Расстояние между центрами стрелочных переводов при различной укладке
2.Устройство рельсовой колеи в кривых и прямых участках пути. Рельсовая колея – две параллельные рельсовые нити, уложенные на основании (шпалы, брусья, блоки) и закрепленные на определенном расстоянии друг от друга. Назначение – направление колес подвижного состава при движении на прямых и криволинейных участках. К основным параметрам РК относятся: ширина колеи, положение рельсовых нитей по уровню и подуклонка рельсов. Важнейшим параметром является ширина колеи- расстояние между рабочими гранями головок рельсов, измеренное в расчетной плоскости наиболее вероятных контактов головок рельсов с рабочими гранями гребней колес.Нормальная ширина колеи в прямых участках 1520 мм.Величины отклонений не должны превышать по сужению -4,по уширению+8 мм.Чтобы исключить заклинивание колес ПС в колее между гребнями колес и рабочими гранями головок рельсов имеются зазоры.При вилянии КП зазоры изменяются,но при одной и той же ширине колеи сумма их будет постоянной.Для того,чтобы облегчить вписывание ПС в кривые рельсовая колея имеет особенности:уширение колеи при радиусах менее 350 м,возвышение наружного рельса над внутренним,укороченные рельсы на внутренних рельсовых нитях,увеличение расстояния между путями при наличии двух и более путей,переходных кривых в местах сопряжения прямых участков с кривыми.Ширина колеи(радиус 349-300-1530,радуис от 299 и ниже-1535)
3.Понятие и расчет пропускной способности.Пропускная способность станции-это кол-во пропущенных за сутки поездов станцией. На величину пропускной способности путей влияет: продолжительность занятия пути поездами ; число путей в парке; движение пассажирских поездов на подходах к станции по тем же главным путям, что и грузовые поезда; выполнение операций по текущему содержанию и плановому ремонту пути и контактной сети; отказы технических средств
4.Шпалы.Виды.Достоинства и недостатки.Шпалы-опоры для рельсов в виде брусьев или железобетонных изделий.Виды:деревянные(дост:упругость,легкость обработки,высокая диэлектрическая способность,малая чувствительность к колебаниям температуры.недост:небольшой срок службы,расход дифицитной строевой древесины),железобетонные(дост:долгий срок службы.недост:недостаточная жесткость,большая стоимость и вес,возможность разрушения бетона),стальные(дост:не гниют,хорошо сохраняют ширину колеи.недост:подверженностькоррозии),
5.Полная и полезная длина путей.Полная длина путей измеряется между остряками ведущих на этот путь и упором.Полезная длина пути-часть полной длины,на которой устанавливается ПС,не мешая безопасному движению по соседним путям.Полезн.длина может ограничиваться предельными столбиками,выходными или маневровыми сигналами,стрелочными переводами,упорами.(850,1050,1250)
6.Схемы промежуточных станций,организация работыОперации:пропуск пасс.поездов,прием и отпр.поездов с остановкой,посадка,высадка пасс.,погр/выгр и хранение грузов,прием/выдача/хранение багажа,прицепка и отцепка вагонов сборных поездов,подача и уборка вагонов,взвешивание вагонов.Комплекс устройств:путевое развитие(п-о пути,вытяжные,погр-выгр фронты,тупики и т.д.),ПЗ с платформами,Складские помещения,погр-выгр площадки и механизмы,стрелочные посты,устройства связи и СЦБ,электроснабжения,освещения и водоснабжения.Работа:Скрещение,Обгон,обгон и скрещение.
7.Стрелочные улицы.Стрелочной улицей называется путь,на котором последовательно уложены стрелочные переводы,для соединения группы параллельных путей:простейшие под углом крестовины(предпочтительней),простейшие расположенные на основном пути,стрелочные улицы под углом 2 альфа и 3(сократить длину стрелочных улиц),сокращенные(для получения большей полезной длины и сокращения длины маневровых рейсов),веерные(на второстепенных путях).дост.простейших:хорошая видимость.Недост.:значительное увеличение длины при большом числе путей.
