Правила работы с навигационным оборудованием АСДУ НГПТ установленным в кабине.

БИЛЕТ № 1.

1. Что устанавливает ПТЭ (ПТЭ 1.1)?

ПТЭ являются нормативным техническим документом и устанавливают основные требования к технической эксплуатации трамвайных вагонов, тяговых подстанций, контактных и кабельных сетей, рельсовых путей, устройств СЦБ и связи, содержанию зданий и сооружений.

Все руководящие нормативные документы, относящиеся к технической эксплуатации трамвайного транспорта, должны соответствовать требованиям настоящих правил.

2. Устройство контактной сети трамвая. (ПТЭ 7.1.1)

Основными элементами контактной сети трамвая являются:

1.Опоры и опорные конструкции;

2.Контактные подвески;

3.Арматура и спец. части;

4.Контактные, питающие и усиливающие провода.

3. Дистанции безопасности и правила приближения к стоящему впереди вагону (поезду) (ПТЭ 3.5.12)?

Расстояние между следующими один за другим вагонами (поездами) должно составлять не менее 60м при скорости движения до 20 км/ час, 120м при скорости свыше 20 км/ час, 200м на подъемах и спусках с уклоном свыше 40‰. Это расстояние может быть уменьшено до 3м на конечных станциях, сдвоенных остановках, при скоплении поездов на перекрестках. В условиях недостаточной видимости и при возникновении опасности движения юзом (гололед, листопад, загрязнения пути) указанные расстояния должны быть удвоены. Приближение поезда к стоящему впереди поезду разрешается на расстояние не менее 15м на ровном участке и 60м на подъемах и спусках с уклоном свыше 40 ‰.

4. Техника безопасности при растормаживании соленоида вручную.

Одеть сигнальный жилет и х/б рукавицы, выйти из вагона соблюдая требования ТБ, растормозить соленоид вручную. С правой стороны наблюдать за движением автотранспорта, с левой стороны следить за движением встречных вагонов. Находиться лицом к встречному движению.

5. Неисправности тормозного оборудования с которыми запрещен допуск к эксплуатации вагона на линии (ПТЭ 3.3.2.1).

· Не действует один из видов тормозов:

·Отсутствует электродинамическое торможение или не действует механический колодочный тормоз хотя бы на одной колесной паре.

·Неисправна тяга или пружина подвески рельсового тормоза. Зазор между полюсом рельсового тормоза и головкой рельса менее 8 мм и более 12 мм.

·Рычаг (педаль) стояночного тормоза не удерживается запирающим устройством.

·Не действует хотя бы один соленоид или тормозной цилиндр привода механических тормозов;

·Не работает манометр

·Нарушена герметичность пневматической системы, что вызывает падение давления воздуха при неработающем компрессоре более 0,05МПа.за 15 мин. после полного приведения в действие тормозных приводов.

6. Что является основой организации движения вагонов. (ПТЭ 4.1.2)

Основой организации движения вагонов (поездов) на маршруте является расписание движения, координирующее работу всех подразделений организации ГЭТ. Расписание движения утверждает руководитель организации ГЭТ или по его уполномочию – начальник Службы движения.

7. Требования, предъявляемые к диэлектрическим перчаткам.

Рассчитаны на напряжение до 1000 В, проверяются напряжением 6000 В. Диэлектрические перчатки относятся к основных средствам защиты до 1000В. Срок годности проверенных перчаток 6 месяцев.

Должен стоять штамп с датой следующего испытания и названием лаборатории, где производилась проверка. Перед приёмкой перчаток водитель обязан проверить отсутствие механических повреждений путем

скручивания или надувания.

БИЛЕТ № 2.

1. Допустимая скорость движения трамвая в кривых участках пути и уклонах (ПТЭ 4.4.3).

·30 км/час- на кривых участках пути радиусом свыше 100м;

·25 км/ час- на кривых участках пути радиусом от 75 до 100 м и спусках от 30 до 50‰

·20 км/час- на кривых участках пути радиусом от 50 до 75 м и спусках от 50 до 70‰

·15 км/час- на кривых участках пути радиусом до 50 м и спусках от 70 до 90 ‰,

·10 км/час- при усложненных погодных условиях (юз, гололед и проч.) на спусках

свыше 30 ‰.

