Тематические классные часы по ПДД
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №41»
ГОРОДА ВОЛОГДА
УТВЕРЖДАЮ:
Директор школы:
___________ О.В. Молодцов
«____» ____________ 20___ г
ПРОГРАММА
По изучению правил дорожного движения
И профилактике детского дорожно-транспортного травматизма
В 1-11 классах
Г. Вологда
ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ БЕЗОПАСНОМУ ПОВЕДЕНИЮ НА ДОРОГАХ
Тематический план
Класс (9 часов)
№ п/п | Тема | Теория | Практика | Игра | Экскурсия | Повторение и закрепление материала | Всего, академических часов |
1. | Город, район в котором мы живем. Безопасная дорога в школу. | 15 мин | 20 мин | 5 мин | 1 ч | ||
2. | Кого называют пешеходом, водителем, пассажиром? Как правильно перейти улицу, по которой движется транспорт? | 15 мин | 20 мин | 5 мин | 1 ч | ||
3. | Какие опасности возникают на улицах и дорогах. | 20 мин | 15 мин | 5 мин | 1 ч | ||
4. | Наземный пешеходный переход. Знаки и обозначения. Светофор. | 10 мин | 10 мин | 15 мин | 5 мин | 1 ч | |
5. | Правила поведения на тротуаре, пешеходной дорожке, обочине. | 10 мин | 10 мин | 15 мин | 5 мин | 1 ч | |
6. | Что такое проезжая часть дороги, неожиданности улицы без интенсивного движения? | 15 мин | 20 мин | 5 мин | 1 ч | ||
7. | Пешеходный переход. Что такое перекресток? | 10 мин | 10 мин | 15 мин | 5 мин | 1 ч | |
8. | Что означают дорожные знаки. | 15 мин | 15 мин | 10 мин | 1 ч | ||
9. | Заключительное занятие по пройденному материалу. | 40 мин | 1 ч |
Тематический план
Класс (9 часов)
№ п/п | Тема | Теория | Практика | Игра | Экскурсия | Повторение и закрепление материала | Всего, академических часов |
1. | Движение транспорта и правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Детский дорожно-транспортный травматизм. | 15 мин | 20 мин | 5 мин | 1 ч | ||
2. | История появления автомобиля и правил дорожного движения. | 20 мин | 15 мин | 5 мин | 1 ч | ||
3. | Что мешает вовремя увидеть опасность на улицах. Что такое Госавтоинспекция? | 15 мин | 20 мин | 5 мин | 1 ч | ||
4. | Сигналы для регулирования движения. | 15 мин | 15 мин | 10 мин | 1 ч | ||
5. | Правила безопасного перехода улиц и дорог. Что нам помогает соблюдать безопасность на улицах и дорогах. | 10 мин | 15 мин | 10 мин | 5 мин | 1 ч | |
6. | Новое об улицах, дорогах и дорожных знаках. Наиболее безопасный маршрут из школы домой и из дома в школу. | 5 мин | 10 мин | 25 мин | 1 ч | ||
7. | Правила перехода перекрестка. | 10 мин | 10 мин | 15 мин | 5 мин | 1 ч | |
8. | Мы – пассажиры. | 10 мин | 5 мин | 20 мин | 5 мин | 1 ч | |
9. | Я пешеход и пассажир. Экскурсия. | 40 мин | 1 ч |
Тематический план
Класс (9 часов)
№ п/п | Тема | Теория | Практика | Игра | Экскурсия | Повторение и закрепление материала | Всего, академических часов |
1. | Причины несчастных случаев и аварий на улицах и дорогах. | 15 мин | 15 мин | 10 мин | 1 ч | ||
2. | Новое о светофоре. Информационно-указательные знаки. | 10 мин | 30 мин | 1 ч | |||
3. | Что надо знать о перекрестках и опасных поворотах? транспорта. | 5 мин | 20 мин | 10 мин | 5 мин | 1 ч | |
4. | Световые сигналы на пешеходных переходах. Правила перехода улиц и дорог. | 5 мин | 15 мин | 15 мин | 5 мин | 1 ч | |
5. | Что помогает соблюдать безопасность на улицах города и дорогах. | 10 мин | 15 мин | 15 мин | 1 ч | ||
6. | Правила безопасного перехода железнодорожного переезда. | 10 мин | 15 мин | 15 мин | 1 ч | ||
7. | Правила езды на велосипеде. | 15 мин | 20 мин | 5 мин | 1 ч | ||
8. | Правила поведения на посадочных площадках и в транспорте. Безопасность пассажиров. | 15 мин | 15 мин | 10 мин | 1 ч | ||
9. | Я – пешеход. Экскурсия. | 40 мин | 1 ч |
Тематический план
Класс (9 часов)
№ п/п | Тема | Теория | Практика | Игра | Экскурсия | Повторение и закрепление материала | Всего, академических часов |
1. | Остановочный и тормозной путь автомобиля. | 15 мин | 10 мин | 15 мин | 1 ч | ||
2. | Дорожная разметка. | 15 мин | 15 мин | 10 мин | 1 ч | ||
3. | Виды транспорта. Опознавательные знаки транспортных средств. | 15 мин | 15 мин | 10 мин | 1 ч | ||
4. | Что надо знать о перекрестках? | 10 мин | 10 мин | 15 мин | 5 мин | 1 ч | |
5. | Когда ты становишься водителем. | 15 мин | 15 мин | 10 мин | 1 ч | ||
6. | Дорожные знаки, относящиеся к велосипедистам. | 15 мин | 15 мин | 10 мин | 1 ч | ||
7. | Государственная инспекция безопасности дорожного движения (ГИБДД) | 20 мин | 20 мин | 1 ч | |||
8. | Что мешает вовремя увидеть опасность на дорогах. | 15 мин | 10 мин | 15 мин | 1 ч | ||
9. | Итоговое занятие по разделу. | 40 мин | 1 ч |
Тематический план
Класс(10 часов)
№ п/п | Тема | Теория | Практика | Игра | Контроль знаний | Повторение и закрепление материала | Всего, академических часов |
1. | Улицы и движение в нашем городе (селе, поселке). | 20 мин | 10 мин | 15 мин | 1 ч | ||
