Задачи и функции федерального учреждения администрации морского порта
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА
Федеральное государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Московская государственная академия водного транспорта»
Кафедра «Эксплуатации флота и АСУ водным транспортом»
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ:
«Управление работой порта»
УТВЕРЖДАЮ
Заведующий кафедрой
____________Ю.М.Миронов
« 30 » марта 2007 г.
КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ
Специальность 190701 «Организация перевозок и управление на транспорте (водном)».
Ведущий лектор: д.т.н., профессор Левый В. Д.
Одобрен на заседании кафедры
«29» марта 2007 г. Протокол № 8
Москва
2007 г.
Управление работой порта.
1. Концепция морского и речного порта.
Под портом надо понимать часть суши или водной акватории, предназначенной для перевалки груза, для приема судов.
В докладе, подготовленном рабочей группой по портам для комиссии Европейских сообществ морской порт определяется, как участок суши и часть водной площади, обустроенные и оборудованные таким образом, чтобы они могли использоваться для приема судов, их загрузки и разгрузки, хранения грузов, получения этих грузов от операторов ВВТ и передачи им таких грузов и может включать также деятельность предприятий, связанных с морскими перевозками. В некоторых странах, в том числе и РФ, определение понятия морской и речной порт прописано в действующем законодательстве. В Кодексе ВВТ дано определение понятия речной порт. Речной порт – это комплекс сооружений, расположенных на земельном участке и акватории ВВП, обустроенных и оборудованных в целях обслуживания пассажиров и судов, погрузки, выгрузки, приема, хранения и выдачи грузов и взаимодействия с другими видами транспорта. В Кодексе торгового мореплавания даны определения торгового, рыбного и специализированного морских портов. Под морским торговым портом понимается комплекс сооружений, расположенных на специально отведенной территории и акватории, и предназначенных для обслуживания судов используемых в целях торгового мореплавания, обслуживания пассажиров, осуществления операций с грузами и др. услуг, обычно оказываемых в морском торговом порту.
К специализированным портам относятся порты для обслуживания спортивных и прогулочных судов. Порты являются как портами общего пользования, так и портами необщего пользования. Необщего – завод имеет причал (судоремонтных). Общего – порт не имеет права отказать в обработке ни одному клиенту (в порядке очереди).
Полный перечень речных портов указан в сборнике правил и тарифов речного транспорта, перечень морских портов указан в извещении мореплавателя.
Если в национальном законодательстве отсутствует определение порта, то следует исходить из определения, содержащегося в Международном морском праве. Так в ст. 1 Женевской Конвенции от 09 декабря 1923 г. “О международном режиме морских портов” к морским портам относятся все порты, в которые обычно заходят суда и которые используются для внешней торговли. Правовой режим управления портом зависит от характера перевозок, обслуживаемых портом. Например, во Франции законодательством предусмотрено, что региональные власти могут создавать каналы и порты, а также оборудовать и эксплуатировать ВВП и речные порты. В то же время они не имеют такого права по созданию морских портов. У нас все порты федерального значения (КВВТ, КТМ).
Заход иностранных судов в морские порты разрешается только по постановлению правительства (Порты по своему назначению могут быть чисто транзитные, рядом могут быть промзоны – за рубежом порядка 800 – дает льготные палы, режим, таможенные референции и ряд др.) У нас не было таких возможностей, т.к. не было закона. Закон готов, осенью будет нормативный акт “об особых экономических зонах” ФЗ от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ “Об особых экономических зонах РФ”. Проект закона о внесении дополнений: “О портах и особых экономических зонах” дает налоговые льготы, свободный налоговый режим, определенные правила инвестирования. (Завод по производству сжиженного газа, п. Корсаков). Порт становится определенной экономической зоной, а не просто транзитным.
2. Правовой режим управления портом.
