Специальные, антидемпинговые
И компенсационные пошлины
На основании ст. 20, 27 Закона о регулировании внешнеторговой деятельности специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины отнесены к мерам нетарифного регулирования внешней торговли товарами и применяются для защиты экономических интересов российских производителей товаров1.
Специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины хотя и взимаются таможенными органами применительно к порядку уплаты ввозных таможенных пошлин, однако в соответствии с п. 2 ст. 70 ТК ТС не отнесены к таможенным платежам.
Правовые основы введения в Российской Федерации специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин установлены Федеральным законом от 08.12.2003 № 165-ФЗ «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров».
Специальная пошлина– пошлина, которая применяется при введении специальной защитной меры и взимается таможенными органами РФ независимо от взимания ввозной таможенной пошлины.
Специальная защитная мера – это мера по ограничению возросшего импорта, которая применяется по решению Правительства РФ посредством введения импортной квоты (см. постановление Правительства РФ от 28.01.2006 № 50 «О мерах по защите российских производителей ламп накаливания») или специальной пошлины (см. постановление Правительства РФ от 15.11.2006 № 685 «О мерах по защите российских производителей труб большого диаметра»), в том числе предварительной специальной пошлины.
Предварительная специальная пошлина вводится, если задержка с применением специальной защитной меры может причинить серьезный ущерб отрасли российской экономики (на основании доклада, содержащего предварительное заключение органа, проводящего расследование2 по установлению причинно-следственной связи между возросшим импортом в Российскую Федерацию и серьезным ущербом отрасли российской экономики или угрозой причинения такого ущерба).
1 Соглашение о единых мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран не относит специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры к единым мерам нетарифного регулирования и не распространяется на отношения государств – членов таможенного союза, касающиеся вопросов специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер (ст. 10 Соглашения).
2 В настоящее время Минпромторг России наделен полномочиями по проведению расследований, предшествующих введению специальных защитных, антидемпинговых или компенсационных мер при импорте товаров (см. постановление Правительства РФ от 05.06.2008 № 438 «О Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации»).
Антидемпинговая пошлина– пошлина, которая применяется при введении антидемпинговой меры и взимается таможенными органами РФ независимо от взимания ввозной таможенной пошлины.
Антидемпинговая мера – мера по противодействию демпинговому импорту, которая применяется по решению Правительства РФ посредством введения антидемпинговой пошлины (см. постановление Правительства РФ от 20.08.2009 № 681 «О мерах по защите российских производителей полиамидных технических нитей»), в том числе предварительной антидемпинговой пошлины, или одобрения ценовых обязательств, принятых экспортером.
Антидемпинговая мера может быть применена к товару, являющемуся предметом демпингового импорта, в случае, если по результатам расследования, проведенного органом, проводящим расследования, установлено, что импорт такого товара на территорию РФ причиняет материальный ущерб отрасли российской экономики, создает угрозу причинения материального ущерба отрасли российской экономики или существенно замедляет создание отрасли российской экономики.
Под демпинговым импортом понимается импорт товаров на территорию РФ по цене ниже нормальной стоимости такого товара.
Материальный ущерб отрасли российской экономики может выражаться в сокращении объема производства аналогичного товара в Российской Федерации и объема его реализации на рынке РФ, снижении рентабельности производства такого товара, негативном воздействии на товарные запасы, занятость, уровень заработной платы в данной отрасли российской экономики, уровень инвестиций в данную отрасль российской экономики.
В случае если информация, полученная до завершения расследования, свидетельствует о наличии демпингового импорта и обусловленного этим ущерба отрасли российской экономики, Правительством РФ на основании доклада, содержащего предварительное заключение органа, проводящего расследование, принимается решение о применении антидемпинговой меры посредством введения предварительной антидемпинговой пошлины в целях предотвращения ущерба отрасли российской экономики, причиняемого демпинговым импортом в период проведения расследования.
Компенсационная пошлина– пошлина, которая применяется при введении компенсационной меры и взимается таможенными органами РФ независимо от взимания ввозной таможенной пошлины.
Компенсационная мера – мера по нейтрализации воздействия специфической субсидии экспортирующего иностранного государства (союза иностранных государств) на отрасль российской экономики, применяемая по решению Правительства РФ посредством введения компенсационной пошлины, в том числе предварительной компенсационной пошлины, либо одобрения обязательств, принятых уполномоченным органом субсидирующего иностранного государства (союза иностранных государств) или экспортером.