2. | Дорожные знаки и дополнительные средства информации. | 15 мин | 10 мин | 10 мин | 5 мин | 1 ч | |
3. | Правила пользования транспортом. | 15 мин | 10 мин | 15 мин | 1 ч | ||
4. | Основные понятия и термины ПДД. | 15 мин | 15 мин | 10 мин | 1 ч | ||
5. | Элементы улиц и дорог. | 20 мин | 15 мин | 5 мин | 1 ч | ||
6. | От «бытовой» привычки — к трагедии на дороге. | 15 мин | 15 мин | 10 мин | 1 ч | ||
7. | На железной дороге. | 15 мин | 20 мин | 5 мин | 1 ч | ||
8. | Езда на велосипеде. | 10 мин | 15 мин | 15 мин | 1 ч | ||
9. | Правила оказания первой медицинской помощи при ДТП (при кровотечениях и ожогах, потере сознания). | 25 мин | 25 мин | 15 мин | 15 мин | 2 ч |
Тематический план
Класс(10 часов)
№ п/п | Тема | Теория | Практика | Игра | Контроль знаний | Повторение и закрепление материала | Всего, академических часов |
1. | Причины ДТП. | 15 мин | 10 мин | 15 мин | 1 ч | ||
2. | Где и как переходить улицу? | 10 мин | 15 мин | 10 мин | 5 мин | 1 ч | |
3. | Перекрестки и их виды. | 15 мин | 10 мин | 15 мин | 1 ч | ||
4. | Сигналы светофора с дополнительной секцией. | 10 мин | 10 мин | 15 мин | 5 мин | 1 ч | |
5. | Знаки для пешеходов и для водителей. | 15 мин | 10 мин | 5 мин | 10 мин | 1 ч | |
6. | Движение транспортных средств. | 10 мин | 15 мин | 15 мин | 1 ч | ||
7. | Движение по загородным (сельским) дорогам. | 10 мин | 15 мин | 15 мин | 1 ч | ||
8. | Дополнительные требования к движению велосипедистов. | 10 мин | 15 мин | 15 мин | 1 ч | ||
9. | Оказание первой медицинской помощи при ДТП (переломы и другие виды травм). | 20 мин | 40 мин | 10 мин | 10 мин | 2 ч |
Тематический план
Класс(10 часов)
№ п/п | Тема | Теория | Практика | Игра | Контроль знаний | Повторение и закрепление материала | Всего, академических часов |
1. | Как мы знаем ПДД. | 10 мин | 10 мин | 15 мин | 5 мин | 1 ч | |
2. | Дорожные «ловушки». | 15 мин | 10 мин | 15 мин | 1 ч | ||
3. | Поведение участников и очевидцев ДТП. | 15 мин | 15 мин | 10 мин | 1 ч | ||
4. | Светофоры для пешеходов. | 10 мин | 15 мин | 15 мин | 1 ч | ||
5. | Сигналы регулировщика. | 10 мин | 15 мин | 15 мин | 1 ч | ||
6. | Правила перевозки пассажиров на мотоцикле и мотороллере. | 10 мин | 15 мин | 15 мин | 1 ч | ||
7. | Устройство велосипеда, его снаряжение и техническое обслуживание. | 15 мин | 20 мин | 5 мин | 1 ч | ||
8. | Движение велосипедистов группами. | 10 мин | 10 мин | 15 мин | 5 мин | 1 ч | |
9. | Оказание первой медицинской помощи при наружном кровотечении. Правила наложения жгута. | 10 мин | 15 мин | 15 мин | 1 ч | ||
10. | Общие правила транспортировки пострадавшего. Эвакуация пострадавших в ДТП. | 10 мин | 15 мин | 15 мин | 1 ч |
Тематический план
Класс(10 часов)
№ п/п | Тема | Теория | Практика | Контроль знаний | Повторение и закрепление материала | Всего, академических часов |
1. | История дорожных знаков. | 15 мин | 10 мин | 15 мин | 1 ч | |
2. | Разметка проезжей части улиц и дорог. | 10 мин | 20 мин | 10 мин | 1 ч | |
3. | Движение пешеходов индивидуально, группами и в колоннах. | 15 мин | 15 мин | 10 мин | 1 ч | |
4. | Правила поведения участников дорожного движения. Дорожная этика. | 10 мин | 15 мин | 10 мин | 5 мин | 1 ч |
5. | Назначение номерных опознавательных знаков и надписей на транспортных средствах. | 15 мин | 10 мин | 15 мин | 1 ч | |
6. | Остановочный и тормозной путь автомобиля. | 15 мин | 10 мин | 5 мин | 10 мин | 1 ч |
7. | Велосипед с подвесным двигателем и мопед. | 15 мин | 10 мин | 15 мин | 1 ч | |
8. | Перевозка учащихся на грузовых автомобилях. | 15 мин | 10 мин | 15 мин | 1 ч | |
9. | Пассажиром быть не просто. | 15 мин | 10 мин | 15 мин | 1 ч | |
10. | Оказание первой медицинской помощи при черепно – мозговых травмах, полученных в ДТП. | 10 мин | 15 мин | 10 мин | 5 мин | 1 ч |
Тематический план
Класс(10 часов)
№ п/п | Тема | Теория | Практика | Контроль знаний | Повторение и закрепление материала | Всего, академических часов |
1. | Ответственность за нарушения ПДД. | 15 мин | 10 мин | 10 мин | 5 мин | 1 ч |
2. | История автомототранспорта и принимаемые меры по обеспечению безопасности дорожного движения. | 15 мин | 10 мин | 15 мин | 1 ч | |
3. | Правила дорожного движения и история их создания. | 15 мин | 15 мин | 10 мин | 1 ч | |
4. | Перевозка грузов. | 15 мин | 10 мин | 15 мин | 1 ч | |
5. | Предупредительные сигналы водителей. | 15 мин | 10 мин | 15 мин | 1 ч | |
6. | Движение в темное время суток и в сложных погодных условиях. | 15 мин | 10 мин | 15 мин | 1 ч | |
7. | Оборудование автомобилей и мотоциклов специальными сигналами. | 15 мин | 15 мин | 10 мин | 1 ч | |
8. | Оказание первой мед. помощи лицам, пострадавшим в ДТП. | 10 мин | 15 мин | 15 мин | 1 ч | |
9. | Контрольная работа (тест) по ПДД. | 60 мин | 30 мин | 2 ч |
