Автоблокировка с тональными рельсовыми цепями и централизованным размещением аппаратуры, интегрированная в МПЦ системы Ebilock-950 (АБТЦ-Е)

Общие положения

Автоматическая блокировка с централизованным размещением аппаратуры (АБТЦ), разработанная ГТСС на основе реле электромагнитного типа и рельсовых цепей переменного тока тональной частоты, имеет значительно расширенные функциональные возможности по сравнению с кодовой автоблокировкой (защита от «потери шунта», введение защитного участка). Но релейная элементная база АБТЦ обусловила ее громоздкость, энергоемкость и сложность в обслуживании. Другим серьезным недостатком системы является потребность большого количества дорогостоящего кабеля. Вместе с тем, централизованное размещение оборудования перегонных рельсовых цепей и аппаратуры управления проходными светофорами этой автоблокировки позволяет реализовать задачу управления ими с помощью микропроцессорной системы централизации Ebilock-950, чем значительно снизить негативное воздействие указанных отрицательных факторов. При этом управление объектами СЦБ возможно не только на перегонах, примыкающих к станциям, оборудованным микропроцессорной централизацией, но и на других перегонах, оборудованных автоматической блокировкой с рельсовыми цепями тональной частоты без изолирующих стыков (АБТЦ).

Система управления перегонными объектами СЦБ на базе МПЦ Ebilock-950 (микропроцессорная автоблокировка АБТЦ-Е с централизованным размещением аппаратуры) разработана в 2001году. АБТЦ-Е полностью удовлетворяет общим требованиям к автоматической блокировке и переездной сигнализации, изложенным в ПТЭ, и выполняет контроль проследования поезда по перегону и другие функции автоблокировки на программном логическом уровне без участия внешних блокирующих реле. Таким образом, по сравнению с системой АБТЦ количество реле в АБТЦ-Е сокращено в несколько раз. Отпала необходимость использования отдельных управляющих вычислительных комплексов и автоматизированных рабочих мест для управления автоблокировкой (АРМ-ДСП) и диагностики и архивирования данных (АРМ-ШН).

АБТЦ-Е обеспечивает движение поездов по обезличенным путям в правильном направлении по показаниям проходных светофоров и светофоров автоматической локомотивной сигнализации (АЛСН), в неправильном направлении - по показаниям светофоров автоматической локомотивной сигнализации.

Объектами АБТЦ, включенными в систему управления и контроля МПЦ Ebilock 950, являются:

- перегонные проходные светофоры (лампы светофоров);

- устройства переездной сигнализации на перегонных переездах;

- устройства кодирования перегонных рельсовых цепей;

- устройства контроля состояния подвижного состава (УКСПС);

- система автоматического управления тормозами (САУТ).

2.2.2 Функциональные возможности системы АБТЦ, интегрированной в МПЦ Ebilock-950.

МПЦ Ebilock-950 осуществляет следующие технологические функции основного режима управления автоблокировкой:

- выбор и включение разрешающего показания проходного светофора автоблокировки с контролем свободности всех рельсовых цепей блок-участка, защитного участка и с проверкой правильного последовательного занятия и освобождения этих рельсовых цепей поездом, а также перекрытие светофора на запрещающее показание;

‑ заблаговременную автоматическую подачу сигналов извещения о приближении к переезду при движении поезда в правильном и неправильном направлениях;

- блокирование смены направления движения поездов после открытия выходного светофора и отправления поезда на перегон и ее деблокирование после прибытия поезда на соседнюю станцию;

- подачу и снятие сигналов извещения о приближении поезда к станции;

- перекрытие разрешающих сигнальных показаний ближайших к охраняемому переезду проходных светофоров автоблокировки на запрещающие показания и снятие кодирования рельсовых цепей в зоне расположения охраняемого переезда при включении на переезде заградительной сигнализации;

- увязку с устройствами оповещения монтеров пути;

- отключение устройств, питающих рельсовые цепи и светофоры перегона, при неисправном состоянии кабельных линий;

- включение резервной нити лампы проходного светофора при перегорании основной нити этой же лампы;

- снижение напряжения на лампах проходных светофоров.

При частичной неработоспособности устройств МПЦ должны выполняться следующие функции вспомогательного режима управления автоблокировкой:

- вспомогательная смена направления движения на перегоне;

- блокирование и деблокирование запрещающего сигнального показания проходного светофора автоблокировки для ограждения места производства работ на перегоне;

- деблокирование запрещающего сигнального показания проходного светофора автоблокировки или выходного светофора станции и кодового сигнала АЛСН «КЖ», если они были заблокированы из-за нарушения алгоритма работы при потере шунтирования поездом рельсовых цепей, входящих в блок-участок, ограждаемый данным светофором;

- подача и снятие извещения на переезд, если подача их в автоматическом режиме нарушена.

Таким образом, интеграция АБТЦ в МПЦ Ebilock 950 позволила дополнить ее рядом функций, которыми не обладает автоблокировка, построенная на релейной элементной базе: блокирование и деблокирование схемы смены направления движения поездов, рельсовой цепи, запрещающего показания проходного и выходного светофоров станции.

Рельсовая цепь блокируется автоматически при вступлении на нее поезда и деблокируется только при выполнении заданной последовательности ее освобождения, блокирования и деблокирования соседних рельсовых цепей при прохождении поезда. При прекращении шунтирования рельсовой цепи под поездом она остается в заблокированном состоянии. Под блокированием запрещающего показания светофора понимается исключение возможности включения на проходном и выходном светофорах станции отправления разрешающего сигнального показания в следующих случаях:

‑ при нахождении поезда на одной или нескольких рельсовых цепях блок-участка или защитного участка вне зависимости от состояния путевых приемников (под током или без тока) этих рельсовых цепей;

‑ при освобождении поездом блок-участка и защитного участка и наличии в пределах этого блок-участка или защитного участка хотя бы одной рельсовой цепи, на которой в процессе движения поезда имело место нарушение условий ее последовательного занятия и освобождения.

Под блокированием схемы изменения направления движения поездов понимается исключение возможности смены направления в нормальном и вспомогательном режимах при наличии на перегоне хотя бы одной рельсовой цепи в заблокированном состоянии. Для ее разблокирования в МПЦ существует специальная ответственная команда, которая дается дежурным по станции с соблюдением определенных условий.

Произвести смену направления движения дежурный по станции может в нормальном режиме при отсутствии на перегоне рельсовых цепей, находящихся в занятом или заблокированном состоянии, или во вспомогательном режиме при наличии на перегоне рельсовых цепей, находящихся в занятом состоянии, и отсутствии заблокированных рельсовых цепей.

Наши рекомендации