Компенсационная мера может быть применена к импортированному товару, при производстве, экспорте или транспортировке которого использовалась специфическая субсидия экспортирующего иностранного государства, в случае, если по результатам расследования установлено, что импорт такого товара на территорию РФ причиняет материальный ущерб отрасли экономики, создает угрозу причинения такого ущерба или существенно замедляет создание отрасли экономики РФ.
Специфическая субсидия иностранного государства (союза иностранных государств) – это субсидия, доступ к которой ограничен и которая предоставляется конкретному производителю и (или) экспортеру, или конкретному союзу (объединению) производителей и (или) союзу (объединению) экспортеров, или конкретной отрасли экономики либо направлена на стимулирование экспорта товара или на замещение импорта товара1.
В случае если информация, полученная до завершения расследования, свидетельствует о наличии субсидируемого импорта и обусловленного этим ущерба отрасли российской экономики, Правительством РФ на основании доклада, содержащего предварительное заключение органа, проводящего расследование, принимается решение о применении компенсационной меры посредством введения предварительной компенсационной пошлины в целях предотвращения ущерба отрасли российской экономики, причиняемого субсидируемым импортом в период проведения расследования.
1 Порядок расчета размера специфической субсидии иностранного государства (союза иностранных государств) в целях определения размера компенсационной пошлины установлен постановлением Правительства РФ от 13.10.2004 № 546.
В настоящее время вступило в силу Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 о применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам.
С 1 июля 2010 г. КТС наделена полномочиями по проведению расследований, а также применению на таможенной территории таможенного союза специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам.
В соответствии с п. 3 решения Межгосударственного совета ЕврАзЭС от 21.05.2010 № 37 «О вступлении в силу Соглашения о применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам от 25 января 2008 года» КТС на переходный период надлежит поручить проведение расследований уполномоченным органам государств – членов таможенного союза сторон в соответствии с положениями Соглашения в части выполнения процедурных действий по рассмотрению заявлений, началу, проведению и завершению расследований.
Вопросы для самоконтроля
1. Какими документами регулируется порядок уплаты таможенных платежей?
2. Кто является плательщиком таможенных платежей?
3. Что понимается под сроком уплаты таможенных платежей?
4. Как соотносятся срок уплаты таможенного платежа и момент исполнения обязанности по уплате таможенного платежа?
5. В каких формах и какими способами могут уплачиваться таможенные платежи?
6. В какой валюте уплачиваются таможенные платежи на территории РФ?
7. Когда применяется обеспечение уплаты таможенных платежей?
8. Виды способов обеспечения уплаты таможенных платежей.
9. Какие существуют способы взыскания таможенными органами неуплаченных сумм таможенных пошлин, налогов?
10. В чем разница между авансовым платежом и денежным залогом?
11. Что такое таможенная пошлина и ставка таможенной пошлины?
12. Где (в каких документах) указывается:
- размер таможенной пошлины;
- размер ставки таможенной пошлины?
13. Какие бывают виды таможенной пошлины и виды ставок таможенной пошлины?
14. Какова структура ЕТТ?
15. Как соотносятся понятия:
- таможенные льготы;
- тарифные льготы;
- тарифные преференции?
16. Что входит в налоговую базу при взимании НДС и акцизов в отношении товаров, ввозимых в Российскую Федерацию?
17. Какие правовые источники регулируют порядок введения и уплаты специальной, антидемпинговой и компенсационной пошлин?
18. При уплате каких таможенных платежей учитывается страна происхождения товара?
19. Какие существуют виды таможенных сборов?
20. Какими документами установлен порядок уплаты таможенных сборов?
Глава 3
ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ
Общие положения таможенного контроля
В соответствии с одним из основных принципов перемещения товаров через таможенную границу – все товары, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному контролю в порядке, установленном таможенным законодательством таможенного союза и законодательством государств – членов таможенного союза (ч. 1 п. 3 ст. 150 ТК ТС). Требования данного принципа обязательны и распространяются на всех лиц, перемещающих товары. С этим принципом связана такая функция таможенных органов, как осуществление таможенного контроля (подп. 1 ст. 403 ТК).