Правовой режим управления портом определяется степенью институциональной зависимости (портов) государства или местных органов. Однако не всегда такой режим управления портом может быть определен лишь на основе статуса порта. Так во Франции, автономные порты функционируют в форме государственного предприятия. Еще совсем недавно в России 94-96 гг. большинство портов были такими гос. Предприятиями. После акционирования, если границы порта совпадали с границами предприятия, то по сути они становились акционированными портами. Такой статус наиболее характерен для речного транспорта, но уже к 2004 г. таких портов стало меньше (на морском транспорте 43 гос. порта (АО), 150 стивидорных компаний).
Правовой режим порта зависит, прежде всего, от намерений государства, которое руководствуется либо принципом макроэкономическим, либо микроэкономическим. При макроэкономическом принципе государство стремится к созданию портовой системы такого типа, чтобы она, прежде всего, способствовала развитию страны в целом. При микроэкономическом подходе государство стремится к сокращению затрат на управление портом и создание портовой системы такого типа, чтобы оно в своей хозяйственной деятельности практически не зависело от бюджета государства. Соответственно, экономическая и политическая стратегии правительства (обычно находит отражение в соответствующих нормативных положениях). (Федеральные законы, КТМ, КВВТ).
3. Система централизованного управления портами.
В любой стране соответствующий орган государственной власти, например, Гос. Дума и Совет Федераций правительства, Минтранс определяет правовой режим портов. Соответствующая степень зависимости портовых властей от государства определяется законодательными и нормативными актами, которые подготовлены соответствующими органами государственной власти. Отличительной чертой централизованной системы управления портами является то, что юридически любое важное решение, касающееся функционирования и развития порта принимается центральными органами.
Централизованная система управления портами:
Капитан порта подчиняется и агентству и гос. службе (двойное подчинение). Одним из важнейших элементов порта является портовая власть. В соответствии со ст. 9 КТМ под портовыми властями в морских портах понимается администрация морских портов. Они осуществляют административно-властные и другие возложенные на них правительством РФ полномочия. В речных портах в соответствии с КВВТ, открытых для захода и обслуживания иностранных судов, а также в устьевых портах функции портовых властей возлагаются на бассейновые органы гос. управления на ВВТ. Кроме того, по решению федерального органа исполнительной власти в речных портах могут создаваться государственные администрации портов ВВТ. Администрации портов учреждаются в форме государственных учреждений. Это прописано в ст. 120 ГК РФ. Бассейновые органы гос. управления также учреждаются в форме гос. учреждений. На эти учреждения и возлагаются функции гос. управления в соответствии с утвержденным Уставом. Кроме административно властных полномочий они могут также выполнять определенную хозяйственную деятельность и вести соответствующую предпринимательскую деятельность. Имущество госучреждений формируется главным образом за счет переданных им гос. средств. На это имущество учреждение приобретает право оперативного управления с сохранением права собственности за государством в лице агентств имущественных отношений (Минэкономразвития).
4. Капитан порта.
Функции по обеспечению безопасности мореплавания и порядка в морском порту осуществляет капитан морского порта. Капитан морского порта действует в соответствии с положением “о капитане морского порта”, утвержденном федеральным органом исполнительной власти. По аналогии надзор за обеспечением безопасности судоходства и порядка в речном порту осуществляется капитаном речного порта. Как правило, капитан морского порта является должностным лицом администрации морского порта и в большинстве случаев руководителем, а капитан речного порта является должностным лицом бассейнового органа управления на речном транспорте.
Распоряжения капитана порта по относящимся к его компетенции вопросам обязательны для нахождения в порту судов, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан. Капитан морского порта находится в двойном подчинении. Разделение функций по гос. управлению и надзору в области торгового мореплавания между Федеральной службой по надзору в сфере транспорта и Федеральными агентствами морского и речного транспорта (Росморречфлот) объективно обуславливает необходимость определения места капитана морского порта в системе гос. управления в морском порту.
