Теплотехнический расчет изотермических фургонов
Теплотехнический расчет изотермических фургонов при проектировании производят для оценки теплоизоляции кузова, определения требуемых хладопроизводительности или мощности приборов отопления установок микроклимата.
Исходные данные для расчета:
– размеры грузового помещения;
– требуемый коэффициент теплопередачи;
– наибольшее и наименьшие значения температур снаружи и внутри рефрижератора;
– требуемая кратность обмена воздуха внутри грузового помещения;
– принятые системы охлаждения или отопления;
– скорость охлаждения груза;
– при необходимости – дополнительные показатели скоропортящихся грузов.
Наличие в конструкции кузова различных перемычек, элементов крепления оборудования, нескольких слоев различных материалов и других конструктивных особенностей затрудняет прослеживание тепловых потоков.
Для расчетов чаще всего применяют зональный метод. При этом поверхность ограждения грузового помещения (стены, пол, потолок) делят на зоны, близкие по конструктивному исполнению.
Для каждой j-ой зоны рассчитывают коэффициент теплопередачи (Вт/(м2 К) по выражению:
, (13.1)
гдеαн – коэффициент теплопередачи от окружающего воздуха к наружной поверхности фургона при охлаждении или наоборот при отоплении кузова, Вт/(м2 К); вi– толщина i-гo однородного слоя конструкции, м; λi– коэффициент теплопроводности этого слоя, Вт/(м2 К); αв – коэффициент теплопередачи от внутренней стенки ограждения к воздуху внутри кузова при охлаждении или наоборот при отоплении грузового помещения, Вт/(м2 К); n– число слоев ограждения в рассматриваемой зоне.
Коэффициент αH для фургонов, имеющих гладкие и ровные поверхности, находят по эмпирической зависимости
, (13.2)
где uв – скорость движения воздуха относительно поверхности кузова, м/с.
Коэффициентαв зависит от скорости воздушного потока внутри кузова и определяется по формуле
, (13.3)
гдеuц – скорость движения воздуха, которую принимают 0,1–0,3 м/с при естественной и 0,5–0,8 м/с при искусственной циркуляции (вентиляции).
Средний коэффициент теплопередачи для кузова фургона:
, (13.4)
где – расчетная площадь теплопередающей поверхности кузова фургона,м2;m – число рассматриваемых зон ограждения.
Расчетная площадь теплопередающей поверхности в j-ой зоне
, (13.5)
где Анj и Aвj – площадь соответственно наружной и внутренней поверхности в рассматриваемой зоне ограждения.
Брусья и элементы жесткости создают "тепловые мостики", по которым тепловой поток проходит значительно интенсивнее, чем по теплоизоляции. Они учитываются увеличением среднего коэффициента теплопередачи на 10–30%, т. е. действительный коэффициент теплопередачи
. (13.6)
Кроме того, ежегодно за счет увлажнения, усадки и старения теплоизоляции тепловой поток через нее возрастает на 3–5%. Отсюда расчетный коэффициент теплопередачи
, (13.7)
где τЭК – количество лет эксплуатации фургона до капитального ремонта.
Полученные значения расчетных коэффициентов теплопередачи не должны превышать стандартизованного показателя. Так, например, для рефрижератора с теплоизоляцией класса С с температурой внутри кузова от плюс 12 до минус 20°С при температуре окружающего воздуха плюс 30°С коэффициент теплопередачи не должен превышать 0,33 Вт/(м2 К).
Определение хладопроизводительности Qo холодильной установки производится при наиболее неблагоприятных условиях, т. е. при максимально возможной потере тепла.
Тепловой поток (Вт), отводимый холодильной установкой рефрижератора, перевозящего низкотемпературные грузы, определяют по формуле
. (13.8)
Здесь I– первый режим перевозки (доставка низкотемпературных, предварительно замороженных, грузов).
Теплоприток в грузовое помещение фургона через его ограждение за счет различия температур наружного tн и внутреннего tв воздуха определим по выражению
. (13.9)
Температуры tн и tв принимаются наибольшими и наименьшими соответственно по условиям перевозки.
Теплоприток с наружным воздухом через неплотности корпуса кузова находим:
, (13.10)
где uво – скорость воздухообмена через неплотности кузова, м³/c;ρн – плотность воздуха при температуре t н, кг/м3; iн и iв – энтальпия соответственно наружного воздуха и воздуха в фургоне, Дж/кг.
