взимается плата за перевозку багажа (сверх установленной нормы ручной клади) и грузобагажа.
Специфические показатели будут рассмотрены в разделах, посвященных конкретным видам транспорта.
Каждый из видов транспорта должен использоваться там, где он наиболее эффективен. Поскольку каждый вид транспорта имеет свои преимущества и недостатки, в каждом конкретном случае необходимо решать каким видом транспорта перевозить груз. Основные технико-экономические особенности различных видов транспорта и сферы их рационального использования приведены в табл.2
Под перевозками на короткие расстояния понимают перевозки на расстояния до 100 км; перевозками на средние расстояния считаются перевозки от 100 до 800 км; на дальние расстояния - от 800 до 1000 км; на сверхдальние расстояния - свыше 1000-2000 км.
Под короткопробежными перевозками на железнодорожном транспорте подразумевают перевозки на расстояние до 50 км, а в отдельных случаях и до 100-200 км. Они, как правило, более «дорогие», но в ряде случаев (при наличии подъездных путей и стабильного значительного грузопотока) их осуществлять выгодно. | |||||||
Табл.2 | |||||||
Вид транспорта | Особенности транспорта | Сфера применения | |||||
Достоинства | Недостатки | ||||||
1. Железнодорож- | Высокая провозная и | Большие капитало- | Практически не ог- | ||||
ный | пропускная способ- | вложения на соору- | раничена. Перевоз- | ||||
ность; регулярность | жение пути; боль- | ки, в основном на | |||||
„ | перевозок; невысо- | шие затраты металла | средние, дальние, | ||||
кая себестоимость | сверхдальние рас- | ||||||
перевозок | стояния. | ||||||
2. Морской | Обеспечивает мас- | Зависимость от есте- | Практически не ог- | ||||
совые межконтинен- | ственно- | раничена. Перевозки | |||||
тальные перевозки | географических и | в основном на | |||||
грузов; низкую себе- | навигационных ус- | сверхдальние рас- | |||||
стоимость; практи- | ловий, создание | стояния. | |||||
чески неограничен- | портового хозяйства | ||||||
ную пропускную | |||||||
способность | |||||||
3. Речной | Высокая провозная | Неравномерность | Практически не ог- | ||||
способность; невы- | глубин, сезонность | раничена. Преобла- | |||||
сокая себестоимость | работы, небольшая | дают перевозки на | |||||
перевозок; неболь- | скорость перевозки | средние и дальние | |||||
шие капиталовложе- | расстояния. | ||||||
ния на организацию | |||||||
судоходства | |||||||
4. Автомобильный | Большая маневрен- | Низкая производи- | Эффективен для пе- | ||||
ность и подвиж- | тельность труда; | ревозок на короткие | |||||
ность; высокая ско- | низкий уровень экс- | и средние расстоя- | |||||
рость доставки гру- | плуатационных по- | ния -до 300 км | |||||
за; небольшие капи- | казателей; плохое | ||||||
таловложения в ос- | состояние дорожной | ||||||
воение малого гру- | сети | ||||||
зооборота на корот- | |||||||
кие расстояния | |||||||
5. Воздушный | Высокая скорость | Высокая себестои- | Практически не ог- | ||||
доставки; самый ко- | мость перевозки | раничена. Преобла- | |||||
роткий путь следо- | дают перевозки на | ||||||
вания | средние, дальние, | ||||||
сверхдальние рас- | |||||||
стояния. | |||||||
В общем виде задача рационального распределения перевозок между видами транспорта сводится к установлению экономически целесообразных сфер использования того или иного вида или их сочетаний (вариантов перевозок). Критерием оптимальности при определении сфер рационального использования различных видов транспорта служит минимум приведенных эксплуатационно-строительных затрат на доставку продукции от пункта отправления до пункта назначения. При грузовых перевозках эти затраты следует определять на всем пути следования.
где Эm- годовые эксплуатационные расходы, руб;
K - потребные капитальные затраты на перевозки, руб; Eн - нормативный коэффициент эффективности капитальных затрат;
i - вариант перевозки.
По грузовым перевозкам в этой формуле приведенных затрат целесообразно учитывать и стоимость грузовой массы, находящейся в пути. Ее можно представить как единовременные вложения в оборотные средства грузовладельцев. Поэтому экономию от сокращения этих оборотных средств можно добавлять к капитальным вложениям в транспорт. Тогда формула определения приведенных затрат при грузовых перевозках примет вид:
Здесь величина (руб.) означает разницу в стоимости грузовой массы по сравниваемым вариантам перевозок и определяется по формуле:
где и - сроки доставки груза по первому и второму вариантам перевозок
соответственно, сутки.
С капитальными вложениями суммируют стоимость не всех грузов, а только тех, ускорение доставки которых приводит к реальному сокращению оборотных средств народного хозяйства. Величину относят к тому варианту, который имеет больший
срок доставки.
Все расчеты экономических показателей ведут на 1 т или на 1 пассажира.
При сравнении вариантов перевозок грузов разными видами транспорта необходимо учитывать следующие, изменяющиеся по вариантам расходы:
- по подготовке груза к перевозке (расходы на затаривание и укладку, сортировку, увязку, хранение при накоплении партий и т.д.);
- по доставке грузов к пунктам передачи на магистральный транспорт (расходы по содержанию и эксплуатации подъездных путей, автотранспорта, конвейеров
и др.);
- на выполнение погрузочно-разгрузочных работ (включая расходы по подготовке подвижного состава к перевозке, погрузке, креплению, выгрузке, складированию груза и т.п.);
- связанные с потерями грузов в процессе транспортировки, в том числе и при перевалке грузов с одного вида транспорта на другой.
Из двух сравниваемых вариантов перевозок (при прочих равных условиях) наивыгоднейшим считается тот, который дает минимальную величину приведенных затрат.