Тематический план
Класс (10 часов)
№ п/п | Тема | Теория | Практика | Контроль знаний | Повторение и закрепление материала | Всего, академических часов |
1. | Правила поведения участников дорожного движения. Дорожная этика. | 15 мин | 15 мин | 10 мин | 1 ч | |
2. | Правила дорожного движения и дорожные знаки история их создания. | 10 мин | 20 мин | 10 мин | 1 ч | |
3. | Способы регулирования движения. Светофор, дорожные знаки регулировщик, дорожная разметка. | 15 мин | 15 мин | 10 мин | 1 ч | |
4. | Сигналы светофора с дополнительной секцией. | 5 мин | 15 мин | 15 мин | 5 мин | 1 ч |
5. | Ответственность за приведение в негодность транспортных средств и нарушение ПДД. | 10 мин | 15 мин | 15 мин | 1 ч | |
6. | Движение пешеходов индивидуально, группами и в колоннах. | 10 мин | 15 мин | 15 мин | 1 ч | |
7. | Устройство велосипеда с подвесным двигателем и мопеда их снаряжение и техническое обслуживание. | 15 мин | 15 мин | 10 мин | 1 ч | |
8. | Назначение номерных опознавательных знаков и надписей на транспортных средствах. | 10 мин | 10 мин | 15 мин | 5 мин | 1 ч |
9. | Первая медицинская помощь при травмах опорно-двигательного аппарата. | 10 мин | 15 мин | 10 мин | 5 мин | 1 ч |
10. | Оказание первой медицинской помощи при кровотечениях, ожогах, черепно-мозговых травмах, переломах. | 10 мин | 15 мин | 10 мин | 5 мин | 1 ч |
Тематический план
Класс(10 часов)
№ п/п | Тема | Теория | Практика | Контроль знаний | Повторение и закрепление материала | Всего, академических часов |
1. | Федеральный Закон «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995г. | 20 мин | 10 мин | 10 мин | 1 ч | |
2. | История автомототранспорта и принимаемые меры по обеспечению безопасности дорожного движения. | 15 мин | 10 мин | 5 мин | 10 мин | 1 ч |
3. | Движение па загородным (сельским) дорогам. | 10 мин | 15 мин | 15 мин | 1 ч | |
4. | Правила перевозки пассажиров на автотранспорте, мотоцикле и мотороллере. | 10 мин | 10 мин | 15 мин | 5 мин | 1 ч |
5. | Правила перевозки грузов. | 15 мин | 10 мин | 15 мин | 1 ч | |
6. | Движение в темное время суток и в сложных погодных условиях. | 15 мин | 15 мин | 10 мин | 1 ч | |
7. | Движение транспортных средств. | 20 мин | 15 мин | 5 мин | 1 ч | |
8. | Остановочный и тормозной путь автомобиля. | 10 мин | 10 мин | 15 мин | 5 мин | 1 ч |
9. | Первая медицинская помощь при острой сердечной недостаточности, инсульте и остановке сердца. | 10 мин | 15 мин | 10 мин | 5 мин | 1 ч |
10. | Первая медицинская помощь при травмах в области таза, при повреждении позвоночника, спины. | 10 мин | 15 мин | 10 мин | 5 мин | 1 ч |
Класс
Занятие 1.
Тема: Город, район, в котором мы живем. Безопасная дорога в школу.
Цель занятия: формировать и развивать у учащихся целостное восприятие окружающей дорожной среды, наблюдательность; учить выбирать наиболее безопасный путь в школу и домой. Показать учащимся опасные места вокруг школы, объекты, закрывающие обзор улиц и дорог. Научить первоклассников видеть движение машин, концентрировать внимание на них, слышать звуки, шум приближающихся машин, адекватно реагировать на изменяющуюся дорожную обстановку.
Содержание:
- дорога в школу и домой;
- экскурсия по маршруту одного из учащихся к его дому и другого от дома в школу;
- обсуждение на маршруте и после возвращения – в классе наиболее опасных мест пути;
- зачем нужны правила дорожного движения?
- когда они появились и какую пользу приносят?
- опасности, которые несет транспорт человеку;
Занятие 2.
Тема: Кого называют пешеходом, водителем, пассажиром? Как правильно перейти улицу, по которой движется транспорт.
Цель занятия: сформировать у учащихся понятие «участник дорожного движения», развить умение оценивать действия водителей, пешеходов, пассажиров как правильные – безопасные и неправильные – опасные; расширить словарный запас по дорожной лексике, используя специальные задания в учебной книжке – тетради.
Содержание:
- пешеход, водитель, пасажир;
- виды транспортных средств;
- виды пешеходных переходов. Знаки и обозначения;
- почему подземный и надземный переходы полностью безопасны?
Занятие 3.
Тема: Какие опасности возникают на улицах и дорогах?
Цель занятия: формировать, развивать у учащихся целостное восприятие окружающей дорожной среды; провести анализ типичных ошибок в поведении детей на улицах и дорогах.
Содержание:
- опасные места на улицах и дорогах;
- опасность выхода на проезжую часть из-за стоящих машин, объектов, ограничивающих обзор дороги;
- поведение детей во дворах, на улицах, дорогах;
- ознакомление с элементами, обеспечивающими безопасность (знаки «Пешеходный переход», «Дети» и др.);
- обозначение переходов;
- знак «Движение пешеходов запрещено».
Занятие 4.
Тема: Наземный пешеходный переход. Знаки и обозначения. Светофор.