2. Допустимый перекос трамвайных путей (ПТЭ 5.4.2.)

Перекос пути (отклонение в разные стороны двух рельсовых нитей от установленной нормы на коротком протяжении) допускается до 10 мм, если середины просадок каждой нити находятся друг от друга не ближе 10 м.

3. Неисправности сцепного прибора (автосцепки), с которыми запрещен допуск к эксплуатации вагона на линии (ПТЭ 3.3.2.6).

·Наличие трещин в деталях сцепного прибора;

·Отсутствие чеки или шплинта у стержня;

·Наличие изгиба (погнутости) или износ стержня до диаметра менее 23 мм;

·Не затянуты и не зафиксированы болты и гайки крепления головки к стержню. Ослаблены заклепки, щуп толщиной 0, 1 мм проходит между соединенными деталями на расстоянии 25 мм от заклепки;

·Отклонение по высоте сцепных приборов (автосцепки) при сцепке более 25 мм;

·Отсутствует клеймо об испытании сцепного прибора.

4. Правила выезда вагонов с осмотровой (ремонтной) канавы.

Убедиться в наличии напряжения в контактной сети. Перед началом движения сделать громкий окрик- Вагон №__ с канавы №___ трогается; подать звуковой сигнал, включить тяговые двигатели и тут же отключить их, с таким расчётом, чтобы вагон получил толчок, но остался на месте. При отсутствии тревожных сигналов дать один длинный звуковой сигнал. При отсутствии людей в проеме ворот и посторонних предметов на рельсах, начать движение со скоростью не более 5 км/час.

5 Дистанции безопасности и правила приближения к стоящему впереди вагону (поезду) (ПТЭ 3.5.12)?

Расстояние между следующими один за другим вагонами (поездами) должно составлять не менее 60м при скорости движения до 20 км/ час, 120м при скорости свыше 20 км/ час, 200м на подъемах и спусках с уклоном свыше 40‰. Это расстояние может быть уменьшено до 3м на конечных станциях, сдвоенных остановках, при скоплении поездов на перекрестках. В условиях недостаточной видимости и при возникновении опасности движения юзом (гололед, листопад, загрязнения пути) указанные расстояния должны быть удвоены. Приближение поезда к стоящему впереди поезду разрешается на расстояние не менее 15м на ровном участке и 60м на подъемах и спусках с уклоном свыше 40 ‰.

6. Как освободить пострадавшего от действия электрического тока?

Как можно быстрее отключить эл. установку; если пострадавший находится на высоте, принять дополнительные меры чтобы пострадавший не получил травмы при падении; если отсутствует возможность быстрого отключения, то необходимо принять меры к отделению пострадавшего от токоведущих частей, при этом оказывающий помощь не должен прикасаться к пострадавшему без принятия мер к собственной безопасности, пользоваться палкой, доской или каким либо другим сухим предметом. Можно оттянуть пострадавшего за одежду (если она сухая и не прилегает плотно к телу).

Можно перерубить провод топором с сухой деревянной рукояткой. При отделении пострадавшего от токоведущих частей следует действовать одной рукой, держа вторую руку за спиной или в кармане.

7. Что такое «шаговое» напряжение?

Разность потенциалов в 2 точках цепи эл. тока на расстоянии шага человека.

Выходить из зоны шагового напряжения необходимо не отрывая ступни одну от другой и от земли на расстоянии 4 метров внутри производственных помещений и 8 метров на улице.

Запрещается выпрыгивать из зоны шагового напряжения на одной ноге, т. к. в случае падения значительно увеличится величина напряжения и ток, который будет проходить через тело человека.

БИЛЕТ № 3

1. В каких местах необходимо соблюдать скорость 5 км/час? (4.4.3.ПТЭ)

·при проезде мест скопления пешеходов, движении задним ходом;

·прохождении участков огражденных сигналами снижения скорости (если нет предела ограничения);

·по путям депо;

· в густом тумане, в метель при плохой видимости;

·при маневрах и постановке поезда на запасной путь;

·движении по противошерстным стрелкам;

· по путям покрытым мокрым снегом или водой

2. Принцип действия тягового электродвигателя?

