Тарифы железнодорожного транспорта
Тарифы и тарифная политика железнодорожного транспорта с учетом его преобладающей доли в общем грузообороте страны и огромных масштабов перевозок могут оказывать серьезное влияние на рационализацию транспортных связей. В действующих тарифах это влияние выражается в предоставлении льгот для прямых смешанных железнодорожно-водных перевозок, снижении стоимости перевозки единицы груза при лучшем использовании грузоподъемности вагона и укрупнении отправок, в стимулировании использования порожних направлений.
Грузовые тарифы железных дорог, основанные на среднесетевой стоимости перевозок, едины для всей сети железных дорог (за исключением линий, к ней не примыкающих). Ставки платы дифференцированы в зависимости от скорости и способа перевозок, их дальности и степени использования грузоподъемности вагона. Дифференцирование отражено в тарифных схемах и расчетных таблицах.
Тарифы и сборы за перевозку грузов, пассажиров и багажа по строящимся линиям, открытым для временной эксплуатации, устанавливает Министерство транспорта и ОАО «Российские железные дороги».
Тарифы подразделяют на общие, исключительные, льготные и местные.
Общие тарифы применяют на всей сети железных дорог, за исключением тех направлений и грузов, для которых установлены исключительные, льготные или местные тарифы.
Исключительные тарифы установлены для перевозки отдельных грузов на определенных направлениях или расстояниях.
Льготные тарифы отличаются более низким уровнем по сравнению с общими, их устанавливают на перевозки грузов определенного назначения.
Местные тарифы устанавливают начальники дорог на перевозку грузов в местном сообщении с использованием порожних направлений или в случаях, предусмотренных Уставом железных дорог Российской Федерации.
Кроме того, тарифы делят по родам отправок — мелкие, контейнерные и повагонные.
В распределении грузов тарифной номенклатуры по тарифным схемам и в расчетных таблицах плат за перевозку предусмотрена перевозка грузовой скоростью. Плата за перевозку грузов большой скоростью увеличивается в два раза против рассчитанной по тарифным схемам для грузовой скорости, кроме повагонных отправок живой рыбы, скоропортящихся грузов и живности, которые тарифицируются по соответствующим схемам без повышения.
Перевозку грузов с пассажирскими поездами оплачивают по ставкам, указанным в разделе V Тарифного руководства № 1, вне зависимости от рода груза.
Повагонными тарифами установлена плата за перевозку с вагона независимо от количества погруженного в нем груза. Повагонная провозная плата исчисляется с учетом загрузки вагона на расчетную норму, что стимулирует рациональное использование его грузоподъемности. При перевозке наливного груза провозную плату устанавливают за 1 т действительной массы груза.
Тарифы мелких отправок применяют при перевозке в сборных вагонах грузов отправками массой до 10 т и объемом не более 1/3 вместимости четырехосного вагона. В расчете на 1 т груза они выше, чем тарифы на повагонные отправки.
Отправки массой 10—20 т и объемом не более половины вместимости четырехосного вагона считаются малотоннажными, перевозка их в сборных вагонах оплачивается по тарифу за двухосный вагон.
Отправка, состоящая из грузов разных наименований, допущенных к совместной перевозке по одной накладной, считается сборной. Плата за ее перевозку исчисляется следующим порядком:
если все грузы имеют одинаковый тариф — как за перевозку груза одного наименования;
если грузы относятся к разным тарифам — по тарифу, установленному для груза наибольшей массы.
На перевозку грузов в универсальных контейнерах установлены ставки провозной платы за один контейнер независимо от наименования груза и степени фактической загрузки контейнера. Провозная плата для всех грузов, кроме грузов групп 67 (продукция полиграфической промышленности), 68 позициям (школьно-письменные и канцелярские принадлежности) и 69 позициям (домашние вещи) исчисляется по 3-й схеме за перевозку в контейнерах массой брутто 3 т и по 5-й схеме в контейнерах массой 20 т. За перевозку в контейнере массой брутто 5 т плата исчисляется по удвоенной ставке 3-тонного контейнера, а в контейнере массой 30 или 25 т - по удвоенной ставке 20-тонного контейнера.