Дополнительный приток тепла от воздействия солнечной радиации
, (13.11)
где Ac – расчетная площадь, освещаемая солнцем (сумма площадей крыши, боковой и торцевой стен), м2; ∆tc – разность температур поверхности фургона, подверженной солнечной радиации и наружного воздуха, °С:
, (13.12)
где μ– коэффициент проницания солнечной радиации через ограждение кузова; I – средняя интенсивность солнечной радиации, Вт/м²; а– коэффициент поглощения солнечной радиации поверхностью фургона, зависящий от материала, цвета, состояния поверхности; τc– продолжительность солнечного облучения в течение суток, ч.
Теплоприток от нагревающихся электродвигателей вентиляторов
, (13.13)
где Р – мощность, потребляемая электродвигателем вентиляторов, Вт; η –КПД электродвигателя; τдв – продолжительность работы двигателя в течение суток, ч.
Теплоприток, образующийся при оттаивании "снеговой шубы" испарителя принимают равным 200 Вт
Тогда потребная хладопроизводительность холодильной установки (Вт) на I режиме работы будет
, (13.14)
где τx– продолжительность работы холодильной установки в течение суток, ч.
При расчетах можно принимать:
tН = 36 °С; tВ = –20°С; VВО = 0,008–0,12 м³/с; ρН = 1,27 кг/м3;
iН = 60 кДж/кг; iВ = 18 кДж/кг; I = 640 Вт/м2; а = 0,7–0,8;
tС = 16 ч; η = 0,85–0,95; τДВ = tх = 22 ч; μ = 0,75–1,0.
При перевозке неохлаждаемых плодов и овощей(II режим перевозки) общий тепловой поток больше на два слагаемых:
. (13.15)
Первые пять слагаемых рассчитывают также, как и для режима I, с учетом соответствующих исходных данных.
При перевозке плодов и овощей широко применяют охлаждениеих в пути.
Скорость аккумуляции теплоты в грузах и таре
, (13.16)
гдеmг иmт – соответственно масса груза и тары, причем принимают массу тары в 15% от массы груза, кг; Сг и Ст – удельные теплоемкости: Ст = 2,7 кДж/(кг.К); tг. н и tг. к – начальная и конечная температура груза, ˚С; τохл – продолжительность охлаждения груза, зависящая от температуры наружного воздуха и мощности холодильной установки (указывается в задании на проектировании), с.
Так как при перевозке незамороженных овощей и фруктов их жизнедеятельность не прекращается, учитывают выделяемое при этом биологическое тепло
, (13.17)
где qб – количество биологической теплоты, выделяемое плодами и овощами, Вт/кг;mг – масса перевозимых плодов и овощей, кг.
Для подбора компрессора потребную хладопроизводительность установки на I и II режимах приводят к стандартной, принимают большее ближайшее значение.
Конденсатор рассчитывают по рабочей хладопроизводительности для режима охлаждения, а испаритель – для режима перевозки мороженых грузов и проверяется на допустимую тепловую нагрузку при II режиме.
При перевозке грузов с отоплением кузова необходимая мощность обогревателя (Вт) определяется по формуле
, (13.18)
где Qот – тепло, образуемое отопителем, Вт;ηоб – КПД системы обогрева.
. (13.19)
ЗначенияQ1, Q2, Q4 и Q7 определяются по формулам, приведенным выше, причем в них при определенииQ1 и Q2 tн, iниtв, iв меняются местами (поток направлен в другую сторону), а КПД обогревателя принимают ηоб = 0,83–0,87.
Затраты теплоты (Вт) на подогрев наружного воздуха, поступающего в помещение для груза определяют по зависимости
, (13.20)
где n – кратность воздухообмена в грузовом помещении в течение суток (n = 10); V – объем грузового помещения, м3.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Таблица 1- КЛАССИФИКАЦИЯ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА
Специализированные грузовые автомобили и автопоезда | |||||||||||||||
самосвалы | фургоны | цистерны | автопоезда для длинномерных и тяжелых грузов | самопогрузчики и контейнеровозы | |||||||||||
строительные | сельскохозяйственные | карьерные | общего назначения | рефрижераторы | изотермические | для нефтепродуктов | для пищевых продуктов | для сжиженных газов | для сыпучих грузов | для длинномерных грузов | для строительных конструкций | для тяжеловесных грузов | самопогрузчики | контейнеровозы | со съемными кузовами |