Цель работы: определить работоспособность регуляторов автомобиля и при необходимости замена его
4.1 Порядок выполнения:
1. установить причины типичных отказов электронных регуляторов;
2. настройка и восстановление работоспособности электронных регуляторов;
3. получить навыки в проверке, настройки
4. и восстановлении работоспособности регуляторов.
Оборудование:
1. контрольно-испытательный стенд с генераторными установками;
2. регуляторы напряжения и их элементы (транзисторы, диоды );
3. схемы регуляторов напряжения ;
4. справочная литература и контрольно-измерительные приборы;
4.2 Проверка полупроводниковых приборов регулятора
4.3 Методика работы с тестером по изменению сопротивлений
4.4 Методика проверки работоспособности диодов, схема испытаний:
Заключение о работоспособности: ________________________________________________________________________
4,5 Методика проверки работоспособности транзисторов , схема испытаний :
а) переход Б-К б) переход К-Э
Заключение об исправности : ________________________________________________________________________
4.6 Возможность замены транзисторов :
марка применяемого транзистора | возможная замена |
Выводы: ________________________________________________________________________
4.7 Проверка регуляторов и восстановление их работоспособности
4.8 Проверка работоспособности генераторной установки и получение скоростной характеристики.
Результаты испытаний:
n , мин. -1 | ||||||||
VT 1 | U г , В | |||||||
VT 2 | U г , В | |||||||
VT 3 | U г , В |
Скоростная характеристика:
U г , В
4.9 Исследование характера отказов регулятора : ________________________________________________________________________
Вопросы для самоконтроля:
вопрос | вариант ответа на вопрос |
В какое плечо делителя напряжения включено изменяемое в пределах опыта сопротивление, регулятора PP350 или PP132? | |
Почему регулятор PP132A-0 при среднем положении не поддерживает среднее значение переключателя напряжения ? | |
Как с помощью омметра (тестера) можно проверить транзистор ,не зная наименования его выводов ? | |
Как можно проверить работоспособность регулятора на машине . Тестер имеется | |
Какие транзисторы можно рекомендовать взамен вышедшего из строя ? |
:В ы в о д ы
1._______________________________________________________2.______________________________________________________3._______________________________________________________4.______________________________________________5._______________________________________________________
Работу выполнил:________________________________________________
Работу принял: ___________________________________________________
Лабораторная работа № 5
Цель работы: Проверка технического состояния приборов системы зажигания. для обнаружения обрывов и мест замыкания на корпус соединенных проводов.
5.1 Порядок выполнения:
1. Произвести проверку первичной цепи тока системы зажигания с помощью контрольной лампы.
2. Проверить вторичную цепь системы зажигания.
3. Проверить обмотки катушки зажигания и дополнительного резистора на обрыв.
4. Проверить обмотки катушки зажигания на межвитковое замыкание и пробой изоляции.
5. Испытать на стенде катушку зажигания на бесперебойность искрообразования.
6. Проверить и испытать конденсатор на стенде.
5.2 Отчет по лабораторной работе
Применяемые приборы, приспособления и оборудование:
а)_________________________________________________________________
б)_________________________________________________________________
в)_________________________________________________________________
г)_________________________________________________________________
д)_________________________________________________________________
е)_________________________________________________________________
ж)________________________________________________________________
з)_________________________________________________________________
1. Проверка первичнрй цепи тока системы зажигания.
-Описать возможные неисправности и способы их обнаружения в цепи низкого напряжения:
______________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________
Проверка вторичной цепи тока системы зажигания.
-Описать возможные неисправности и способы их обнаружения в цепи высокого напряжения:
__________________________________________________________________________________________
Для определения неисправностей необходимо использовать схему в соответствии с рисунком 10.
Рисунок 11 - Схема проверки обмоток катушки и дополнительного резистора, омметром
-Испытание конденсатора. Результаты испытаний представлены в таблице 14.
Таблица 14 - Показатели испытания конденсатора
Измеряемый параметр | Значение параметра. | |
по ТУ | фактически | |
Состояние изоляции, Мом | 50 | |
Емкость конденсатора, мкФ | 0,17-0,35 |
Вывод:
__________________________________________________________________________
-Испытание катушки зажигания. Результаты испытания представляются в таблицу 15.
