Пневматические выключатели управления
ПВУ-2 и ПВУ-4 (рисунок 7.12) состоят из корпуса 9; кожуха 18; поршня 1 с резиновой манжетой 8; направляющей втулки 10; гильзы 15; пружины 14; пробки 13; двух шариков 3 диаметром 4 мм с толкателями 2 и пружинами 12.
1 – поршень; 2 – толкатель; 3 – шарик; 4 – шток; 5, 6 – рычаги;
7 – крышка; 8 – манжета; 9 – корпус; 10 – втулка; 11 – колпачок;
12 – пружина фиксатора; 13 – пробка; 14 – пружина; 15 – гильза;
16, 17 – зажимы; 18 – кожух
Рисунок 7.12 – Конструкция ПВУ
Электрическая часть закрыта прозрачным пластмассовым кожухом 18, под которым расположены подвижный и неподвижный контакты с выводами 17 и 16. Рычаг 5 соединяет пневматическую и электрическую части выключателя, по нему перемещается ролик рычага 6 подвижного контакта.
ПВУ-2 (автоматический выключатель управления – АВУ) монтируется на отводе от ТМ. Пневматическая часть ПВУ-2 включена в ТМ, а его электрические контакты – в цепь линейного контактора ЛК. ПВУ-2 не позволяет собрать схему тяги тяговых двигателей при отсутствии зарядного давления в ТМ. Тяга разберется также при открытии стоп-крана и разрыве поезда.
При давлении в магистрали 0,4 – 0,42 МПа поршень, преодолевая усилие пружины и сопротивление нижнего шарикового фиксатора, перемещается со штоком в верхнее положение до тех пор, пока шарик верхнего фиксатора не войдет в фиксирующую канавку на гильзе.
Шток поворачивает рычаг, который скользит по рычагу кулачкового контактора и своей пружиной перебрасывает контакты в замкнутое положение. Нижний зажим соединен с подвижным контактом, верхний – с неподвижным. Ход штока составляет 5 – 6 мм, зазор между контактами – 5 – 8 мм. Регулируется этот зазор постановкой прокладок.
При снижении давления в магистрали до 0,3 – 0,32 МПа пружина, преодолевая противодавление сжатого воздуха и сопротивление верхнего шарикового фиксатора, перемещает шток с поршнем в нижнее положение, пока нижний шарик не войдет в канавку гильзы. Перемещаясь вниз, шток поворачивает рычаги, благодаря чему переключаются контакты.
Регулировка величины давления воздуха, при которой происходит включение и выключение ПВУ-2, осуществляется изменением затяжки пружин при вращении колпачков.
Если после зарядки ТМ выключатель останется в разомкнутом состоянии и линейный контактор не включится, надо перезарядить ТМ до давления 0,5 – 0,55 МПа, а затем перетормаживанием снизить давление до нормы. При неисправности выключателя контактные зажимы шунтируют перемычкой, в дальнейшем в депо прибор регулируют.
ПВУ-4 (автоматический выключатель торможения – АВТ) с размыкающим контактом монтируется на трубопроводе к ТЦ и отличается от ПВУ-2 размещением рычага, который повернут на 180°, и размерами пробки (более короткая). При давлении в ТЦ более 0,15 МПа контакты ПВУ-4 размыкаются. При этом отключается электрическое торможение, исключая юз колесных пар. Замыкаются контакты при давлении в ТЦ менее 0,05 МПа.
Неисправности выключателей представлены в таблице 7.1.
Таблица 7.1 – Неисправности выключателей АВУ и АВТ
Неисправность | Причина | Способ устранения |
Выключатель не включается или не выключается | Изношена резиновая манжета, или в ней имеются трещины, порезы, загибы буртика в обратную сторону | Заменить манжету |
Нечёткая работа выключателя при давлениях уставки. | Изношен фиксатор, плохо затянута его пружина | Увеличить затяжку пружины, проверить износ фиксатора |
При включенном выключателе отсутствует электрический контакт | Подгар контактов, потеря упругости или излом притирающей пружины | Зачистить контакты, заменить пружину |
Соединительные рукава
Резиновые соединительные рукава предназначены для гибкого соединения воздухопроводов вагонов электропоезда в одну общую магистраль. Также рукава применяются для соединения тормозных приборов между собой.
Типы рукавов (рисунки 7.13 и 7.14):
Р-1 – с одной головкой и одним резьбовым наконечником или с двумя головками.