Основан на взаимодействии проводника по которому протекает электрический ток, с магнитным полем, в которое помещён этот проводник.

3. Дистанции безопасности и правила приближения к стоящему впереди вагону (поезду) (ПТЭ 3.5.12)?

Расстояние между следующими один за другим вагонами (поездами) должно составлять не менее 60м при скорости движения до 20 км/ час, 120м при скорости свыше 20 км/ час, 200м на подъемах и спусках с уклоном свыше 40‰. Это расстояние может быть уменьшено до 3м на конечных станциях, сдвоенных остановках, при скоплении поездов на перекрестках. В условиях недостаточной видимости и при возникновении опасности движения юзом (гололед, листопад, загрязнения пути) указанные расстояния должны быть удвоены. Приближение поезда к стоящему впереди поезду разрешается на расстояние не менее 15м на ровном участке и 60м на подъемах и спусках с уклоном свыше 40 ‰.

4. Техника безопасности при переводе стрелки вручную?

Остановиться так, чтобы перья стрелок были видны из кабины (не ближе 3м до остряка). При остановке на перегоне, предупредить пассажиров о том, что это техническая остановка, выход на проезжую часть запрещен.

Реверс поставить в положение “0”, выключить управление, надеть сигнальный жилет закрыть дверь кабины на ключ, выйти из вагона соблюдая ПТБ; ломик вставить у конца остряка до упора; перевести стрелку, стоя лицом к вагону.

5. Правила высадки пассажиров вне остановочного пункта?

Включить аварийную сигнализацию; отключить АСКП; предупредить пассажиров по громкой связи о порядке высадки, надеть сигнальный жилет, открыть первую дверь, сначала выйти самому, соблюдая меры предосторожности, предупредить водителей попутно двигающегося транспорта об опасности; начать высаживать пассажиров постоянно находясь лицом к потоку транспорта. По окончании высадки дверь закрыть.

При эксплуатации СМЕ: Поступить аналогично, но выйдя из вагона направиться к ведомому вагону навстречу потоку безрельсового транспорта.

При эксплуатации двухсторонней СМЕ: Для высадки открыть дверь только ведущего вагона. Организовав высадку из первого вагона, направиться ко второму вагону и открыть вручную четвёртую дверь поезда.

При эксплуатации сочлененных вагонов: Не допускать разблокировки аварийного открытия дверей во избежание неконтролируемого выхода пассажиров на проезжую часть через все двери. Высадку организовать как указано выше.

6. Кому водитель может передать управление вагоном?

Сменяющему водителю ученику, стажёру записанному в путевом листе, водителю-наставнику, и лицам прибывшим для транспортировки трамвая после ДТП (водитель-перегонщик и т.п.)

Правила работы с навигационным оборудованием АСДУ НГПТ установленным в кабине.

При приемке вагона убедиться в комплектности и исправности оборудования, количество спутников должно быть не менее 4. При получении информации от диспетчера ЗДЦ обязательно подтвердить полученное сообщение. Выезд на линию, и работа с неисправным оборудованием АСДУ НГПТ запрещена.

БИЛЕТ № 4.

1. Место остановки трамвайного поезда на остановочном пункте (ДИ 4.4.9)?

Если остановочный трафарет размещён на мачте или на тросе необходимо остановить трамвай, не доезжая 2-х м. до него; если на остановочном павильоне –остановиться серединой вагона против павильона (трамвай работающий по системе многих единиц серединой первого вагона); если на здании –серединой первого вагона напротив указателя. На сдвоенных остановках производить посадук в два трамвая одновременно в два трамвая разных маршрутов.

2. Специальные части контактной сети трамвая. Правила проезда и допустимая скорость трамвая под спец. частями контактной сети?

К спец. частям контактной сети относятся входные и выходные контакты стрелок, блокировки, пересечения контактной сети трамвая с троллейбусной, либо двух трамвайных линий, кривые держатели и секционные изоляторы, устройства автоматического регулирования натяжения проводов.

Спец. части контактной сети следует проезжать в режиме выбега с допустимой максимальной скоростью:

·под секционными изоляторами – не менее 5 км/ час и с учетом действующего ограничения скорости на данном участке.

·под троллейбусными пересечениями не более 15 км/час;

·кривые малого радиуса: до 15 км/час.

