Диспетчерское управление движением автобусов
Типовая задача
Городской радиальный маршрут протяженностью Lм=15 км обслуживался автобусами ЛиАЗ-677, т=110пасс. Средняя дальность поездки пассажира lср=3 км. число промежуточных остановок nnр=18, время простоя на каждой промежуточной остановке tп=30с, на конечной tк=3 мин, техническая скорость vт = 24 км/ч. Коэффициент наполнения автобуса γн=0,8, нулевой пробег Lн= 12 км, время пребывания автобуса в наряде Тн= 14 ч, коэффициент сменности ηсм=2,5.
В плане мероприятий пассажирского АТП предполагает заменить автобусы ЛиАЗ-677 на сочлененные автобусы «Икарус-280» вместимостью т=180 мест, остальные показатели не изменяются.
Определить, сколько высвободится автобусов ЛиАЗ-677,
если дневной объем автобусных перевозок Qп составляет 15 тыс. пасс.
Решение.
Время, затрачиваемое автобусом на один рейс,
Время работы автобуса на маршруте
Число рейсов автобуса за день
Суточная производительность автобусов:
ЛиАЗ-677 автобус;
«Икарус-280» автобусов.
Высвободится 21 – 13=8 автобусов.
Организация движения автобусов базируется на результатах изучения фактических данных формирования и распределения пассажиропотоков, хронометража составляющих времени рейса автобуса по маршруту. На основании этого рассчитывают частоту и интервалы движения, составляют маршрутные расписания и выбирают оптимальные режимы организации труда автобусных бригад.
Условные обозначения
И —интервал движения автобусов, мин;
Иоп —оперативный интервал движения, мин;
Lук —длина укороченного маршрута, км;
h—частота движения автобусов (число их рейсов),авт./ч;
tоук— время оборота, уменьшенное на время опоздания, ч;
η—плотность движения автобусов на маршруте, авт./км: пассажиропоток
Qмакс —наиболее напряженного участка маршрута, пасс;
тд— допустимое наполнение (вместимость) автобуса, пасс;
to— время одного оборота, ч (мин).
Основные формулы для решения задач
Типовая задача
Протяженность городского диаметрального маршрута Lм = 18 км, число промежуточных остановок nnр = 27, время простоя автобуса на каждой остановке равно 0,5 мин, на конечной tк = 3 мин, техническая скорость vт = 25 км/ч. .Максимальный пассажиропоток Qмакс в час пик наиболее напряженного участка маршрута равен 1800 пасс, маршрут обслуживается автобусами ЛиАЗ-5256 вместимостью т=120 мест. Коэффициент наполнения автобуса в час пик γн=1. Определить частоту h и интервал И движения автобусов на маршруте.
Решение.
Частота движения на маршруте в час пик
Время рейса
.
Время оборота.
Количество автобусов на маршруте
Определяминтервал движения И в час пик
Диспетчерское управление движением автобусов
Диспетчерское управление обеспечивает контроль за соответствием фактического движения автобусов установленному режиму в маршрутных расписаниях движения и регулирование движения (его восстановление) при отклонениях движения автобусов от этих расписаний. Все это в конечном счете обеспечивает повышение качества обслуживания пассажиров и эффективность использования автобусов.
Условные обозначения
Rд —регулярность движения, %;
zpн —число рейсов, выполненных с нарушением регулярности;
zф —фактически выполненные рейсы;
zрасп —число рейсов, предусмотренных маршрутным расписанием;
Да —сумма доходов (выручка) от работы автобусов, за день, месяц, любой период времени, руб.;
Те, Тпасс.-км —соответственно единый тариф, установленный на маршруте, и тариф за один пасс.-км;
Нн — норма расхода топлива на 100 км пробега, л;
пт — число тарифных участков;
Нт — общая норма расхода топлива на весь пробег, л;
Нф — фактический расход топлива, л.
Основные формулы для решения задач
При решении задач этого параграфа следует также использовать условные обозначения и формулы из § 12 и 13
Типовая задача
Городской тангенциальный маршрут обслуживают автобусы «Икарус-260» вместимостью т=75 мест. Протяженность маршрута Lм = 12 км, vт=24 км/ч, коэффициент сменности ηсм= 2, γн = 1. Число промежуточных остановок ппр на маршруте 10, простой автобуса на каждой промежуточной остановке tп = 1 мин, на конечной tк=2 мин. Норма расхода топлива на 100 км пробега Hp=18,8 л. Время работы автобуса на линии Tн=17 ч, нулевой пробег за день LH=6 км. На маршруте установлен единый тариф Tе=5 к. Составить суточное задание бригаде водителей, для чего определить: среднесуточный пробег Lcc, производительность автобуса в пассажирах Ua и пассажиро-километрах Wa, предполагаемый расход топлива Hт, а также сумму выручки Да за день в рублях.
Решение.
Среднесуточный пробег автобуса . Время рейса
Время работы автобуса на маршруте
Число рейсов
Среднесуточный пробег с пассажирами
Производительность автобуса
Средняя длина поездки
Суточный план по выручке на маршруте
Расход топлива по норме