Цель занятия: дать первоклассникам новое понятие – «светофор», объяснить его световые сигналы и научить безопасно переходить улицу по зеленому сигналу светофора. Объяснить, в чем различие светофоров для водителей и для пешеходов; приучить к дисциплине на дороге, вырабатывать привычку переходить улицу только на разрешающий сигнал светофора и жест регулировщика.
Содержание:
- первичное понятие о светофоре;
- как перейти улицу и дорогу, используя сигналы светофора и жесты регулировщика?
- места перехода проезжей части дороги;
- как нарушители подвергают опасности свою жизнь и жизнь других пешеходов, водителей и пассажиров.
Игра «Светофор».
Игра «Водители и пешеходы».
Занятие 5.
Тема: Правила поведения на тротуаре, пешеходной дорожке, обочине.
Цель занятия: сформировать у учащихся представление о значении новых терминов: «тротуар», «пешеходная дорожка» и «обочина», научить правилам дисциплинированного поведения, умению предвидеть опасность, воспитывать наблюдательность, осторожность.
Содержание:
- тротуар;
- пешеходная дорожка;
- обочина;
- нахождение у края тротуара рядом с дорогой;
- правила, которые надо соблюдать.
Игра «Водители и пешеходы».
Занятие 6.
Тема: Что такое проезжая часть дороги, неожиданности улицы без интенсивного движения?
Цель занятия: ознакомить учащихся с новыми терминами; сформировать чувство предвидения опасности, закрепить правило движения по тротуару, пешеходной дорожке и обочине.
Содержание:
- проезжая часть дороги;
- двор и внутриквартальные проезды – чем они опасны;
- опасности от транспорта внутри двора;
- зачем устанавливают знаки: «Дети», «Жилая зона», «Ограничение максимальной скорости», «Стоянка запрещена», «Въезд запрещен». Как они помогают обеспечить безопасность?
Занятие 7.
Тема: Пешеходный переход. Что такое перекресток?
Цель занятия: повторить и закрепить знания о проезжей части дороги и правилах движения по тротуару, пешеходной дорожке и обочине; сформировать представление о пешеходных переходах; воспитывать дисциплинированность в соблюдении правил перехода улицы и дороги.
Содержание:
- понятие регулируемого и не регулируемого перекрестка;
- места и границы пешеходных переходов;
- повторить сигналы и жесты регулировщика через игру.
Игра «Образцовый пешеход».
Занятие 8.
Тема: Что означают дорожные знаки?
Цель занятия: ознакомить учащихся со значением дорожных знаков для пешеходов, научить понимать их схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах.
Содержание:
- дорожный знак;
- наличие знаков на маршрутах учащихся в школу и домой. Объяснение необходимости их установки;
- зачем пешеходу нужно их знать?
- значение знаков.
Занятие 9.
Тема: Заключительное занятие по пройденному материалу.
Цель занятия: убедить первоклассников в необходимости правопослушного поведения на улицах и дорогах, внушить учащимся, что дисциплинированность должна стать их привычкой. Обратить внимание на нарушителей правил перехода улиц и дорог, объяснить, какой опасности они подвергают свою жизнь и окружающих.
Содержание:
- разыгрывание ситуативной обстановки, связанной с наиболее опасными маршрутами учащихся в школу и домой и правилами безопасности.
Раздел. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи.
- как себя вести при дорожно-транспортном происшествии (ДТП)? Вызов милиции «02» и скорой помощи «03»;
- травмы кожи, оказание первой медицинской помощи.
Итоговое тестирование для 1 класса:
1. Какое дорожное движение принято в нашей стране?
1. левостороннее
2. правостороннее
3. левостороннее и правостороннее
2. Что такое улица?
1. пространство между домами, тротуар, газон, проезжая часть и название улицы
2. двор
3. все пространство, находящееся под открытым небом
3. Для чего необходимо знать правила безопасного поведения на дорогах и улицах?
1. для того чтобы защитить свою жизнь и здоровье
2. для того чтобы взрослые не ругались
3. для того чтобы не наказал милиционер
4. В каком случае можно переходить дорогу на регулируемом перекрестке?
1. когда все окружающие переходят
2. когда зажжется зеленый сигнал пешеходного перехода
3. когда зажжется зеленый сигнал пешеходного перехода, и все машины остановятся
5. Кому нужны дорожные знаки?
1. водителям и пешеходам
2. пешеходам
3. взрослым
6. Где должны ходить пешеходы в городе?
1. по середине проезжей части
2. по тротуарам и пешеходным дорожкам
3. по краю проезжей части
7. Как называется часть дороги, предназначенная для проезда машин?
1. проезжая часть
2. улица
3. шоссе
8. Как на проезжей части дороги называются белые широкие полосы разметки, обозначающие переход
1. «Тигр»
2. «Зебра»
3. «Лошадь»
9. Как называется техническое средство, регулирующее транспортные и пешеходные потоки?
1. семафор
2. маячок
3. светофор
10. Какой сигнал светофора разрешает движение?
1. красный
2. желтый
3. зеленый
11. Где следует переходить дорогу при отсутствии пешеходного перехода?
1. под прямым углом к обочине, где дорога просматривается в обе стороны, и нет транспорта
2. рядом с остановившимся транспортом
3. в любом месте где захочется
12. У тебя есть велосипед, на котором ты можешь кататься
1. по тротуару
2. по проезжей части дороги
3. только во дворе и специально отведенных площадках, где нет транспортного движения
Класс
Занятие 1.
Тема: Движение транспорта и правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Детский дорожно-транспортный травматизм.
Цель занятия: расширить представление учащихся о дорожной среде, развивать целостность восприятия, чувство предвидения опасности, наблюдательность, дисциплинированность, умения и навыки безопасного поведения.
Содержание:
- статистика происшествий;
- основные правила поведения на улицах и дорогах;
- отрицательные привычки;
- положительные привычки.
Занятие 2.
Тема: История появления автомобиля и правил дорожного движения.