При определении тарифов были приняты следующие расчетные нормы загрузки: 1,75 т для контейнера массой брутто 3 т и 11 т для контейнера массой 20 т.
Единая тарифно-статистическая номенклатура грузов построена по производственно-отраслевому принципу. Все грузы сгруппированы в 69 тарифных групп, состоящих из 247 позиций (в группе 69 позиция три применяется только для учета перевозок). К одной позиции относятся грузы, имеющие одинаковый тариф и общие условия перевозки.
В тарифной номенклатуре грузов для каждой позиции указаны тарифные схемы, по которым производят расчет платы за перевозку грузовой скоростью, мелкими отправками, в контейнерах или повагонными отправками. Дополнительные правила даны в виде примечаний.
Исключительные тарифы приведены в виде примечаний к тарифной номенклатуре.
Одним из наиболее важных исключительных тарифов является тариф на перевозки грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении, в котором предусмотрено снижение провозной платы за железнодорожную часть пути на 30 % при перевозке между речными портами и пристанями, связанными железными дорогами, а также транзитом по водным путям между станциями железных дорог или транзитом по железной дороге между портами и пристанями. Такая же скидка предоставляется при перевозке зерна и соли по документам прямого смешанного сообщения с перевалкой через элеваторы и солебазы.
За перевозку зерна, каменного угля, кварцитов и марганцевой руды в прямом железнодорожном сообщении в период навигации на отдельных направлениях, где их доставка целесообразна водным путем, предусмотрено повышение тарифа на 50%.
Использование вместимости и грузоподъемности вагонов при перевозке разных грузов неодинаково, вследствие чего различны затраты на перевозку. Поэтому в железнодорожных тарифах, как и в тарифах внутреннего водного транспорта, уровень провозной платы дифференцируется по родам грузов с таким расчетом, что для грузов с одинаковыми условиями перевозки и близких по себестоимости установлены одинаковые тарифные ставки, определяемые тарифной схемой.
Система грузовых железнодорожных тарифов содержит 136 тарифных схем, каждую из которых применяют при расчете платы за перевозку грузов соответствующих категорий. В частности, плата за перевозку грузов мелкими отправками исчисляется по схеме № 1; в универсальных контейнерах РЖД — по схемам № 3...7; повагонными отправками — по схемам № 11…34, 38…100; скоропортящихся грузов в крытых вагонах, вагонах-ледниках или рефрижераторах — по схемам № 105…152; наливных грузов — по схемам № 155…161, а за перевозку подвижного состава на своих осях — по схемам № 35…37.
Дифференцирование тарифных ставок производится с учетом затрат на начально-конечные операции. В тарифную ставку за минимум расстояния перевозки включены ставки за начально-конечные и движенческую операции.
Для разных схем, как правило, применены различные ставки наращивания, вследствие чего рост провозной платы с увеличением расстояния в различных схемах неодинаков. В отличие от системы, принятой в тарифах внутреннего водного транспорта, более высокий номер тарифной схемы не означает повышения тарифных ставок, которые изменяются независимо от порядкового номера схемы. Как начальные ставки, так и ставки наращивания в тарифных схемах железнодорожного транспорта изменяются индивидуально в соответствии с изменением себестоимости перевозок различных грузов.
Расчетные таблицы для исчисления провозной платы построены по поясам тарифных расстояний. Установлено 118 поясов с предельным расстоянием перевозки 11 900 км.
В расчетных таблицах Тарифного руководства № 1 содержатся ставки платы за перевозку на все расстояния сети железных дорог для всех грузов, сгруппированные в шесть разделов: раздел 1 — ставки за перевозку грузов мелкими отправками; II — за перевозку в универсальных контейнерах РЖД; III — за повагонные отправки; IV — за перевозку 1 т наливных грузов; V — за доставку грузов пассажирскими поездами; VI — за перевозку нефтегрузов от пункта распыления или распределительных пунктов дороги до станции назначения. Платы за повагонные отправки подсчитаны по роду, осности и грузоподъемности вагонов.
В тех случаях, когда в таблицах не приведены готовые ставки за перевозку грузов в большегрузных вагонах, провозную плату рассчитывают по ставкам для вагона грузоподъемностью 20 т, затем увеличивают на 25…100 % в зависимости от грузоподъемности вагона.
