Перевозка сыпучих и навалочных грузов
Для перевозки сыпучих и навалочных грузов используются обычно автомобили-самосвалы и самосвальные автопоезда. К навалочным грузам относятся: песок и песчано-гравийные смеси, галька, гравий, щебень, керамзит, известняк, мел, шлак, камень, грунт, глина, торф, уголь, руда, кокс, соли, строительный мусор, бытовые отходы. Выбор транспортных средств по грузоподъемности и по другим параметрам производится в зависимости от условий эксплуатации: физических свойств грузов, характера и величины грузопотоков, вида и состояния дорог.
Погрузка навалочных и сыпучих грузов осуществляется, как правило, экскаваторами или одноковшовыми погрузчиками с объемом ковша не более 1/3 объема кузова транспортного средства.
Для обеспечения согласованной и производительной работы экскаваторов и автомобилей-самосвалов необходимо правильно подобрать отношение между производительностью экскаваторов и грузоподъемностью ТС, а также создать условия для устранения простоя экскаваторов в ожидании автомобилей и автомобилей при загрузке.
До начала погрузки грузоотправитель должен согласовать с перевозчиком порядок оповещения водителя о начале подачи автомобиля под погрузку, способ обозначения места его установки для погрузки, а также массу груза, загружаемого в кузов автомобиля, с учетом предельных норм его загрузки и недопущения превышения осевых нагрузок на автомобильную дорогу.
При работе автомобилей-самосвалов совместно с экскаватором, оборудованным лопатой, имеют место следующие основные схемы работ (рис. 12.1):
а) боковой забой (рис. 12.1, а). Эта схема совместной работы является наиболее распространенной. Преимуществом ее является возможность установки автомобиля-самосвала без дополнительных маневрирований и применения заднего хода. Продолжительность загрузки автомобиля-самосвала за счет малого угла поворота экскаватора сводится к минимуму. Автомобили-самосвалы устанавливаются на уровне подошвы забоя;
б) траншейный забой (рис. 12.1, б). В отличие от бокового забоя автомобильная дорога располагается выше уровня стоянки экскаватора, вследствие чего создаются более благоприятные условия для движения автомобилей-самосвалов;
в) лобовой забой (рис. 12.1, в). В этом случае автомобиль-самосвал под погрузку подают с применением заднего хода. В целях максимального использования производительности экскаваторов рекомендуется устанавливать последующий автомобиль-самосвал в момент загрузки предыдущего.
При работе автомобилей-самосвалов совместно с экскаватором, оборудованным драглайном, применяют боковой и траншейный забои.
Производительность автомобилей-самосвалов при работе с экскаватором в значительной степени зависит от общего времени простоя под погрузкой. Это время складывается из времени самой погрузки, времени, необходимого на маневрирование при установке на погрузку, и времени ожидания погрузки.
Для согласованной работы экскаватора и автомобилей должно быть обеспечено равенство ритма работы экскаватора и интервала движения, обслуживающих его автомобилей
Ритм работы экскаватора , выраженный во времени загрузки одного автомобиля:
;
,
где – время загрузки одного автомобиля, час;
– емкость ковша экскаватора, м3;
– удельный вес грунта, т/м3;
– коэффициент заполнения ковша грунтом зависит от вида и состояния грунта ( =0,60—0,95).
Интервал движения автомобилей рассчитывают по формуле
,
где А - количество автомобилей, обслуживающих экскаватор.
При перевозке навалочных грузов в зимнее время, по соглашению сторон, грузоотправитель обеспечивает покрытие внутренней поверхности кузова транспортного средства специальными материалами, предотвращающими примерзание груза к кузову. В качестве альтернативного варианта перевозчики по договору перевозки могут выделять транспортные средства с системой подогрева кузова.
При перевозке навалочных грузов по автомобильным дорогам общего пользования перевозчик при необходимости должен оборудовать кузов транспортного средства пологом для защиты дороги и придорожной полосы от загрязнения в результате возможного выпадения части груза из кузова во время перевозки.
Прием к перевозке от грузоотправителя и сдача грузополучателю навалочных грузов при наличии у них весов производится перевозчиком по массе, а при их отсутствии – расчетным путем по объему и объемной массе или условно.
При перевозке грузов нетоварного характера (грунт в отвалы, строительный мусор, снег) перевозчик по условиям договора фрахтования может быть освобожден от обязанности оформления сдачи груза получателю.
В транспортной накладной, оформляемой при перевозках навалочных грузов, в разделе «Сведения о грузе» грузоотправитель должен указывать вид груза, способ перевозки, объем и массу груза на транспортном средстве.
При перевозке однородных навалочных грузов от одного грузоотправителя в адрес одного грузополучателя грузоотправителем оформляется одна транспортная накладная на всю работу, выполненную перевозчиком в течение смены. При этом оформление промежуточных ездок производится выдачей грузоотправителем водителю талона на каждую отдельную ездку.