Цель занятия: развивать интерес к технике, ознакомить с историей появления автомобиля и правил дорожного движения, воспитывать дисциплинированность и ответственное отношение к соблюдению изложенных в ППД обязанностей пешеходов и пассажиров.
Содержание:
- история появление транспортных средств;
- первый автомобиль России;
- Парижская конвенция по автомобильному движению, введение первых дорожных знаков.
Занятие 3.
Тема: Что мешает вовремя увидеть опасность на улицах? Что такое Госавтоинспекция?
Цель занятия: формировать и развивать у учащихся целостное восприятие окружающей дорожной среды; провести анализ типичных ошибок в поведении детей на улицах и дорогах; ознакомить учащихся с терминами «Госавтоинспекция» и «ДПС», ознакомить учащихся с подразделениями службы ГИБДД; разъяснить значимость работы в обеспечении порядка и безопасности на проезжей части дороги.
Содержание:
- как себя вести, когда видишь стоящие транспортные средства, деревья, высокие сугробы, заборы, выходы из арок, кучи высоких бетонных плит, высокие рекламные щиты, которые мешают видеть улицу или дорогу;
- значение термина «Госавтоинспекция;
- дорожно-патрульная служба.
Создание и обсуждение игровых ситуаций.
Занятие 4.
Тема: Сигналы для регулирования движения.
Цель занятия: ознакомить учащихся с историей появления светофора, научить безопасно переходить улицу по зеленому сигналу светофора. Объяснить, в чем различие светофоров для водителей и для пешеходов; приучить к дисциплине на дороге, вырабатывать привычку переходить улицу только на зеленый сигнал светофора.
Содержание:
- история появления светофора;
- кому светофоры подают сигналы;
- транспортные светофоры;
- светофоры для пешеходов.
Занятие 5.
Тема: Правила безопасного перехода улиц и дорог. Что нам помогает соблюдать безопасность на улицах и дорогах.
Цель занятия: сформировать у учащихся представления о правостороннем движении транспорта, возможных опасностях и неожиданностях на улицах и дорогах, научить правильно ориентироваться в дорожных ситуациях, развивать двигательные умения и навыки безопасного поведения, воспитывать ответственность, дисциплинированность и культуру поведения.
Содержание:
- правила дорожного движения – основа безопасности на улицах и дорогах;
- дорожные знаки, дорожная разметка и сигналы для регулирования движения.
- правостороннее движение;
- левостороннее движение.
Игра «Пешеходы».
Занятие 6.
Тема: Новое об улицах, дорогах и дорожных знаках. Наиболее безопасный маршрут из школы домой и из дома в школу.
Цель занятия: ознакомить учащихся с новыми понятиями «двустороннее» и «одностороннее» движение транспорта, расширить словарный запас по дорожной лексике, формировать и развивать целостность восприятия дорожной среды, воспитывать дисциплинированность в соблюдении Правил дорожного движения и безопасного поведения на улицах, дорогах и во дворах (езда на велосипеде); добиваться понимания, осознания и осмысления символов – схематичных обозначений на дорожных знаках. Доработка (переработка) маршрута из дома в школу и из школы домой, с учетом полученных знаний, обозначение знаков и сигналов на маршруте.
Содержание:
- экскурсия по маршруту учащегося, у которого путь в школу самый опасный. Знаки и сигналы в «опасных местах»;
- вид дороги;
- особенности перехода;
Занятие 7.
Тема: Правила перехода перекрестка.
Цель занятия: сформировать у учащихся представление о перекрестке, развивать осмысление, понимание и осознание его опасности как места, где пересекаются дороги и транспорт движется в разных направлениях. Научить безопасному поведению на перекрестке.
Содержание:
- перекресток;
- регулируемый перекресток;
- нерегулируемый перекресток;
- правила перехода перекрестка.
Игра «Перекресток».
Занятие 8.
Тема: Мы – пассажиры.
Цель занятия: воспитывать у учащихся дисциплинированность, вежливость, уважительное отношение к пассажирам и культуру поведения в транспорте.
Содержание:
- права и обязанности пассажиров;
- маршрутный транспорт;
- правила поведения в автомобиле;
- правила посадки и высадки из транспортного средства.
Игра «Мы - пассажиры».
Занятие 9.
Тема: Экскурсия: «Я пешеход и пассажир»
Цель занятия: обратить внимание на ДПС и патрульный автомобиль (по возможности), провести опрос о задачах несения службы, воспитывать дисциплинированность и культуру поведения учащихся, осудить опасное поведение пешеходов-нарушителей, показать учащимся светофоры транспортные и пешеходные, разметку на проезжей части дорог, перейти на противоположную сторону проезжей части с соблюдением правил перехода, на остановке понаблюдать, как выходят и входят пассажиры, как они переходят на противоположную сторону дороги, как они обходят стоящий транспорт (спереди или сзади), показать посадочную площадку трамвая, понаблюдать как пассажиры входят и выходят из трамвая, проехать на маршрутном транспорте, соблюдая правила культуры поведения.
Содержание:
- закрепление материала по курсу обучения за 1-2 класс.
Раздел. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи.
- первая медицинская помощь при носовом кровотечении.
- ожоги. Как следует поступить, если произошел ожог?
Итоговое тестирование для 2 класса:
1. Какое дорожное движение принято в нашей стране?
1. левостороннее
2. правостороннее
3. левостороннее и правостороннее
2. Для чего необходимо знать правила безопасного поведения на дорогах и улицах?
1. для того чтобы защищать свою жизнь и здоровье
2. для того чтобы взрослые не ругались
3. для того чтобы не наказал милиционер
3. На загородных дорогах нет тротуаров. По какой обочине дороги безопасней идти?
1. по направлению движения машин
2. навстречу движению машин
3. по любой обочине идти безопасно
4. Что является самым на дороге?
1. машина
2. невнимательный водитель
3. беспечный пешеход
4. когда водитель и пешеход не видят друг друга
5. Какое первое правило безопасного поведения?
1. переходить дорогу только на зеленый свет светофора
2. не играть на дороге
3. предвидеть опасную ситуацию
6. В каком случае автомобиль может стать опасным для пешехода?