При перевозке негабаритных грузов предусмотрено повышение провозной платы против ставок, указанных в расчетных таблицах.
В накладной на перевозку наименование груза должно быть указано отправителем в соответствии с Алфавитом к номенклатуре грузов. В Алфавите против каждого наименования трехзначным числом обозначены номер тарифной группы (две первые цифры) и номер позиции (третья цифра), на основании которых находят тарифную схему для определения провозной платы, а двузначным числом обозначен номер груза в тарифной позиции. Трехзначное число, указанное в Алфавите, является одновременно и номером статистической номенклатуры грузов. Вместе взятые трехзначное и двузначное числа являются шифром (кодом) для информации о подходе груза под выгрузку и для других целей.
В железнодорожных тарифах установлены различные сборы за операции, не обязательные для всех перевозок, а также штрафы за невыполнение плана перевозок, простой вагонов, задержку контейнеров, неуплату сборов при сдаче груза к перевозке и др.
Все грузовые тарифы железных дорог изложены в двух тарифных руководствах и систематизированы с учетом облегчения труда таксировщиков и обеспечения правильного расчета провозной платы.
Тарифное руководство № 1 (Прейскурант № 10-01) состоит из двух частей. В части 1 содержатся правила применения тарифов, сборы и штрафы, номенклатура грузов и Алфавит к ней, общие, исключительные и служебные тарифы, в части 2 — расчетные таблицы провозных плат за перевозку грузов.
Тарифное руководство № 4 состоит из трех основных книг.
В книге 1 приведены таблицы кратчайших расстояний между всеми тарифными узлами каждой дороги, а также таблицы расстояний от каждой станции до тарифных узлов.
В книге 2 помещены: алфавитный список всех станций железных дорог с указанием ближайших к ней узловых пунктов и расстояний до них, а также вида и характера выполняемых на станции операций; перечень строящихся железнодорожных линий, открытых для временной эксплуатации и включенных в прямое сообщение с железными дорогами общей сети Министерства транспорта Российской Федерации, алфавитный список морских и речных портов, включенных в прямое смешанное железнодорожно-водное сообщение и список перевалочных пунктов; список перевалочных пунктов и автомобильных станций, открытых для приема и выдачи грузов в прямом смешанном железнодорожно-автомобильном сообщении; список станций, наименования которых отличаются от наименований населенных пунктов, при котором они расположены.
В книге 3 даны сведения о тарифных расстояниях между узловыми пунктами, которые являются ближайшими к перечисленным в алфавитном списке (книга 2) железнодорожным станциям.
Чтобы определить расстояние перевозки, необходимо: в алфавитном списке станций (книга 2) найти пункты отправления и назначения и установить, на каком участке дороги и между какими узлами они расположены; по карте железных дорог найти географическое положение станций отправления и назначения и выбрать кратчайшее направление перевозки; по алфавитному списку станций определить расстояние в направлении перевозки от станции отправления и от станции назначения до ближайших узлов, а по книге 3 — расстояние между узлами, затем суммировать все три расстояния.
При таксировке предварительно проверяют правильность заполнения накладной и установленным порядком округляют массу отправки. Провозную плату и сборы за перевозку грузов рассчитывают в следующем порядке: по Тарифному руководству № 4 устанавливают возможность приема груза к перевозке на станцию, указанную отправителем, и определяют тарифное расстояние перевозки; по наименованию груза с помощью Тарифного руководства № 1 (Алфавит к номенклатуре грузов) устанавливают номер тарифной группы и позиции; по этому же Тарифному руководству определяют номер тарифной схемы, соответствующий найденным по алфавиту тарифной группе, позиции и виду отправки (при этом следует обращать внимание на имеющиеся здесь примечания и исключительные тарифы); на основании полученных исходных данных и расстояния перевозки, номера тарифной схемы, вида отправки (мелкая, контейнерная, повагонная) и ее массы с учетом примечаний и исключительных тарифов по таблицам Тарифного руководства № 1 (часть 2) определяют провозную плату и начисляют дополнительные сборы, соответствующие условиям перевозки данного груза.