· под инженерными сооружениями (путепроводами) до 10 км/ч.

Запрещается движение задним ходом под секционными изоляторами и трамвайно –троллейбусными пересечениями, при необходимости указанные участки проезжать с оттянутым токоприёмником.

При выезде из-под обесточенного участка контактной сети токоприёмник должен быть опущен.

3. С какими неисправностями крышевого оборудования запрещён выезд из депо и работа на линии?(ПТЭ 3.3.2.10)?

·Детали токоприёмника имеют трещины или изломы;

·Перекошен токоприёмник, нажатие контактной вставки токоприёмника на контактный провод не соответствует норме;

·не затянуты болты крепления контактной вставки, износ её превышает норму;

·Заедание в шарнирах при подъеме и опускании токоприёмника;

·Обрыв волокон троса площадью более 25 % от его сечения;

·Поврежден или отсутствует пряжковый изолятор троса токоприемника;

·Токоприёмник не фиксируется в опущенном положении;

·Обрыв шунтов, износ их более 25 % площади сечения;

·имеются разрывы или отсутствует на крыше дорожка из электроизоляционного материала.

4. Что такое юз и буксование? Особенности работы водителя при буксовании и юзе?

Юз - это явление, когда сила торможения превышает силу сцепления колеса с рельсом. Колеса вагона не вращаются, а скользят по рельсам. Торможение производится с подачей песка на рельсы на первых тормозных позициях возможно более плавно. Коэффициент сцепления резко снижается.

Буксование - это явление, когда сила тяги, превышает силу сцепления колеса с рельсом. Колеса вращаются, а вагон не двигается. Пуск производится возможно более плавно с подачей песка на рельсы (для повышения сцепления) и большей выдержкой контроллера по позициям.

5. Дистанции безопасности и правила приближения к стоящему впереди вагону (поезду) (ПТЭ 3.5.12)?

Расстояние между следующими один за другим вагонами (поездами) должно составлять не менее 60м при скорости движения до 20 км/ час, 120м при скорости свыше 20 км/ час, 200м на подъемах и спусках с уклоном свыше 40‰. Это расстояние может быть уменьшено до 3м на конечных станциях, сдвоенных остановках, при скоплении поездов на перекрестках. В условиях недостаточной видимости и при возникновении опасности движения юзом (гололед, листопад, загрязнения пути) указанные расстояния должны быть удвоены. Приближение поезда к стоящему впереди поезду разрешается на расстояние не менее 15м на ровном участке и 60м на подъемах и спусках с уклоном свыше 40 ‰.

6. Как обеспечивается защита электрических цепей вагона от перегрузок и коротких замыканий?

Защита обеспечивается низковольтными и высоковольтными предохранителями, грозоразрядником, высоковольтными и низковольтными автоматическими выключателями, максимальным реле.

7. Защитные средства от поражения электрическим током?

- Основные - средства защиты, изоляция которых длительное время выдерживает рабочее напряжение электроустановки и которые позволяют прикасаться к токоведущим частям, находящимся под напряжением (диэлектрические перчатки, изолирующие штанги, указатели напряжения заводского изготовления, инструмент с изолированными ручками.).

- Дополнительные - средства защиты, которые при данном напряжении не могут сами по себе обеспечить защиту от поражения эл. током, а применяются только вместе с основными (коврики, боты, переносные заземления, знаки и др.).

БИЛЕТ № 5 .

1. Методика проверки тормозов в депо (при приёмке вагона) и нулевым рейсом?

Электродинамический тормоз в депо: по появлению тормозного тока, вне депо; при скорости не более 15 км/час, тормозной путь не более 6м. Тормозной ток на вагонах УКВЗ 220-230А.

Механический тормоз в депо: корпуса закреплены, тяги исправны, рычаги принудительного растормаживания в положении «заторможено». Вне депо при скорости на более 10 км/ч тормозной путь не более 3м.

Электромагнитный тормоз в депо исправность подвески и питающих проводов, зазор между полюсом и рельсом не более 12 и не менее 8 мм. Вне депо при скорости не более 20 км/час. тормозной путь не более 4м.

2. Допустимая высота подвески контактного провода (ПТЭ 7.3.2)?