1. когда в нем нет водителя
2. когда машина несправна
3. когда водитель едущего автомобиля и пешеход не видят друг друга
7. Кому нужны дорожные знаки?
1. водителям и пешеходам
2. водителям
3. пешеходам
4. взрослым
8. Как выглядят предупреждающие знаки?
1. круглые, синего цвета
2. прямоугольные, синего цвета
3. треугольные, с красной каймой и белым фоном
4. круглые, с красной каймой
9. Как выглядят запрещающие знаки?
1. круглые, синего цвета
2. прямоугольные, синего цвета
3. треугольные, с красной каймой и белым фоном
4. круглые, с красной каймой
10. Для чего нужна дорожная разметка?
1. она делает дорогу красивой
2. она помогает ориентироваться водителям и пешеходам
3. она нужна водителям
11. Кто отвечает за порядок на дороге?
1. дорожно-ремонтная служба
2. дружинники
3. государственная инспекция безопасности дорожного движения (ГИБДД)
12. Если при работающем светофоре на перекрестке стоит регулировщик, то кому необходимо подчиняться при переходе дороги?
1. светофору
2. регулировщику
3. необходимо поступать как окружающие
Класс
Занятие 1.
Тема: Причины несчастных случаев и аварий на улицах и дорогах.
Цель занятия: сформировать у учащихся осознанные представления о причинах несчастных случаев и аварий на улицах и дорогах из-за типичных ошибок, воспитывать дисциплинированность, развивать умения, навыки и привычки безопасного поведения.
Содержание:
- причины аварий из-за типичных ошибок в поведении;
- правильные безопасные действия на улицах и дорогах;
- при высадке из транспорта;
- безопасный переход улиц.
Занятие 2.
Тема: Новое о светофоре. Информационно-указательные знаки.
Цель занятия: расширить знания о светофоре и дорожных знаках, сериях дорожных знаков, развивать понимание, осмысление, осознание безопасных действий в опасных ситуациях.
Содержание:
- светофор;
- ограничение времени действий сигналов светофоров;
- рассказ – объяснение о дорожных знаках;
- о чем они информируют и какие «дают указания»?
- можно ли обойтись без этих знаков?
Занятие 3.
Тема: Что надо знать о перекрестках и опасных поворотах транспорта?
Цель занятия: повторить материал о перекрестке за курс 2 класса, сформировать представления об опасных поворотах транспорта; учить ориентироваться в опасных ситуациях; отработать в игровой форме навыки безопасного поведения на перекрестке; воспитывать наблюдательность, бдительность, осторожность, дисциплинированность.
Содержание:
- что такое регулируемый и нерегулируемый перекресток;
- опасные повороты транспорта на зеленый сигнал светофора;
- правила поворота автомобиля;
- безопасное поведение при повороте автомобиля.
Игра «Перекресток».
Занятие 4.
Тема: Световые сигналы на пешеходных переходах. Правила перехода улиц и дорог.
Цель занятия: сформировать у учащихся умения и навыки безопасных действий при переходе проезжей части; воспитывать дисциплинированность, сдержанность, спокойствие, выдержку.
Содержание:
- световые сигналы на наземных пешеходных переходах;
- правила перехода улиц и дорог;
- дорожная разметка.
Игра «Водители и пешеходы».
Игра «В гостях у доктора Айболита».
Занятие 5.
Тема: Что помогает соблюдать безопасность на улицах города и дорогах?
Цель занятия: сформировать у учащихся представления о правостороннем движении транспорта, возможных опасностях и неожиданностях на улицах и дорогах, научить правильно ориентироваться в дорожных ситуациях.
Содержание:
- дорожные знаки и сигналы для регулирования движения;
- классификация знаков по названиям;
- элементы улиц и дорог.
Занятие 6.
Тема: Правила безопасного перехода железнодорожного переезда.
Цель занятия: сформировать у учащихся представление об опасности на железной дороге, развивать целостность восприятия окружающей среды; дать понятие об оборудовании железнодорожных переездов, правилах перехода железнодорожных путей.
Содержание:
- знаки и обозначения (дорожные знаки «Железнодорожный переезд со шлагбаумом» и «Железнодорожный переезд без шлагбаума»);
- световая и звуковая сигнализация;
- особая опасность перехода через железнодорожные и трамвайные пути;
- меры безопасности.
Занятие 7.
Тема: Правила езды на велосипеде.
Цель занятия: научить предвидеть опасность при езде на велосипеде, обучить правилам обращения с ним для безопасности окружающих.
Содержание:
- правила безопасной езды на велосипеде;
- дорожный знак «Движение на велосипеде запрещено»;
Занятие 8.
Тема: Правила поведения на посадочных площадках и в транспорте. Безопасность пассажиров.
Цель занятия: воспитать культуру поведения учащихся в маршрутном транспорте, научить посадке и высадке из транспорта и безопасному поведению на посадочных площадках.
Содержание:
- как найти остановку маршрутного транспорта;
- правила поведения на посадочных площадках и в маршрутном транспорте;
- меры безопасности при ожидании маршрутного транспорта, при поездке и при выходе из него;
- меры предосторожности в метро.
Занятие 9.
Тема: Я – пешеход. Экскурсия.
Цель занятия: показать учащимся железнодорожный переезд, настил, шлагбаум, светофор, с ними материал о переходе железнодорожных путей, показать учащимся перекресток, светофоры, пешеходные переходы, разметку на дорогах, посадочные площадки и повторить материал о переходе перекрестка.
Содержание:
- закрепление материала по курсу обучения за 1-3 класс.
Раздел. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи.
- автомобильная аптечка, ее состав и назначение.
- ушибы. Что следует делать, чтобы не появились «синяк» и «шишка»? растяжение связок. Как помочь себе и товарищу?
- обобщение знаний по оказанию первой медицинской помощи пострадавшим при ДТП.
Итоговое тестирование для 3 класса:
1. Что такое улица?