В этом и заключается двойственность его подчинения. Капитан морского порта имеет право отказать в выдаче разрешения на выход судна из морского порта в случае:
1) непригодности судна к плаванию, нарушений требований к загрузке, и других причин, создающих угрозу безопасности его мореплавания;
2) предписания санитарно-карантинной и миграционной служб, таможенных, пограничных органов и других, уполномоченных на то государственных органов;
3) неуплаты портовых сборов;
4) нарушений требований, предъявляемых к судовым документам и другим причинам, установленным КТМ.
Задачи и функции федерального учреждения администрации морского порта.
Основные цели, задачи и функции администрации порта содержатся в Уставе
гос. учреждения.
Устав федерального гос. учреждения утверждается федеральным агентством морского и речного транспорта. Учреждение создается в соответствии с Постановлением Правительства № 1299 от 17.12.93 г. в редакцию Постановления Правительства от 25.09.2002 г. № 705. Администрация осуществляет в пределах своей компетенции предоставление услуг на морском транспорте в сфере организации торгового мореплавания и обеспечения его безопасности. Кроме административно властных полномочий администрация имеет право осуществлять приносящую доходы деятельность для достижения цели и функций, установленных настоящим Уставом. Основной целью администрации является организация торгового мореплавания в соответствующих морских портах, которая выражается в регулировании транспортных процессов в морских портах и на подходах к ним, организация портовых и региональных систем безопасности мореплавания, ликвидации последствий чрезвычайных происшествий и в защите морского судоходства и порта от незаконных актов. Кроме того, администрация совершает юридически значимые действия в интересах граждан и юридических лиц.
Функции администрации:
1) осуществляет регулирование деятельности морского транспорта в морском порту. В состав экономической деятельности входит: объявление сроков открытия и закрытия навигации, ограничение судоходства, установление порядка лоцманских служб и др.
2) осуществляет регулирование движения судов в акватории порта.
3) осуществляет планирование швартовных операций.
4) осуществляет взаимодействие с главным управлением по навигации и океанографии, Минобороны РФ по опубликованию обязательных постановлений в морском порту.
5) организуем разработку и доведение до всеобщего сведения обязательных постановлений в морском порту и правил плавания на акватории морского порта и на подходах к нему.
6) получает портовые сборы.
7) обеспечивает выдачу дипломов, квалификационных и специальных свидетельств, подтверждений к ним и паспортов моряка членам экипажа морских судов, обеспечивает проверку судовых документов, обеспечивает оформление приходов судов и выдачу разрешений на выход.
8) организует и осуществляет ледокольные операции.
9) организует взаимодействие морских спасательных координационных центров.
10) осуществляет организацию и операции руководства по спасению людей, терпящих бедствие на море.
11) осуществляет спасательные операции судов.
12) организует и осуществляет руководство операциями по ликвидации аварийных разливов нефти в порту.
13) организует работу пунктов пропуска через границу.
14) контролирует обеспечение экологической безопасности и др.
15) обеспечивает регистрацию судов и выдачу судовых документов, регистрацию права собственности на суда и строящиеся суда.
Управление администрации.
Администрацию возглавляет начальник, назначенный освободившимся от должности руководителем Федерального агентства морского и речного флота. Начальник представляет администрацию в органах гос. власти, распоряжается имуществом, заключает договоры и выдает доверенности, открывает бюджетный, расчетный, валютный и иные счета.
В состав администрации входит капитан порта, который является самостоятельным должностным лицом, непосредственно реализующий свои полномочия в пределах своей компетенции. Полномочия капитана порта определяются в соответствии с законодательством РФ (КТМ и др.) и положением “о капитане морского порта”, утвержденным Минтрансом РФ.
Имущество администрации:
Имущество администрации является государственной собственностью РФ и закреплено за администрацией на праве оперативного управления. Финансирование деятельности осуществляется за счет средств федерального бюджета, а также за счет портовых сборов.
Пока функции администрации в речных портах выполняют бассейновые управления.