Согласно подп. 31 п. 1 ст. 4 ТК ТС таможенный контроль – совокупность мер, осуществляемых таможенными органами, в том числе с использованием системы управления рисками, в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства таможенного союза и законодательства государств – членов таможенного союза.
Под совокупностью осуществляемых таможенными органами мер понимаются формы, способы и средства проведения таможенного контроля.
Формы проведения таможенного контроля – это отдельные виды проверочных мероприятий (проверка документов и сведений, таможенный досмотр, таможенное наблюдение и другие формы (ст. 110 ТК ТС)).
Способы проведения таможенного контроля представляют собой меры, применяемые таможенными органами для наиболее эффективной реализации избранной формы (форм) таможенного контроля. К способам проведения таможенного контроля можно отнести, например, использование системы управления рисками (п. 2 ст. 94 ТК ТС); создание зон таможенного контроля (ст. 97 ТК ТС); привлечение специалистов (ст. ст. 101, 102 ТК ТС), проведение таможенных экспертиз (гл. 20 ТК ТС) и идентификации (ст. 109 ТК ТС), наложение ареста на товары или их изъятие (подп. 11 п. 1 ст. 134 ТК ТС).
В качестве средств проведения таможенного контроля следует рассматривать:
- технические средства таможенного контроля (п. 1 ст. 107 ТК ТС) (см. приказ ГТК России от 29.10.2003 № 1220 «Об утверждении перечня и порядка применения технических средств»);
- водные и воздушные суда таможенных органов (п. 2 ст. 107 ТК ТС) (см. постановление Правительства РФ от 10.12.2003 № 747 «Об утверждении порядка использования морских (речных) судов таможенных органов Российской Федерации для целей таможенного контроля»);
- информационные ресурсы таможенных органов (ст. 44, 106 ТК ТС);
- поисковых собак.
Таможенный контроль может проводиться исключительно таможенными органами. Вместе с тем кроме таможенных органов существуют иные государственные контролирующие органы, осуществляющие функции по отношению к перемещаемым через таможенную границу товарам, например, Роспотребнадзор, Россельхознадзор.
В п. 1 ст. 103 ТК ТС определено, что при проведении таможенного контроля товаров, перемещаемых через таможенную границу и подлежащих контролю другими контролирующими государственными органами, таможенные органы обеспечивают общую координацию таких действий и их одновременное проведение.
При необходимости отбора проб и образцов товаров контролирующие государственные органы должны получить разрешение таможенного органа (ст. 155 ТК ТС).
Окончательное решение о выпуске товаров принимается таможенным органом по результатам проведенного таможенного контроля, в том числе проверки документов и сведений, включая разрешительные документы, оформляемые иными уполномоченными органами (подп. 1 п. 1 ст. 195 ТК ТС).
В отношении транспортных средств, на которых перевозятся товары, находящиеся под таможенным контролем, самостоятельные полномочия таможенных органов ограничены территориями зон таможенного контроля. В иных местах остановка транспортных средств осуществляется органами внутренних дел, уполномоченными в области обеспечения безопасности дорожного движения, при их взаимодействии с таможенными органами (п. 1 ст. 410 ТК).
Исходя из целей таможенного контроля (обеспечение соблюдения таможенного законодательства таможенного союза и законодательства государств – членов таможенного союза (подп. 31 п. 1 ст. 4 ТК ТС)) и основных задач таможенных органов (ст. 6 ТК ТС), можно обозначить объект и предметы таможенного контроля.
В качестве объекта таможенного контроля выступает деятельность, подлежащая проверке (контролю) таможенными органами, а именно:
- перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу, а также последующие операции с товарами, выпущенными (в том числе условно) на таможенной территории таможенного союза;
- деятельность в сфере таможенного дела;
- действия, предшествующие перемещению товаров и (или) транспортных средств через таможенную границу (например, подача предварительной таможенной декларации, обращение в таможенный орган за документом об условиях переработки товаров);
- совершение операций с товарами (например, торговых операций), ввезенными в Российскую Федерацию с нарушением таможенных правил или прав интеллектуальной собственности.