1. дорога в городе и деревне (населенных пунктах)
2. двор
3. все пространство, находящееся под открытым небом
2. Почему, переходя улицу, вначале необходимо смотреть налево, а затем направо?
1. так как движение в нашей стране правостороннее
2. слева находится светофор
3. так как движение в нашей стране левостороннее
3. Почему улицу или дорогу безопаснее переходить по прямой?
1. чтобы успеть на автобус или трамвай
2. потому что, чем меньше пешеход находится на проезжей части, тем безопаснее для него
3. так написано в правилах дорожного движения
4. Почему железную дорогу необходимо переходить еще осторожнее, чем автомобильную?
1. машинист не видит пешехода
2. поезд не может свернуть и быстро остановиться
3. можно споткнуться о рельсы
5. Что необходимо вначале сделать пассажиру автобуса, если в салоне начался пожар?
1. сообщить водителю
2. выбираться наружу
3. звать на помощь
6. Когда можно переходить железнодорожные пути по регулируемому переезду?
1. когда горит красный сигнал и не горит белый
2. когда горит белый сигнал и не горит красный
3. когда через переезд едут машины
7. При переходе через дорогу по регулируемому переходу, когда зажжется зеленый сигнал светофора и все машины остановились, надо:
1. идти не торопясь, не выходя за границы перехода и глядя по сторонам
2. идти как можно быстрее на другую сторону
3. внимательно смотреть под ноги
8. Где безопаснее ждать зеленого сигнала светофора, чтобы перейти дорогу?
1. на краю тротуара рядом с проезжей частью
2. на тротуаре, в нескольких шагах от проезжей части
3. впереди всех поближе к проезжей части
9. Как нужно входить в общественный транспорт?
1. сразу, как откроются двери
2. подождать, пока все выйдут, заходить по одному, ни кого не расталкивая
3. дать выйти пассажирам и зайти первому, чтобы успеть занять себе место
10. Почему, ожидая поезда в метро, опасно стоять близко к краю платформы?
1. толпа может толкнуть вас на рельсы или в проем между вагонами
2. может ударить током
3. мама будет ругаться
11. Почему необходимо держаться за поручни при поездках в общественном транспорте?
1. чтобы не уставали ноги
2. иначе при торможении можно упасть самому или столкнуть еще кого-нибудь
3. иначе при толчках будешь наступать всем на ноги
12. По какому телефону можно вызвать сотрудников Государственной инспекции безопасности дорожного движения (ГИБДД)?
1. 01
2. 02
3. 03
4. 04
Класс
Занятие 1.
Тема: Остановочный и тормозной путь автомобиля.
Цель занятия: сформировать чувство опасности перехода проезжей части дороги перед близко идущим транспортом; объяснить, что такое остановочный и тормозной путь автомобиля; развивать понимание, осознание и осмысление опасности, связанной с данным понятием; расширить словарный запас по дорожной лексике.
Содержание:
- опасность перехода проезжей части перед близко идущим транспортом;
- остановочный путь;
- тормозной путь;
- опасности, связанные с освещением дороги и погодными условиями.
Занятие 2.
Тема: Дорожная разметка.
Цель занятия: ознакомить учащихся с понятием «Дорожная разметка», её виды.
Содержание:
- для чего нужна дорожная разметка;
- основные элементы разметки улицы дорог;
- как помогает дорожная разметка безопасности пешеходов.
Занятие 3.
Тема: Виды транспорта. Опознавательные знаки транспортных средств.
Цель занятия: сформировать у учащихся некоторые обобщенные понятия, добиться их понимания и осмысления; развить умение оценивать действия водителей, пешеходов, пассажиров как правильные, безопасные и неправильные – опасные; расширить словарный запас по дорожной лексике, используя специальные задания в учебной книжке – тетради.
Содержание:
- назначение различных видов транспорта;
- особенности различных видов транспорта, влияющие на безопасность дорожного движения;
- какие бывают опознавательные знаки?
- для чего их нужно знать пешеходу?
- что надо делать, когда видишь эти знаки?
Занятие 4.
Тема: Что надо знать о перекрестках?
Цель занятия: повторить материал о перекрестке за курс 2-3 класса, сформировать представления об опасных поворотах транспорта; учить ориентироваться в опасных ситуациях; отработать в игровой форме навыки безопасного поведения на перекрестке; воспитывать наблюдательность, бдительность, осторожность, дисциплинированность.
Содержание:
- на перекрестке может быть несколько светофоров;
- пешеходный светофор;
- внимание на перекрестке.
Игра «Перекресток».
Занятие 5.
Тема: Когда ты становишься водителем.
Цель занятия: научить предвидеть опасность при езде на велосипеде, обучить правилам обращения с ними безопасности окружающих.
Содержание:
- что дополнительно необходимо изучить, что бы стать водителем?
- велосипед, как транспортное средство;
- что нужно уметь, что бы безопасно для себя и окружающих ездить на велосипеде (мопеде)?
- исправность велосипеда, контролирование скорости движения, умение держать направление и надежно маневрировать;
- правила безопасности при использовании велосипеда.
Занятие 6.
Тема: Дорожные знаки, относящиеся к велосипедистам.
Цель занятия: ознакомить учащихся со значением дорожных знаков для велосипедистов, научить понимать их для правильной ориентации на улице.
Содержание:
- какие знаки и каким образом помогут тебе, как водителю велосипеда (мопеда)?
- к каким группам эти знаки относятся?
Занятие 7.
Тема: Государственная инспекция безопасности дорожного движения (ГБДД)
Цель занятия: ознакомить учащихся с терминами «Государственная инспекция безопасности дорожного движения» и «ДПС»; разъяснить значимость работы инспектора в обеспечении порядка безопасности на проезжей части дороги, сохранении жизни и здоровья водителей, пешеходов и пассажиров.
Содержание:
- кто организует безопасность на дорогах и улицах?
- кто они – сотрудники Государственной инспекции безопасности дорожного движения?
- почему их профессия так нужна людям?
Занятие 8.
Тема: Что мешает вовремя увидеть опасность на дорогах?