Высота подвески контактных проводов над уровнем головки рельса устанавливается единой для всех трамвайных организаций от 5,65 м до 5,9 м ;

Допускается снижение высоты подвешивания контактных проводов:

·внутри производственных помещений депо, вагоноремонтных заводов и мастерских не менее 5,2 м ;

·в проемах ворот зданий депо для въезда и выезда трамвайных вагонов не менее 4,7м ;

·под существующими инженерными сооружениями не менее 4,2 м;

3. Неисправности колесных пар, с которыми запрещен выпуск вагонов из депо и работа их на линии (ПТЭ 3.3.2.4)?

·Высота реборды бандажа менее 11мм;

·Наличие выкрошенных мест на реборде бандажа, толщина ее менее 8 мм;

·Расстояние между внутренними гранями бандажей не соответствует норме 1474 + 2мм;

·Ослабление бандажа;

·Толщина бандажа менее 25 мм (при ширине бандажа 85 мм);и менее 23 мм (при ширине бандажа 90 мм);

·Наружный диаметр моноблока вагонов «Татра» менее 610 мм;

·Отсутствует или ослаблено крепление стопорного кольца бандажа;

·Выбоины (лыски) на поверхности катания бандажа глубиной более 0,6 мм при деревянных шпалах, и более 0,3 мм при железобетонных шпалах или железобетонном основании;

·Продольные или поперечные трещины на бандаже и колесном центре.

·Не затянута и не зафиксирована приваренными планками центральная гайка;

·Ослабление или сдвиг ступицы относительно оси колесной пары;

·Не затянуты и не зафиксированы гайки болтов, сжимающих резинометаллические амортизаторы колеса или отсутствует хотя бы один из них;

·Отсутствие или повреждение более чем на 25% площади сечения шунта соединения бандажа со ступицей;

·Видимые дефекты резиновых амортизаторов, наличие на площади 1 см² более 5 трещин глубиной до 2 мм;

4. Правила проезда и техника безопасности при проезде моечной машины?

Закрыть все двери, форточки, потолочные люки, кронштейны зеркал прижать к вагону против хода движения. Движение начинать по команде мойщика со скоростью не более 1 км/час.

5. Для чего предназначен и как устроен кран машиниста вагонов с пневматической системой?

Предназначен для приведения в действие прямодействующих пневматических тормозов. Состоит из: нижней части (зеркала) к которой подходят 4 трубы, верхней части (колпака), золотника с отверстиями, квадратного стержня, пружины и съёмной рукоятки. Кран машиниста имеет 4 положения: перекрыша, отпуск тормоза, служебное торможение, экстренное торможение.

6. Дистанции безопасности и правила приближения к стоящему впереди вагону (поезду) (ПТЭ 3.5.12)?

Расстояние между следующими один за другим вагонами (поездами) должно составлять не менее 60м при скорости движения до 20 км/ час, 120м при скорости свыше 20 км/ час, 200м на подъемах и спусках с уклоном свыше 40‰. Это расстояние может быть уменьшено до 3м на конечных станциях, сдвоенных остановках, при скоплении поездов на перекрестках. В условиях недостаточной видимости и при возникновении опасности движения юзом (гололед, листопад, загрязнения пути) указанные расстояния должны быть удвоены. Приближение поезда к стоящему впереди поезду разрешается на расстояние не менее 15м на ровном участке и 60м на подъемах и спусках с уклоном свыше 40 ‰.

7. К какой группе по электробезопасности относится водитель. Что необходимо знать и уметь?

3-я группа- электротехнологический - персонал, у которого в управляемом или технологическом процессе основной составляющей является эл. энергия. Необходимо знать устройство оборудования, методы контроля, основные неисправности, способы безопасного отключения а также способы оказания первой медицинской помощи.

БИЛЕТ № 6.

1. Правила возвращения вагона (поезда) в депо по окончании смены или при неисправности?

Водитель должен следовать в депо со всеми остановками по маршруту, указанному в расписании.

При возврате трамвая в депо по технической неисправности водитель должен поставить в известность диспетчера ЗДЦ и депо, и следовать в депо с включенной аварийной сигнализацией с обязательной остановкой на всех остановочных пунктах, но без посадки пассажиров. Водитель несет ответственность за самовольный возврат исправного поезда в депо.