Предметом таможенного контроля будет выступать то, на что непосредственно направлена проверочная деятельность таможенных органов. Так, применительно ко всем формам таможенного контроля проверке подлежат сведения (о товарах, о платежах, о декларанте и т.д.). Например, в соответствии с подп. 2 п. 3 ст. 122 ТК ТС при таможенной проверке таможенными органами проверяется достоверность сведений, заявленных в таможенной декларации и иных документах, представленных при таможенном декларировании товаров, повлиявших на принятие решения о выпуске товаров.
Кроме сведений таможенные органы проверяют сами товары (транспортные средства), например, при проведении таможенного осмотра, таможенного досмотра, проверки маркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков.
В качестве самостоятельных предметов таможенного контроля могут рассматриваться: помещения и территории (ст. 119 ТК ТС); документы (ст. 98 ТК ТС). Например, на основании п. 1 ст. 98 ТК ТС декларант, лица, осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела, и иные заинтересованные лица обязаны представлять таможенным органам документы и сведения, необходимые для проведения таможенного контроля, в устной, письменной и (или) электронной формах.
Документы подлежат проверке в случаях применения таможенными органами таких форм контроля, как:
- проверка документов и сведений (ст. 111 ТК ТС);
- учет товаров, находящихся под таможенным контролем (ст. 120 ТК ТС);
- проверка системы учета товаров и отчетности (ст. 121 ТК ТС).
В исключительных случаях таможенному контролю могут быть подвергнуты и сами физические лица (непосредственно) – при необходимости проведения личного таможенного досмотра (ст. 117 ТК ТС).
В соответствии с гл. 46 ТК ТС отдельные признаки ряда товаров, перемещаемых через таможенную границу, позволяют выделить дополнительные – производные от товаров – предметы таможенного контроля, а именно:
- объекты авторского права и смежных прав;
- товарные знаки и знаки обслуживания;
- наименования мест происхождения товара.
К предметам таможенного контроля, производным от документов, товаров, транспортных средств, помещений, можно отнести средства таможенной идентификации: пломбы, печати, штампы (ст. 109 ТК ТС).
Таможенный контроль товаров представлен в ТК ТС не только как проверка, но и одновременно как правовой статус товаров, находящихся и не находящихся под таким контролем.
Как правило, нахождение товаров под таможенным контролем предусматривает определенные ограничения прав пользования, владения и распоряжения ими. Конкретные ограничения прав собственности зависят от совершаемых таможенных операций для выпуска товаров или необходимости соблюдения определенных условий после такого выпуска (ст. 153 ТК ТС).
Товары, находящиеся под таможенным контролем – это товары, в отношении которых:
- должны быть совершены таможенные операции (операции, предшествующие подаче таможенной декларации; операции, связанные с помещением под таможенную процедуру и выпуском или убытием за пределы таможенной территории);
- должны соблюдаться требования таможенных процедур или условного выпуска (требования, ограничивающие права пользования и (или) распоряжения товарами в зависимости от вида таможенной процедуры (временный ввоз (допуск), таможенный склад, переработка на таможенной территории и т.д.) или в зависимости от оснований условного выпуска (получение льгот по платежам, непредставление необходимых документов);
- допущены нарушения требований таможенных правил (товары незаконно перемещены через таможенную границу таможенного союза либо не выпущены в соответствии с одной из таможенных процедур, что повлекло за собой неуплату таможенных пошлин, налогов или несоблюдение запретов и ограничений (п. 2 ст. 100 ТК ТС, п„ 1 ст. 391 ТК)).
Иностранные товары находятся под таможенным контролем с момента пересечения таможенной границы (при ввозе) или с момента их образования на таможенной территории таможенного союза (например, в результате переработки).
Завершается таможенный контроль иностранных товаров:
- приобретением иностранными товарами статуса товаров таможенного союза (после уплаты ввозных таможенных платежей и представления необходимых для выпуска документов, помещением под таможенную процедуру отказа в пользу государства или конфискации);
- фактическим вывозом за пределы таможенной территории таможенного союза или прекращением своего существования на этой территории (в результате производственных потерь при переработке, уничтожения в соответствии с таможенной процедурой или вследствие аварии, действия непреодолимой силы, естественной убыли). Товары таможенного союза при вывозе попадают под таможенный контроль с момента:
- регистрации таможенной декларации (иного документа, ее заменяющего);
- осуществления действия, непосредственно направленного на вывоз товаров (сдача транспортным организациям товаров либо организациям почтовой связи международных почтовых отправлений для отправки за пределы таможенной территории).