8.Схемы жд узлов.Организация работы.Жд узлы образуются в месте пересечения или слияния нескольких жд линий.В них обеспечивается пересадка пассажиров и передача поездов,вагонов и грузов с одной линии на др. В жд узлы входят:станции со всем комплексом устройств,главные пути,соединительные пути и обходы,подъездные пути,путепроводные развязки жд линий между собой,с авто магистралями и городскими улицами.Границы жд узлов-границы входных раздельных пунктов:станций,разъездов.Жд узел является частью транспортного узла.Класс:по характеру экспл.работы(транзитные узлы,узлы с большой местной работой,конечные узлы,портовые узлы,промышленные узлы),по экономико-географ расположению(в малых и сред.городах население до 100 тыс чел,узлы в районах с крупной добывающей промышленностью,узлы на берегу морей и крупных рек,узлы крепнейших городов),по конструкции(узлы с одной станцией,крестообразные,треугольные,с паралл.расположением основных станций,с последовательным,радиальные,тупиковые,кольцевые,радиально-кольцевые,радиально-полукольцевые)
9.Виды промежуточных скреплений.Применяются для соединения рельсов с подрельсовым основанием.Подкладочные(подкладка увеличивает площадь передачи давления от рельса на опору,обеспечивает подуклонку рельсов,объединяет все костыли при работе на сдвиг):раздельные(рельс к подкладке присоединяется отдельно,а подкл.к шпале с помощью шурупов или костылей),нераздельные(рельс вместе с подкладками соединяется с опорой одними и теми же костылями),смешанные(рельс через подкладку соединяется с опорой,а подкладка самостоятельно прикрепяется к опоре) И БЕСПОдкладочные(без металлических подкладок подрельсами)
10.Разьезды,обгонные пункты:схемы,определения. Разъе́зд — раздельный пункт на железнодорожных линиях, предназначенный для скрещения и обгона поездов и имеющий путевое развитие.продольное одностороннее,продольное разностороннее,полупродольное,поперечное.
Обгонный пункт — простейший вид раздельных пунктов с путевым развитием на двухпутных железнодорожных линиях. Имеет пути для обгона одних поездов другими. На обгонных пунктах также обычно предусматривается посадка и высадка пассажиров.поперечного,полупродольный,продольный,при значительных размерах пасс.перевозок
11Сравнительная характеристика схем промежуточной станции. При выборе схем промеж. Станции предпочтение отдается схемам продолльного типа.+:Большая пропуская способность перегонов,Возможность скрещения сдвоенных поездов,Безостановочное скрещение с уменьшенной скоростью,лучшие условия трогания с места.Станции полупродольного типа имеют такие же преимущества по сравнению со станциями поперечного типа, что и продольные.
12.Марка крестовины: определение. Виды.
Крестовины обеспечивают прохождение колес подвижного состава в местах пересечения рельсовой нити одного пути рельсовой нитью другого. Комплект крестовинной части состоит из собственно крестовины (сердечника и двух усовиков), двух контррельсов (рис. 1.98). Боковые грани сердечника пересекаются под углом ос, называемым углом крестовины. Точка пересечения рабочих граней сердечника называется математическим центром. Угол а, под которым пересекаются рабочие грани сердечника крестовины, называется углом крестовины. Тангенс угла крестовины а можно определить как отношение ширины сердечника в его корне b к длине сердечника /
где ^ UN называется маркой крестовины и стрелочного перевода; N — число марки, которое показывает, во сколько раз длина сердечника больше его ширины.
Для определения марки стрелочного перевода на местности нужно измерить длину сердечника и разделить на его ширину в корне. Частное будет равно знаменателю марки.
13. Стрелочные переводы: определение, типы, назначения, составные части.
Путевые устройства, предназначенные для перевода подвижного состава с одного пути на другой, называются стрелочными переводами. Они позволяют объединить два или три рядом расположенных пути в один или наоборот один путь разветвить на два или три пути;
По количеству и расположению в плане соединяемых путей применяются стрелочные переводы следующих видов: одиночные, двойные и перекрестные. Наибольшее распространение имеют одиночные обыкновенные стрелочные переводы (рис. 1.89)
Основные элементы одиночного обыкновенного стрелочного перевода:стрелка с переводным механизмом;крестовина с контррельсами (крестовинная часть);соединительные пути;
переводные брусья (или другое подрельсовое основание).
14. Определение ширины междупутий на перегонах и станциях.
Расстояние между осями двух смежных путей называется междупутьем.. На перегонах двухпутных линий в прямых участках расстояние между осями путей должно быть равно 4100 мм, а на перегонах многопутных линий между вторым и третьим главным путем — 5000 мм.На раздельных пунктах расстояние между осями смежных путей должно обеспечивать безопасность движения поездов, безопасность и удобства для работников станций, выполняющих операции и возможность размещения в некоторых случаях отдельных устройств: опор, платформ и др.Эти расстояния различны в зависимости от назначения путей. Нормальные расстояния между осями главных, приемо-отправочных и сортировочных путей в прямых участках пути принимаются 5,30 м, а между вытяжным и смежным с ним путем — 6,50 м.
При переустройстве существующих станций в стесненных условиях допускается минимальное расстояние между осями приемо-отправочных и сортировочных путей — 4,80 м, для вытяжного — 5,30 м.Для второстепенных станционных путей (пути отстоя подвижного состава, пути грузового района), нормальное расстояние — 4,80 м, минимальное — 4,50 м.Расстояние между осями путей, предназначенных для непосредственной перегрузки грузов из вагона в вагон, может быть допущено 3600 мм.