2. Правила проезда места производства путевых работ?

При подъезде к месту производства путевых работ водитель обязан снизить скорость и остановиться не ближе 20м до знака ограждения места работ или не ближе 5 м до входных контактов контактов, если работы ведутся на стрелочном узле.

3. Неисправности тормозного оборудования с которыми запрещен допуск к эксплуатации вагона на линии (ПТЭ 3.3.2.1)?

· Не действует один из видов тормозов:

·Отсутствует электродинамическое торможение или не действует механический колодочный тормоз хотя бы на одной колесной паре.

·Неисправна тяга или пружина подвески рельсового тормоза. Зазор между полюсом рельсового тормоза и головкой рельса менее 8 мм и более 12 мм.

·Рычаг (педаль) стояночного тормоза не удерживается запирающим устройством.

·Не действует хотя бы один соленоид или тормозной цилиндр привода механических тормозов;

·Не работает манометр

·Нарушена герметичность пневматической системы, что вызывает падение давления воздуха при неработающем компрессоре более 0,05МПа.за 15 мин. после полного приведения в действие тормозных приводов.

4. Правила приемки поезда, стоящего на осмотровой канаве?

Получить разрешение мастера, получить книгу поезда, проверить запись о технической готовности, с подписью мастера, убедиться в отсутствии посторонних предметов на рельсах, людей в канаве и на крыше вагона, таблички “Не включать! Работают люди”, визуально осмотреть вагон; сделать окрик, что вагон №__ на канаве №___ принимается. При отсутствии тревожных сигналов приступить к приёмке поезда согласно требованиям должностной инструкции.

5. Сколько положений имеет кран машиниста, и какие магистрали он соединяет?

Кран машиниста имеет 4 положения:

-перекрыша: все трубопроводы перекрыты золотником;

-поездное (отпуск тормоза) вправо (можно до упора). Тормоз отпущен. Тормозная труба соединена с шумоглушительной, а напорная перекрыта;

-Тормозное: до 450 влево. Напорная труба соединена с тормозной, шумоглушительная перекрыта.

- Экстренный тормоз – Влево до отказа. Напорная труба соединена с тормозной через большее отверстие золотника, шумоглушительная перекрыта.

6. Что устанавливает наряд пассажирских перевозок (ПТЭ 4.1.6)?

· распределение маршрутов между отдельными депо;

·число (вагонов) поездов на маршруте, рассчитанное с учетом одинакового наполнения вагонов на каждом маршруте по периодам дня;

·типы вагонов на маршруте;

·сменность вагонов (поездов);

·объем транспортной работы: вагоно- часы и вагоно- километры;

·среднюю эксплуатационную скорость;

·наибольший допустимый интервал в межпиковое время и частоту движения поездов в часы пик по каждому маршруту.

7. Какова последовательность оказания первой медицинской помощи пострадавшему?

1. Немедленно прекратить воздействие внешних повреждающих факторов (эл. ток, высокая или низкая температура, сдавление), удаление пострадавшего из неблагоприятных условий в которые он попал (из воды, из горящей машины или помещения, из помещения, где скопились отравляющие газы и пр.) и оценить состояние пострадавшего.

2. Определить характер и тяжесть травмы, а также последовательность мероприятий по реанимации.

3. Оказание первой медицинской помощи пострадавшему в зависимости от характера и вида травмы (искусственное дыхание, массаж сердца, остановки кровотечения, наложения повязки на рану).

4. Вызов скорой помощи и организация быстрой доставки пострадавшего в лечебное учреждение.

БИЛЕТ № 7.

1. Как должен быть экипирован вагон (поезд) для работы на линии (ПТЭ 3.3.1)

Вагон, подготовленный для работы на линии, должен быть экипирован в соответствии с перечнем, утвержденным организацией ГЭТ с учетом типа вагона и местных условий, в том числе:

·Медицинской аптечкой;

·Знаком аварийной остановки;

·Одним противооткатным упором (башмаком);

·Порошковыми или углекислотными огнетушителями емкостью не менее 5 л, в том числе:

* для четырехосного – не менее двух;

* для сочлененного – не менее трех, один из которых должен находиться в кабине водителя.