Завершается таможенный контроль товаров таможенного союза:
- пересечением убывающими товарами таможенной границы;
- отзывом таможенной декларации на вывозимые товары.
При этом для вывозимых товаров таможенного союза не существует ограничений прав собственности в период их нахождения под таможенным контролем1.
Таким образом, товар (транспортное средство), находящийся под таможенным контролем, – это всегда иностранный товар, а в отдельных случаях и товар таможенного союза, заявленный к вывозу (перемещаемый) за пределы таможенной территории таможенного союза.
После вывоза товаров за пределы таможенной территории таможенного союза в соответствии с таможенными процедурами, например временного вывоза либо переработки вне таможенной территории, таможенные органы продолжают осуществлять контроль за исполнением лицами обязательств об обратном ввозе вывезенных ранее товаров либо об обратном ввозе продуктов их переработки (п. 6 ст. 96 ТК ТС).
Анализ положений ТК ТС, относящихся к таможенному контролю, позволяет выделить несколько периодов нахождения товаров под таможенным контролем:
- обязательный (в основном соответствует периоду совершения всех таможенных операций для выпуска товаров, т.е. с момента пересечения таможенной границы при ввозе и до момента помещения товаров под заявленную таможенную процедуру или с момента регистрации таможенной декларации и до фактического вывоза товаров за пределы таможенной территории таможенного союза);
1 Согласно п. 3 ст. 164 ТК ТС товары таможенного союза могут быть вывезены с таможенной территории таможенного союза в меньшем количестве, чем количество, заявленное при их помещении под определенную таможенную процедуру, вне зависимости от причин, по которым произошло уменьшение количества товаров.
- факультативный, или возможный (зависящий, от особенностей выпуска товаров, когда такие товары не приобретают статус товаров таможенного союза, например, условный выпуск1 или выпуск в соответствии с таможенной процедурой, предусматривающей полное или частичное освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов2).
Кроме отмеченного необходимо подчеркнуть еще одну важную особенность таможенного контроля, а именно: возможность его проведения после приобретения иностранными товарами статуса товаров таможенного союза, т.е. после окончания нахождения товаров под таможенным контролем.
На основании ч. 1 ст. 99 ТК ТС таможенные органы проводят таможенный контроль после выпуска товаров в течение трех лет со дня окончания нахождения товаров под таможенным контролем. Другими словами, таможенный контроль после окончания нахождения товаров под таможенным контролем – это проверка достоверности сведений, заявленных при выпуске товаров без ограничений прав собственности на них. Исключение составляет возможность ареста или изъятия товаров в случаях обнаружения таможенными органами данных, свидетельствующих о возможном нарушении таможенного законодательства таможенного союза и иного законодательства государств – членов таможенного союза (подп. 11 п. 1 ст. 134 ТК ТС).
Упомянутый в ч. 1 ст. 99 ТК ТС срок имеет значение, когда таможенным органам известен факт выпуска товаров и, соответственно, момент окончания их нахождения под таможенным контролем (например, имеется экземпляр таможенной декларации с отметкой о выпуске груза).
Когда таможенные органы не располагают данными о выпуске товаров, находящихся в обороте на таможенной территории таможенного союза, то для выяснения (проверки) интересующих таможенные органы сведений в ТК ТС сроков не предусмотрено (ст. 100 ТК ТС).
1 Выпуск с освобождением от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, сопряженный с ограничениями по пользованию и распоряжению товарами (ввоз гуманитарной помощи).
2 Временный ввоз (допуск), таможенный склад, переработка на таможенной территории.
Таможенные органы вправе проводить таможенный контроль при обороте товаров, ввезенных на таможенную территорию таможенного союза, путем проверки сведений, подтверждающих выпуск таких товаров, а также путем проверки наличия на товарах маркировки или иных идентификационных знаков, используемых для подтверждения легальности ввоза товаров на таможенную территорию таможенного союза (ч. 1 ст. 99 ТК ТС). Таможенный контроль может проводиться в формах:
- таможенного осмотра помещений и территорий (ст. 119 ТКТС);
- проверки маркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков (ст. 118 ТК ТС);
- таможенной проверки (ст. 122 ТК ТС).