1 – наконечник; 2 – хомут; 3 – болт хомута; 4 – резинотканевая трубка;
5 - уплотнительное кольцо; 6 – головка
Рисунок 7.13 – Соединительный рукав усл. № Р17
Р-2 – с двумя резьбовыми наконечниками, один из которых изогнут под углом 45˚ к продольной оси.
Р-3 – с двумя прямыми резьбовыми наконечниками.
1 – наконечник; 2 – хомут; 3 – болт хомута; 4 – резинотканевая трубка;
5 – гайка; 6 – уплотнительное кольцо; 7 – штуцер
Рисунок 7.14 – Соединительные рукава Р2 и Р3
Каждый тип рукавов делится на типоразмеры.
Р-11, Р-12, Р-13, Р-14 – для соединения тормозных и других воздушных магистралей вагонов и локомотивов между собой. Внутренний диаметр резинотканевой трубки 28 мм, диаметр хомутика 45 мм. Длины рукавов соответственно 720, 860, 410, 560 мм.
Р-16 – с двумя головками – для соединения питательных магистралей локомотивов при работе по системе многих единиц.
Р-15 – для гибкого неразъемного соединения воздухопровода к ТЦ на электровозах.
Р-17, Р-17Б – для разъемного соединения ТМ локомотивов и вагонов между собой, а также ПМ на тяговом подвижном составе. Длина резинотканевой трубки 720 и 710 мм, внутренний диаметр 32 и 35 мм соответственно. Диаметр хомутика 49 мм.
Р-21, Р-23, Р-31, Р-32, Р-34 – для неразъемного соединения воздушных магистралей. Длина резинотканевой трубки 680, 980, 825, 880, 885 мм соответственно. Внутренний диаметр трубки 25 мм, хомутика - 41 мм (у Р-31 Æ трубки 28 мм, хомутика - 45 мм).
Усл. № 369А – для соединения ТМ вагонов и локомотивов с ЭПТ. (На резинотканевой трубке рукава № 369А должен быть индекс Д – испытано напряжением 1000 В).
Устройство рукавов:
· Резинотканевая трубка (из 3-х слоев резины каждый толщиной от 1,5 до 3 мм и двух слоев ХБ ткани).
· Саморасцепляющаяся головка (в канавке головки вставлено резиновое уплотнительное кольцо клапанного типа).
· Резьбовой наконечник.
· Хомутики (ставят на расстоянии 8 – 12 мм от торцов трубки).
Срок службы рукава 6 лет.
На рукаве должно быть три контрольных обозначения:
· Резиновая наклейка с указанием завода изготовителя и даты изготовления;
· Металлическая пластинка под хомутом верхнего наконечника с указанием даты и пункта формирования рукава;
· Жестяная бирка с указанием места и даты последнего испытания рукава.
Проверка на прочность.
В заглушенный рукав подается вода под давлением 1,3 МПа для ПМ или 1 МПа для других магистралей. Время выдержки 1,5 – 2 мин.
Проверка на плотность.
Заглушенный рукав опускают под воду на 5 – 10 мин. Давление воздуха внутри рукава 0,7 МПа. По истечении этого времени на поверхности рукава не должно быть пузырей.
Рукава с протертыми местами или трещинами и надрывами до оголения текстильного слоя, имеющие внутренние отслоения, а также со сроком службы более 6 лет и не имеющие клейма даты изготовления заменяются новыми. Протертость и образование сетки мелких трещин на верхнем слое резины не являются браковочными признаками.
Головки соединительных рукавов осматриваются и проверяются шаблоном. Неисправная головка заменяется. Зазор между ушками хомута должен быть в пределах 7 - 16 мм при крепко затянутых болтах.
При приемке электропоезда проверяют чтобы:
· на резиновой трубке не было порезов, трещин, отслоений, вздутий;
· в соединительной головке были исправные уплотнительные резиновые кольца (в запасе на поезде должно быть не менее 4 штук);
· хомуты были хорошо уплотнены и имели натяг;
· шпильки в головке были хорошо укреплены и не были погнутыми (шпилька фиксирует сцепленное состояние рукавов).
Контрольные вопросы
1) Из каких частей состоит ТМ?
2) Какие требования предъявляют к магистралям?
3) Причины появления утечек и последствия, к которым они приводят?
4) Какие виды кранов применяют на электропоездах?
5) Назначение и конструкция концевого крана?
6) Виды клапанов, применяемых на электропоездах?
7) Назначение и конструкция предохранительных клапанов?
8) Назначение маслоотделителей, фильтров и тройников?
9) Конструкция и принцип действия ПВУ?
10) Конструкция и виды проверок соединительных рукавов?