Летняя уборка городских территорий
Мусор, загрязняющий городские улицы и площади, носит общее название «смет». Норма накопления уличного смета принима-
ется в зависимости от типа покрытия проезжей части из расчета 5-15 кг или 8-20 л на 1 м поверхности в год. Плотность уличного смета зависит от его состава и колеблется в пределах от 0,6 до 1,6 t/m3. По ширине проезжей части смет накапливается неравномерно, так в средней части дороги от 0,5 до 15 г/м , в при лотковой части от 5 до 150-200 г/м2. Летняя уборка городских территорий предусматривает систематическое удаление смета с дорожных покрытий, а также периодическое выполнение работ по удалению с проезжей части и лотков улиц грязи, грунтовых отложений и наносов; очистку отстойных колодцев дождевой канализации; уборку опавших листьев; снижение запыленности воздуха и улучшение микроклимата. Основными факторами, влияющими на загрязнение улиц, являются: 1) интенсивность движения транспорта и пешеходов; 2) благоустройство прилегающих улиц и территорий; 3) состояние дорожных одежд (покрытий) и др.
При интенсивности движения до 60 единиц транспорта в час и скорости до 40 км/ч образуется сравнительно равномерное загрязнение по всей поверхности дорожного покрытия. На улицах с более интенсивным движением смет сбивается потоком транспорта в сторону, в лотки и размещается вдоль них полосами шириной до 1,5 м. От характера распределения загрязнений на дороге зависят тип применяемой уборочной техники и схема уборки улиц.
Основными операциями летней уборки являются подметание и мойка проезжей части улиц. Подметание является основной операцией по уборке улиц, имеющих усовершенствованные покрытия. и включает в себя собственно подметание, сбор и удаление смета. На технологию подметания и организацию движения подметальных машин большое влияние оказывает количество загрязнений и характер их распределения по ширине проезжей части.
Подметание производят в таком порядке: в первую очередь подметают тротуары, а затем лотки на улицах с интенсивным движением и маршрутами городского транспорта, а затем тротуары, проезжую часть и лотки на улицах со средней и малой интенсивностью движения. Смет удаляют подметально-уборочными машинами, снабженными лотковыми щетками, бункером для накопления смета и бака для воды. Наиболее распространенные машины типа ПУ-53А, КО-304А, КО-309 (рис. 5.1) выпускаются на базе автомобиля ГАЗ-53, тротуарные - на базе тракторов МТЗ или самоходных шасси. Эти
машины могут подметать как проезжую, так и прилотковую часть улиц и площадей. Наилучший режим работы машин двухсменный с 7 до 21 ч.
Рис. 5.1. Подметально-уборочная машина КО-309:
1 - коробка отбора мощности; 2 - шасси ГАЗ-53; 3 - щетка лотковая; 4 - гидросистема; 5 - система увлажнения; 6 - щеточный подборник; 7 - мусоросборник; 8— вспомогательный подборник; 9 —пневмотранспортер; 10 — вентилятор
Перед подметанием лотков должны быть убраны тротуары, чтобы исключить повторное загрязнение лотков. Сроки подметания устанавливаются по времени накопления на них смета, но не реже одного раза в сутки. Ширина подметания при работе лотковой щеткой 2,2-2,4 м. Емкость бункера для смета 1,5-2 м (табл. 5.1).
Таблица 5.1 Характеристика подметально-уборочных машин
Наименование показателей | Тип машины | ||
ПУ-53А | КО-304А | КО-309 | |
Тип базового шасси Ширина подметания, м: одной лотковой щеткой двумя лотковыми щетками Емкость бункера для смета, м3 Рабочая скорость уборки, км/ч: лотка проезжей части | ГАЗ-53 2,4 2,8 1,5 | ГАЗ-53 2,15 - 1,6 7,8 16,5 | ГАЗ-53 2,25 2,8 7,8 16,5 |
Расход воды на увлажнение покрытий при подметании 0,01-0,015 л/м. Максимальная рабочая скорость уборки лотка 7-8 км/ч, проезжей части 16-23 км/ч. Сроки и периодичность подметания зависят от интенсивности движения транспорта и накопления смета. Так, на скоростных дорогах осуществляется патрульное подметание, на магистральных улицах 2-4 раза в сутки, улицах местного значения 1-2 раза в сутки и реже.
Уборку улиц и площадей можно производить колонной машин, движущихся с уступом 10-20 м. При этом перекрытие подметаемых полос должно быть не менее 0,5 м.
Мойка проезжей части производится на улицах с усовершенствованными покрытиями, имеющими дождевую канализацию или уклоны, обеспечивающие надежный сток воды. Рекомендуется вести мойку под уклон. Наиболее эффективная ширина промываемой полосы при минимальном расходе воды 7 м. Проезды шириной до 12 м моют одной машиной - сначала одну, а затем другую сторону. Проезды шириной более 12 м моют колонной машин, из которых головная машина идет по осевой линии, а остальные идут уступом, перекрывая полосу мойки на 0,5-1 м. Расстояние между машинами должно быть 15-25 м. Для мойки применяют специальные поливочные машины ПМ-130Б, КО-002, и КО-802 на базе шасси КамАЗ-53213 (рис. 5.2).
Рис. 5.2. Поливомоечная машина на шасси ЗИЛ-130
Эти машины оборудуются цистернами, насосами, трубопроводами со специальными насадками. Зимой на эти машины устанавливается снегоуборочное оборудование, которое включает в се-
бя плуг и цилиндрическую щетку, а в машинах КО-802 цистерны заменяются бункером с разбрасывателем песка (табл. 5.2). Затраты воды при мойке улиц составляют 0,9-1,1 л/м , лотков 1,8-2 л/м2, полива 0,25-0,3 л/м2. Максимальная рабочая скорость 20 км/ч. При мойке улиц поливомоечными машинами загрязнения смываются к лоткам, и только 40-50% загрязнений вместе с водой попадают в ливневую канализацию. Поэтому для удаления оставшихся загрязнений необходимо провести мойку лотков или их механизированное подметание.
Таблица 5.2