Перечень необходимой экипировки:


- маршрутные указатели;

- диэлектрические перчатки;

- х/б рукавицы;

- комплект запасных предохранителей;

- ломик для перевода стрелок;

- расписание и бортовой журнал;

- буксировочная сцепка;

- штыри

2. Неисправности пневматического оборудования, с которыми запрещен выпуск вагона из депо и работа его на линии (ПТЭ 3.3.2.9)?

· Регулятор давления не поддерживает рабочее давление в превматической системе в пределах, установленных изготовителем;

· Утечка воздуха из пневмосистемы вагона, заторможенного пневматическим тормозом, в течение 5 мин. снижает давление более, чем на при неработающем компрессоре более 0,05Мпа (0,5 кг/см2).

· Предохранительный клапан не имеет пломбы;

· Неисправен манометр напорной системы

3. Тормозные пути трамвая при служебном и экстренном торможении (ПТЭ 3.8.7.1)?

Тормозной путь вагона (поезда) без нагрузки на горизонтальном участке, на сухих чистых рельсах, при однократном воздействии на орган управления тормозной системой со скорости начала торможения 40 км/час. должен быть: при служебном торможении 45м. при экстренном торможении 21м.

4. Техника безопасности при снятии низковольтного междувагонного соединения?

Затормозить вагон, поставить реверс в положение «0», выключить управление и все низковольтные цепи, кроме габаритных огней в темное время суток. Включить аварийную сигнализацию. Опустить пантограф, надеть сигнальный жилет, выйти из вагона соблюдая ТБ. Снять междувагонную сетку справа по ходу движения с первого вагона. Вынимая из розетки штепсель, необходимо поддерживать штепсельный разъединитель, чтобы не получить травму.

Высоковольтное междувагонног соединение водитель не снимает (запрет подниматься на крышу).

5.При постановке рукоятки контроллера на позиции тормоза появляется только аварийное торможение от аккумуляторной батареи, горит лампа «550В», работает зуммер, амперметр А-3 показывает ток разряда 80 - 100А.Причина?

-Сработал автоматический выключатель «QF-2» или «Шунтовые обмотки» на вагоне 71-619К;

-Нет напряжения в контактной сети или оно менее 400В.

6. Какими правилами руководствуется водитель при работе на линии?

В своей работе на линии водитель должен руководствоваться, ПДД, ДИ, ПТЭ, ПТБ на городском электротранспорте, приказами и распоряжениями ГУП «МОСГОРТАНС» и депо касающимися работы водителя.

7. Кто несет ответственность за состояние охраны труда в депо и подразделениях?

·В депо: Директор депо и главный инженер;

·В подразделениях (отделах, цехах, маршрутах): начальник данного подразделения и мастера (начальник маршрута).

БИЛЕТ № 8.

1. Требования, предъявляемые к поездным документам при выпуске вагонов из депо?

Путевой лист должен быть подписан диспетчером депо и мастером цеха. Основанием для подписи путевого листа является соответствующая запись о технической готовности в бортовом журнале.

2. Назначение и составные части колёсной пары?

Предназначена для восприятия нагрузки от кузова и передвижения экипажа (трамвая) по рельсовому пути. Составные части: Ось, 3 ступицы, ведомая шестерня редуктора, нажимные диски, колёсные центры с бандажами, резинометаллические вкладыши, центральная гайка, периферийные болты с гайками,шунты.

3. Правила буксировки неисправных вагонов?

Буксировка неисправного вагона производится без пассажиров, согласовав сигналы с водителем буксирующего вагона, соблюдая ПДД , ПТЭ и ДИ со скоростью не более10 км/ч (толкание), не более 15 км/ час если неисправный вагон находится сзади. Буксировка неисправного вагона перед исправным (толкание) разрешается только до ближайшего запасного пути, депо или конечной станции.

На буксируемом вагоне (поезде) в любое время суток должны быть включены фары и аварийная сигнализация, а при её неисправности на задней стенке вагона должен быть укреплен знак аварийной остановки. На буксирующем транспортном средстве должен быть включен ближний свет фар и аварийная сигнализация.

4. Нормальная ширина трамвайной колеи и её отклонения (ПТЭ 5.4.1).