Таблица 15 - Показатели испытания катушки зажигания
Измеряемый параметр | Значение параметра | |||
по ТУ. | фактически | |||
Б-1 | Б-114 | Б-1 | Б-114 | |
Сопротивление первичной обмотки, Ом | 1,55-17 | 0,42 | ||
Сопротивление дополнительного резистора, Ом | 1,35 -1,45 | 1,0-1,1 | ||
Проверка первичной обмотки на обрыв | не допускается | |||
Проверка вторичной обмотки на обрыв | не допускается | |||
Испытание на пробой изоляции при U-500 В | должно выдержать | |||
Величина потребляемое тока при напряжении 12 В, не более | 3 | 8 | ||
Величина искрового промежутка при п Вращении валика прерывателя, мм, не менее | 7 при п = 1900 | 10 при п = 2000 | ||
Величина искрового Промежутка при п = 1000 об/мин-1 мм, не менее | 9 | 11 |
:В ы в о д ы
______________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________
Работу выполнил:__________________________________________________
Работу принял: ___________________________________________________
Лабораторная работа № 6
Сборка контактно-транзисторной системы зажигания и проверка технического состояния контактно-транзисторной системы зажигания.
6.1 Порядок выполнения:
1. Проверить техническое состояние транзисторного коммутатора
2. Проверить техническое состояние дополнительного резистора
3. Проверить состояние контактов прерывателя
6.2 Отчет по лабораторной работе.
Оборудование:
______________________________________________________________________________
Ход работы:
1.Собрать схему контактно-транзисторной системы зажигания согласно рисунка 1.
Рис.1. Схема контактно-транзисторной системы зажигания с коммутатором ТК 102; 1 - аккумуляторная батарея; 2, 3 - контакты выключателя зажигания; 4,5 - добавочные резисторы; 6 - коммутатор; 7 - прерыватель
Вывод :
__________________________________________________________________________________
2 Проверка технического состояния транзисторного коммутатора
ТК - 102 проводится по схеме, в соответствии с рисунком 12.
Рис.2 Схема подключения транзисторного коммутатора ТК- 102 к стенду СП73 - 8 М
Параметры результатов проверки занести в таблицу.
Таблица 1 - Параметры испытания транзисторного коммутатора
ТК-102
Измеряемый параметр Транзисторного коммутатора | Значение параметра | |
по Т У, | фактически | |
Величина искрового промежутка при максимальной частоте вращения валика прерывателя, мм не менее | 10 при n = 2000 мин'1 | |
Величина тока при замкнутых контактах прерывателя, А не менее | 7 | |
Величина тока при разомкнутых контактах прерывателя, А | 0 |
Заключение :
__________________________________________________________________________________
2.1. Проверка транзисторного коммутатора ТК - 102 контрольной лампой.
______________________________________________________________________
3 Проверка технического состояния дополнительного резистора
-Проверить техническое состояние дополнительного резистора омметром и контрольной лампой в соответствии с рисунком 3.
Рис.3 - Электрическая схема проверки дополнительного резистора
Параметры результатов проверки представить в таблице 2.
Таблица 2 - Параметры результатов проверки
Место проверки | Замыкание на корпус | Обрыв | Показания омметра | Показания лампочки |
Проверка омметром | ||||
Проверка контрольной лампочкой |
Заключение:
____________________________________________________________________________________
6.4 Проверка эффективности систем зажигания
6.5 Задание:
-исследовать и оценить эффективность систем зажигания различных типов;
-получить практические навыки работы с аппаратурой, применяемой при испытании систем зажигания;
Учебно - практическое обеспечение :
-испытательные стенды с системами зажигания ;
-макет систем зажигания
-измерительные приборы;
- аккумуляторные батареи;
6.6 Программа и методика проверки
Рабочая характеристика U2 = f (n)
C2 = const(C2 = 30пф; Rш = 6мОм )
Результаты измерений:
n, мин -1 | 200 | 500 | 800 | 1100 | 1400 | 1600 |
Батарейная система зажигания :
U2max,кВ | ||||||
I1ср ,А |
Контактно - транзисторная система зажигания :
U2max,кВ | ||||||
I1ср ,А |
Бесконтактная система зажигания:
U2max,кВ | ||||||
I1ср ,А |
Рабочая характеристика:
U2max,кВ
Выводы:
__________________________________________________________________________________
- снятие характеристики бесконтакно-транзисторной системы зажигания. Параметры характеристики представлены в таблице 18
Таблица 18 - Параметры испытания контактной системы заживания
№ замеров | Частота вращения валика , мин"1 | Ток первичной цепи , А | Зазор между электродами, мм | |
без шунта | с шунтом 1мОм | |||
1 | 0 | |||
2 | 300 | |||
3 | 600 | |||
4 | 900 | |||
5 | 120 | |||
6 | 1500 | |||
7 | 1800 | |||
8 | 2100 | |||
9 | 2400 |
По параметрам таблицы 12 строится график в соответствии с рисунком 13.
