Назначение и классификация тележек вагонов
Тележки служат для обеспечения направления движения вагона по рельсовому пути, распределения и передачи всех нагрузок на путь, а также восприятия тяговых и тормозных сил, обеспечения необходимой плавности хода.
Назначение тележек и их необходимые ходовые качества для обеспечения безопасности движения должны учитывать:
· устойчивость против схода с рельсов,
· плавность при вписывании в кривые участки пути,
· минимальную величину вертикальных и горизонтальных динамических сил и ускорений при конструкционной скорости движения,
· требуемые показатели плавности хода вагона,
· гарантированную прочность и надежность в эксплуатации.
В эксплуатации используется огромный и весьма разнообразный парк тележек, имеющий многочисленные конструктивные особенности.
По назначениютележки бывают грузовые(для грузовых вагонов) и пассажирские(для пассажирских вагонов).
А)
Б)
Рис. Тележки вагонов: а) — типа ЦНИИ-Х3-0 грузового вагона: 1 — колесная пара; 2 — боковина; 3 — рессорный комплект; 4 — клиновый гаситель колебаний; 5 — букса;
б) — типа КВЗ-ЦНИИ пассажирского вагона: 1 — тормозная колодка; 2 — буксовое рессорное подвешивание; 3 — скользун; 4 — подпятник; 5 — рама; 6 — букса; 7 — центральное рессорное подвешивание; 8 — гаситель колебаний.
По числу колесных партележки подразделяют на двухосные, трех- и четырех-осные.
По системе подвешиваниянаиболее распространены тележки с одинарным и двойным подвешиванием.
На рис. 1 – букса, 2 – рама тележки, 3 – надрессорная балка, 4 - люлька
Последовательное соединение систем упругих элементов позволяет увеличить общий прогиб и общую гибкость рессорного подвешивания тележки, а следовательно, улучшить ходовые качества вагона.
Одинарное подвешивание может быть буксовым или центральным.
В буксовом подвешивании (рис. а) упругие элементы размещены между буксой 1 и рамой 2 тележки, в центральном (рис. б) — между рамой 2 и надрессорной балкой 3.
Двойное подвешивание (рис.в, г) широко распространено в тележках пассажирских и изотермических вагонов.
Основными технико-экономическими параметрами тележек вагонов являются:
· тара вагона - собственная масса вагона;
Грузоподъемность вагона, т | Тара вагона, т | 8-ми осн. | |
крытый | 21,9-65,9 | 22,9-41,9 | |
полувагон | 62,0-74,0 | 20,0-29,0 | 113-228 / 32,0-43,3 |
почтово-багажные | 21,0-24,0 | 51,0 | |
платформы | 56,0-70,0 | 20,9-34,0 | |
хоппер | 64,0-72,0 | 22,0-28,0 | |
цистерна | 60,0-63,5 | 23,4-24,2 | 120-125 / 48,8-51,0 |
· база — расстояние между центрами осей крайних колес (у двух- и трехосных тележек) и между серединами рессорных комплектов сочлененных тележек (у четырехосной конструкции);
· высота от уровня головок рельсов до плоскости опорного узла тележки (806-864 мм);
· рессорная база— расстояние между серединами упругих элементов, расположенных в продольном направлении;
· тип и конструкция тормоза; конструкционная скорость (120-160 км/ч).