Цель занятия: формировать и развивать у учащихся целостное восприятие окружающей дорожной среды; провести анализ типичных ошибок в поведении детей на улицах и дорогах.
Содержание:
- движущийся транспорт, и как предвидеть скрытую опасность?
- неподвижный транспорт и другие «ловушки» на улицах и дорогах.
Игра «Помощники доктора Пилюлькина».
Занятие 9.
Тема: Итоговое занятие по разделу.
Цель занятия: показать учащимся оборудованный городок ГИБДД, показать учащимся перекресток, светофоры, пешеходные переходы, разметку на дорогах, посадочные площадки и повторить материал о переходе перекрестка.
Содержание:
- повторение и закрепление знаний 1-4 класс;
- игры, викторины, разыгрывание ситуативных вводных;
- экскурсии на оборудованный городок ГИБДД.
Раздел. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи.
- первая медицинская помощь при попадании инородных тел в глаз, ухо, нос.
- переломы, оказание первой медицинской помощи при переломах.
- отработка навыков оказания первой медицинской помощи (само- и взаимопомощи).
Итоговое тестирование для 4 класса:
1. Что необходимо сделать во время аварии, чтобы уменьшить тяжесть возможных травм?
1. закрепиться, и напрячь все мышцы
2. позвать на помощь
3. закрыть лицо руками
2. Что необходимо делать после дорожно-транспортного происшествия?
1. оказать помощь пострадавшим
2. вытащить из машины ценные вещи
3. как можно быстрее покинуть машину и позвать на помощь окружающих
3. Для чего нужна дорожная разметка?
1. она делает дорогу красивой
2. она помогает ориентироваться водителям и пешеходам
3. она нужна водителям
4. В каком случае дети могут стать водителями?
1. катаясь на велосипеде
2. когда им исполнится 18 лет
3. когда они станут взрослыми и получат права
5. С какого возраста детям можно ездить на велосипеде по дороге?
1. с 12 лет
2. с 16 лет
3. с 14 лет
6. Каким образом велосипедист может возить пассажиров?
1. на багажнике
2. на раме, около руля
3. на прицепе
4. велосипедисту нельзя возить пассажиров
7. Чем опасна плохая погода для пешехода?
1. удлиняется остановочный путь транспортных средств
2. можно поскользнуться
3. холодно и мокро
8. С какой стороны надо обходить стоящую у обочины машину?
1. слева
2. справа
3. надо найти другое место для перехода дороги, где она будет вся просматриваться
9. Что обязательно должен иметь сотрудник дорожно-патрульной службы (ДПС)?
1. рацию
2. нагрудный знак со своим номером и жезл
3. патрульную машину
10. Велосипедист является:
1. пешеходом
2. водителем
3. наездником
11. Что надо проверить перед поездкой на велосипеде?
1. не облезла ли краска с металлических частей
2. как работают руль и тормоз, хорошо ли накачены шины
3. хорошая ли на улице погода
12. Как надо вести себя, если запрещающий сигнал светофора застал вас на середине проезжей части?
1. следует остаться на середине дороги и дождаться следующего разрешающего сигнала
2. следует побыстрее добраться до другой стороны дороги
3. следует вернуться обратно.
К концу года дети должны:
знать:
1. историю возникновения ПДД;
2. дорожные знаки;
3. сигналы светофора;
4. виды транспорта;
5. причины ДТП;
6. правила движения на велосипеде;
7. правила движения по дороге.
уметь:
1. ориентироваться в дорожных ситуациях;
2. оценивать свое поведение на дороге;
3. объяснить товарищу правила поведения на дороге.
Класс
Занятие 1.
Тема: Улицы и движение в нашем городе (селе, поселке).
Цель занятия: раскрыть особенности движения транспорта и пешеходов в городе/селе, поселке; вспомнить основные правила поведения на дороге дать понятия о некоторых терминах, употребляемых в Правилах дорожного движения («Дорога», «Прилегающая территория», «Тротуар», «Населенный пункт», «Транспортное средство», «Механическое транспортное средство», «Маршрутное транспортное средство»).
Содержание:
- дорога в школу и домой;
- экскурсия по маршруту одного из учащихся к его дому и другого от дома в школу;
- обсуждение наиболее опасных мест пути.
Занятие 2.
Тема: Дорожные знаки и дополнительные средства информации.
Цель занятия: ознакомить школьников с группами дорожных знаков и их назначением.
Содержание:
- история дорожных знаков;
- назначение и роль дорожных знаков для регулирования дорожного движения;
- классификация знаков;
- изучение всех групп знаков.
Занятие 3.
Тема: Правила пользования транспортом.
Цель занятия: научить учащихся пользованию общественным транспортом и правильному поведению на дороге.
Содержание:
- общественный транспорт;
- порядок ожидания транспорта;
- посадка и высадка;
- поведение вовремя движения.
Занятие 4.
Тема: Основные понятия и термины ПДД.
Цель занятия: сформировать у детей четкое знание того, что ПДД — это закон для всех участников движения; научить детей ориентироваться в «Правилах дорожного движения».
Содержание:
- правила дорожного движения;
- общие положения;
- общие обязанности водителей;
- общие обязанности пешеходов и пассажиров.
Занятие 5.
Тема: Элементы улиц и дорог.
Цель занятия: закрепить понятия терминов «Дорога», «Проезжая часть», «Тротуар», знания о назначении улиц и дорог, об элементах улиц и дорог и их назначении.
Содержание:
- практическое занятие по правилам перехода улиц и дорог на специально размеченной площадке.
Занятие 6.
Тема: От «бытовой» привычки – к трагедии на дороге.
Цель занятия: дать понятие дорожной ситуации – «ловушки», отучить детей переносить «бытовые» привычки на проезжую часть улицы.
Содержание:
- причины аварий из-за типичных ошибок в поведении;
- правильные безопасные действия на улицах и дорогах;
- при посадке и высадке из транспорта;
- безопасный переход улиц.
Занятие 7.
Тема: На железной дороге.
Це