Рис. 13 - Характеристики заживания
- Снятие характеристики зажигания контактно-транзисторной системы зажигания. Параметры характеристик представлены в таблице 19
Таблица 19 - Параметры испытания
№ замеров | Частота вращения валика, мин-1 | Величина тока управления, А | Величина рабочего тока, А | Зазор между электродами, мм | |
без шунта | с шунтом 1 мОм | ||||
1 | 0 | ||||
2 | 300 | ||||
3 | 600 | ||||
4 | 900 | ||||
5 | 120 | ||||
6 | 1500 | ||||
7 | 1800 | ||||
8 | 2100 | ||||
9 | 2400 |
По параметрам таблицы 19 строится график в соответствии с рисунком 14.
Рисунок 14 -Характеристика транзисторной системы зажигания
Вывод: краткий анализ рабочих характеристик контактно-транзисторной и бесконтактной системы зажигания:
________________________________________________________________________________________________________
Вопросы для самоконтроля:
вопрос | вариант ответа на вопрос |
За счет чего увеличено максимальное вторичное напряжение в электронной системе зажигания ? | |
Почему при уменьшении шунтирующего сопротивления Rm в системе с катушкой Б – 114 максимальное вторичное напряжение понижается сильнее чем в других системах ? | |
Почему в экранированных системах зажигания недопустимо удаление экранировки проводов высокого напряжения ? | |
Чем объяснить наличие экстремума на рабочей характеристике батарейной системы зажигания ? | |
По каким основным параметрам оценивают эффективность систем зажигания ? | |
Чем объяснить менее интенсивное снижение максимального вторичного напряжения в транзисторных системах при увеличении частоты вращения вала двигателя ? |
Работу выполнил:____________________________________
Работу принял:________________________________________
Лабораторная работа № 6
Проверка работоспособности систем зажигания и исследование азов
7.1 Цель работы:
1. уяснить характер типичных отказов систем зажигания ;
2. освоить методику поиска причин отказов систем зажигания ;
3. приобрести навыки в проверке работоспособности электронных блоков системы зажигания ;
4. оценить влияние отказов в системах зажигания на эффективность работы двигателя.
Оборудование:
1. испытательные стенды с системами зажигания ;
2. приборы электронных систем зажигания ;
3. контрольно - измерительные приборы ;
4. схемы систем зажигания и транзисторных коммутаторов ;
Ход работы:
1. Проверка работоспособности контактно - транзисторной системы зажигания
2. Электрическая схема для проверки работоспособности коммутатора ТК - 102 :
Выводы:
________________________________________________________________________
3. Проверка исправности катушки зажигания :
Выводы:
________________________________________________________________________
Вопросы для самоконтроля:
вопрос | вариант ответа на вопрос |
Электрическую лампу какой мощности следует применять для проверки работоспособности коммутатора ТК - 102 ? | |
Можно ли проверять целостность вторичной обмотки зажигания при помощи контрольной лампы и АКБ ? | |
Как отразится на работе системы зажигания межвитковое замыкание первичной обмотки катушки зажигания ? | |
Что нужно сделать для восстановления работоспособности системы зажигания при выходе из строя коммутатора ТК - 102 ? |
4. Проверка работоспособности бесконтактных систем зажигания
5. Электрическая схема для проверки работоспособности коммутатора и исследование характера отзывов :
Выводы :
________________________________________________________________________
Вопросы для самоконтроля :
вопрос | вариант ответа на вопрос |
Как можно проверить коммутатор ТК - 200 (13.3734) непосредственно на автомобиле ? | |
Как проверить исправность датчика импульсов бесконтактной системы зажигания ? | |
Как скажется на работе системы зажигания повышенное напряжение в бортовой сети автомобиля ? | |
Почему свеча зажигания покрытая нагаром работает хуже ? | |
По каким причинам в эксплуатации может повышаться пробивное напряжение ? | |
Имеет ли значение полярность подключения катушки зажигания ? |
Работу выполнил:__________________________________________________
Работу принял: ___________________________________________________
Лабораторная работа № 8.
Цель работы: проверка, регулировка и испытание приборов системы электропуска
Порядок выполнения:
1. Произвести проверку технического состояния обмоток тягового реле и реле включения.
2. Проверить напряжение включения контактов и произвести регулировку дополнительного реле включения стартера.
3. Проверить и отрегулировать включения контактов тягового реле стартера.
Ход работы
Оборудование:
1._______________________________________________________________
2._______________________________________________________________
3._______________________________________________________________
- Проверка технического состояния обмоток тягового реле проводится по схеме, в соответствии с рисунком 15.
Рисунок 15 - Схема проверки обмоток тягового реле с
помощью омметра
Параметры проверки представить в таблице 20.
Таблица 20 - Параметры тягового реле
Наименование обмотки тягового реле | Величина сопротивления по ТУ. | Показания омметра | ||
PC -14 | PC-230 | PC-14 | РГ - 940 | |
Втягивающая обмотка | 0,72 | 0,35 | ||
Удерживающая обмотка | 1,0 | 1,1 |
Вывод:
__________________________________________________________________________________
- Испытания и регулировка реле включения стартера..Результаты испытаний представить в таблице 21.
