Определение объемов земляных работ
для выбранного варианта трассы объемы земляных работ подсчитываются с помощью таблиц Н.А.Митина [18] или вручную с последующей проверкой расчетов на ЭВМ.
Подсчеты независимо от метода ведут в ведомости, составленной по определенной форме (прил.5). При заполнении ведомости пикетное положение сечения и рабочие отметки записывают в одну строку, а остальные цифровые данные, относящиеся к участкам дороги, ограниченным соседними сечениями, записывают в промежуточных строках. Объемы подсчитываются по каждому участку дороги, ограниченному пикетами, плюсовыми точками и точками нулевых работ. Разрывы, образованные мостами длиннее 4 м, из объема земляных работ исключаются. Отверстие в земляном полотне, образованные трубами или мостами до 4 м длиной, не учитываются и считаются как бы заполненными грунтом.
При подсчете объемов земляных работ руководствуются следующими положениями. Поперечные профили с вычисленными рабочими отметками ограничивают участок земляного полотна конкретной длины между пикетами, плюсовыми точками и точками нулевых работ. По геометрической форме этот участок представляет собой призматоид объема V, формула 16:
, (16)
где F1, F2 - площади поперечных сечений в начале и конце участка, м2;
L - длина участка.
Расчетные схемы для определения площадей поперечных сечений насыпи и выемки приведены на рис.7 (а, б). Площади поперечных сечений определяются по формулам:
для насыпи Fн = ВН + mН2, (17)
для выемки Fв = (В1 + mH) H + 2wк, (18)
где В - ширина земляного полотна поверху, м;
Н - рабочая отметка, м;
m - коэффициент заложения откосов;
В1 - ширина основания трапеции выемки, м;
wк - площадь сечения кювета выемки, м2.
Рис.7. Схемы для определения площади поперечных сечений: а – насыпи, б – выемки.
Независимо от метода расчета при объемов вводят следующие поправки.
1) Призматоидальная или поправка на разность рабочих отметок V, если
Н1 - Н2 > 1 м:
, (19)
2) Поправка на корыто (устройство проезжей части) вызвана тем, что профильные объемы насыпей и выемок определяют из учета объмов материалов конструктивных слоев дорожной одежды и укрепительных полос на обочинах, а также без учета поперечных уклонов проезжей части и обочин. Так как в курсовом проекте не назначают конструкцию дорожной одежды, то допускается определять поправку на корыто по формуле:
Vдо = в. hдо, (20)
где в - ширина проезжей части, м;
hдо - толщина дорожной одежды, м.
Поправка на корыто одинакова для выемки и насыпи, но вводится со знаком “+” для выемки и со знаком “-” для насыпи.
3) Поправка на растительный грунт принимается для всех насыпей и выемок по формуле:
V = В2 hр L, (21)
где В2 - ширина насыпи при подошве или выемки поверху,
hр - толщина снимаемого растительного слоя, м.
Дополнительно к перечисленным выше могут вводится поправки на косогорность при поперечном уклоне местности более 100 0/00; уширение земляного полотна, устройство искусственных сооружений с размером отверстия более 4 м; замену слабых грунтов основания и т.д.
Полный объем земляных работ подсчитывается для каждого участка, каждого километра трассы и всей трассы.
Кроме полного объема земляных работ отдельно подсчитывается объем канав:
Vк = [в0 + 0.5(m + n)] h L, (22)
где в0 - ширина канавы понизу, м;
m, n - коэффициенты заложения внутреннего и внешнего откосов;
h - глубина канавы, м;
L - длина участка, м.
Чтобы ориентировочно оценить качество проектирования плана и продольного профиля автомобильной дороги, полученные результаты расчетов объема земляных работ рекомендуется сравнивать с укрупненными показателями, приведенными в табл.6.
Таблица 6
Ориентировочные объемы земляных работ (тыс.м3 на 1 км дороги)
Категория дороги | Рельеф местности | ||
равнинный и слабохолмистый | холмистый | горный | |
I | 60-90 | 90-130 | - |
II | 30-50 | 50-70 | 70-120 |
III | 15-30 | 30-50 | 50-90 |
IV | 10-20 | 20-40 | 40-70 |
V | 10-20 | 20-40 | 40-70 |