15. Схемы пассажирских станций. Организация работы.Для обслуживания пассажиров, обработки составов пассажирских и пригородных поездов предназначены пассажирские комплексы. Пассажирские комплексы включают:пассажирские станции, имеющие пути для приема и отправления поез
дов, пассажирские платформы для посадки и высадки пассажиров;вокзальные комплексы, включающие здание вокзала со всеми необхо
димыми устройствами, привокзальную площадь;почтово-багажные сооружения и устройства, имеющие соответствую
щее путевое развитие и склады;технические станции (технические парки) для технического обслужи
вания, ремонта и экипировки пассажирских составов; пути для отстоя пригородных составов.
Основное назначение пассажирских станций является обслуживание пассажиров, пассажирских и пригородных поездов.На пассажирских станциях выполняются операции по обслуживанию пассажиров, производится продажа билетов, прием и выдача багажа, оказываются бытовые услуги пассажирам и т.д.
Пассажирские станции выполняют следующие основные операции:прием и отправление пассажирских и пригородных поездов,подачу и уборку пригородных и пассажирских составов;погрузку-выгрузку багажа, грузобагажа и почты;посадку, высадку и обслуживание пассажиров:обслуживание транзитных пассажирских поездов.
16. Грузовые устройства на промежуточных станциях.На промежуточных станциях для выполнения грузовых операций сооружают крытые склады общего пользования (для хранения ценных штучных и боящихся атмосферных осадков грузов), крытые и открытые платформы. На платформах под навесом хранят массовые грузы, требующие защиты от дождя и снега. Для контейнеров, тяжеловесных грузов и строительных материалов сооружают открытые площадки. В качестве средств механизации наиболее распространены автопогрузчики для работы со штучными грузами и козловые краны с различными пролетами для работы с навалочными грузами, контейнерами.
17. Примыкание подъездных путей к сортировочным станциям.К сортировочной станции могут примыкать подъездные пути, обслуживающие различные предприятия и организации с большим вагонооборотом. Подъездные пути с небольшим вагонооборотом примыкать нежелательно, так как при большом количестве подъездных путей затрудняется основная работа станции.
На рис. 5.29 показаны возможные варианты примыкания подъездных путей к односторонней сортировочной станции. Варианты 1 и 2 удобны в том случае, если вагоны на подъездной путь поступают в маршрутах со стороны А и отправляются со станции с переработкой. Варианты примыкания 3 и 4 применяют в том случае, если вагоны прибывают на станцию в маршрутах со стороны Б, а отправляются со станции с переработкой. Если вагоны в основном пребывают на подъездные пути с переработкой, примыкание к станции устраивают по вариантам 5, 6 и 7. Примыкание к сортировочному парку по варианту 8 допускается только при небольших вагонооборотах.
18. Классификация станционных путей.Пути, расположенные в границах раздельных пунктов, называются станционными . Они подразделяются на: главные, приемо-отправоч-ные, сортировочные, погрузочно-выгрузочные, вытяжные, ходовые, деповские, соединительные, специального назначения и прочие.
К прочим путям относятся: соединительные, (соединяющие отдельные части станции между собой и с площадками, складами, путями ремонта), пути стоянки пожарных и восстановительных поездов, весовые и перегрузочные пути, ходовые пути для пропуска локомотивов из локомотивного хозяйства к приемо-отправочным путям.
19.Грузовые станции общего пользованиявыполняют следующие технические операции:прием поездов — передача с сортировочной станции или маршрутов с
прилегающих к узлу направлений;технический и коммерческий осмотр;расформирование, подборку вагонов по местам погрузки- выгрузки;подачу и расстановку вагонов по выгрузочным фронтам:уборку вагонов с мест погрузки- выгрузки;перестановку на сортировочные пути;формирование и отправление поездов на сортировочную станцию.
Кроме того, грузовые станции могут производить операции по подготовке вагонов под погрузку (очистку, промывку, ремонт); информирование грузополучателей и грузоотправителей о подходе, прибытии и подаче и уборке вагонов; экипировку локомотивов. Коммерческие операции на грузовых станциях заключаются в приеме грузов от отправителей, выдаче грузов получателям, оформлении документов, погрузке, выгрузке и хранении грузов, переработке контейнеров, взвешивании и сортировке грузов.
20. Грузовые устройства на участковых станциях.Основную группу устройств для грузового движения (II) (приемо-отправочные пути, сортировочные и вытяжные пути) располагают рядом с главными путями, но с противоположной стороны от пассажирских устройств. Наилучшее место для расположения грузового района (III) вблизи сортировочного парка, с примыканием путей грузового района к вытяжке сортировочного парка. Возможен вариант расположения грузовых устройств со стороны пассажирского здания, показанный на схеме. В зависимости от местных условий второй вариант может оказаться предпочтительнее.
Для выполнения грузовых операций в грузовых районах имеются следующие устройства:крытые склады;контейнерные площадки;платформы для колесных грузов и самоходных единиц;платформы для непосредственной перегрузки из вагона на автотранспорт или наоборот.