Таблица 21 - Результаты испытаний реле включения стартера
Измеряемые параметры | Значение параметра | Методы устранения или регулировки | ||
По Т.У. | Фактическое | |||
До регулировки | После регулировки | |||
Состояние контактов | Чистые | |||
Зазоры между сердечником и якорьком. | 0,7 - 1,0 | |||
Сопротивление обмотки, Ом | 21 ± 2 |
Вывод:
____________________________________________________________________________________
-Проверка и регулировка механизма включения стартера:
________________________________________________________________________
________________
Вывод:
__________________________________________________________________________________
Работу выполнил:__________________________________________________
Работу принял: ____________________________________________________
Лабораторная работа № 9.
Цель работы: разборка стартера и проверка его деталей, испытание стартера.
9,1 Порядок выполнения:
1. Прозвести разборку стартера.
2. Проверить техническое состояние обмоток и деталей стартера.
3. Испытать стартер в режиме холостого хода на стенде 532 М.
4. Испытать стартер в режиме полного торможения на стенде 532 М.
Ход работы:
Оборудование:
1._______________________________________________________________
2._______________________________________________________________
3._______________________________________________________________
4._______________________________________________________________
1. Испытание стартера в режиме холостого хода, Параметры испытания представлены в таблице 23.
Таблица 23 - Параметры испытания стартера в режиме
холостого хода
Измеряемый параметр | Значение параметра | |||
допустимое по ТУ | фактическое | |||
СТ-130 | СТ-230 | СТ-130 | СТ-230 | |
Напряжение, В | не менее 11 | не менее 11 | ||
Потребляемый ток, А | не более 80 | не более 95 | ||
Частота вращения якоря, мин"1 | не менее 3500 | не менее 4000 |
Вывод :
__________________________________________________________________________
2. Испытание стартера в режиме полного торможения. Параметры испытания представлены в таблице 24.
Таблица 24 - Параметры испытания стартера в режиме полного торможения
Измеряемый параметр | Значение параметра | |||
допустимое по Т.У. | фактическое | |||
СТ - 130 | СТ - 230 | СТ - 130 | СТ - 230 | |
Напряжение, В | не менее 8 | не менее 8 | ||
Потребляемый ток, А | не более 650 | не более 500 | ||
Тормозной момент КГМ | не менее 3,0 | не менее 2,25 |
Вывод:
______________________________________________________________________________
- Определение технического состояния обмотки и узлов стартера. Параметры проверки представлены в таблице 25.
Таблица 25 - Параметры испытания узлов стартера
Место проверки. | Замыкание на корпус | Обрыв | Межвитковое замыкание |
Обмотка возбуждения | |||
Обмотка якоря | |||
Щеткодержатель |
Вывод:
__________________________________________________________________________________
Работу выполнил:____________________________________________
Работу принял:___________________________________________
Лабораторная работа № 10.
Цель работы: проверка технического состояния приборов освещения и сигнализации.
Порядок выполнения:
1. Проверить техническое состояние приборов освещения и сигнализации внешним осмотром,
2. Проверить работу фар, габаритных фонарей, фонарей указателей поворота и освещения номерного знака,
3. Произвести регулировку света фар,
4. Проверить техническое состояния переключателя и прерывателя указателей поворота,
5. Проверка и регулировка звуковых сигналов на силу и тональность звука.
Ход работы:
Оборудование:
1.________________________________________________________________
2.________________________________________________________________
3.________________________________________________________________
4.________________________________________________________________
5.________________________________________________________________
-Описать порядок регулировки света головных фар:
____________________________________________________________________________________________________
-Регулировка света фар проводится по схеме, в соответствии с рисунком 16.
Рис. 16 - Схема проверки света головных фар
- Описать порядок регулировки прерывателя тока указателя поворота
_____________________________________________________________________________
- Описать порядок регулировки силы звука и тональности звукового перехода.
________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________
-Описать основные правила монтажа электрических проводов
______________________________________________________________________________________________
Вывод:
__________________________________________________________________________________
Работу выполнил:__________________________________________________
Работу принял: ___________________________________________________
Литература
Ильин, М. и др. Элентрооборудование автомобилей. Учебнин для автотранспортных техникумов. - М; "Транспорт", 1978 г.
Ю. П. Чижков Электрооборудование автомобилей
Ю. П. Чижков, А. В. Акимов Электрооборудование автомобилей 2004 г.
АЛФА, МЕР Руководство по электрическому оборудованию автомобилей 2003 а.
И. С. Туревский, В. Б. Соков Электрооборудование автомобиля 2004 г.