·на прямых участках пути и кривых радиусом от 76 до 200м и более – 1524 мм;

·на кривых радиусом от 75 до 26 м – 1532 мм;

·на кривых радиусом от 25 до 21 м – 1528 мм;

·на кривых радиусом 20 м и менее – 1526 мм;

Отклонение от ширины рельсовой колеи не более:

По уширению:

·на прямых – 12 мм;

·на кривых (с учетом бокового износа) – 18 мм;

По сужению:

·на прямых – 4 мм;

·на кривых – 2мм.

5. Что называется зоной стрелочного перевода? Правила проезда зоны стрелочного перевода?

Расстояние между входными и выходными контактами электрифицированной стрелки.

Скорость движения по стрелочному переводу не более 5 км/час. В зоне стрелочного перевода может находиться только один вагон или поезд, При приближении к стрелочному переводу должен выдерживаться интервал не менее 50м. до идущего впереди трамвая. Запрещается въезжать под входные контакты стрелок, до выезда впереди идущего вагона из-под выходных контактов, наезжать на неправильно переведенную стрелку или с неплотно прижатыми перьями, останавливать трамвай под контактами стрелки, проезжать входной контакт с оттянутым токоприёмником.

6. Что называется «служебным» торможением?

Торможение трамвайного вагона (поезда) для плавного снижения скорости и остановки его в заранее предусмотренном месте.

6. На вагоне-снегоочистителе ГС-4 отказал мотор-компрессор. Причина и что делать?

1. Соблюдая правила охраны труда (опустить токоприёмник, надеть диэлектрические перчатки) заменить предохранитель 15А в цепи мотор-компрессора.

2. Может быть неисправен электропневматический регулятор давления АК-5А. Опустив токоприёмник аккуратно (не сильно!) постучать по электропневматическому регулятору давления на полу. Если это не помогло, с осторожностью и минимальной скоростью (не более 5 км/час.) ехать до ближайшего запасного пути или депо пользуясь для торможения только ручным тормозом, или буксировать вагон.

БИЛЕТ № 9.

1. Требования к трамвайному вагону, выпускаемому на линию?

Техническое состояние трамвайных вагонов выпускаемых на линию должно соответствовать требования утвержденной эксплуатационно-ремонтной документации и ПТЭ.

Перед выездом на линию проверяется техническое состояние, экипировка вагона (поезда), внешний вид, правильность записей в книге поезда, наличие подписи мастера в книге поезда и диспетчера в путевом листе.

2. Порядок включения снегоочистителя ВТК-01 при приёмке в депо?

· Включить аккумуляторную батарею;

· Поднять токоприёмник;

· Включить преобразователь БП-3Г (ТЗУ);

· Переключатель кабины поставить в рабочее положение;

· Включить мотор-компрессор.

· Приступить к приёмке рабочей, а затем нерабочей кабин.

3. Правила выезда из-под обесточенного участка контактной сети?

Если профиль пути позволяет, водитель должен растормозить вагон из кабины при помощи кнопки «Растормаживание» («Стрелка» на вагонах 71-619КТ). При необходимости отката назад, воспользоваться помощью водителя сзади стоящего вагона.

Если профиль пути не позволяет вагону двигаться, топри выезде из-под обесточенного участка контактной сети трамвай должен подаваться вперед буксиром с оттянутым токоприемником в строгом соответствии с “Инструкцией по сцепке и буксировке трамвайных вагонов”.

Запрещается: Принудительное растормаживание вагона без сцепки его с другим вагоном или с машиной ЦВС, движение задним ходом под спецчастями контактной сети, движение назад без проводника, подвижка вагона с помощью ломика и проч. Только буксировка!

4. Порядок работы отопления вагона (кабины и салона)?

При температуре от +50С до -50С водитель включает ½ системы штатного отопления.

При температуре ниже -50С включается вся система отопления как штатная так и дополнительная (калориферы салона). Стеклообогрев и отопление кабины включаются по мере необходимости. Включать отопление на территории депо запрещается. По стоянке на конечной станции отопление кабины и салона должно быть отключено по соображениям пожарной безопасности.

5. Неисправности кузова, с которыми запрещен выезд из депо и работа на линии? (ПТЭ 3.3.2.12)?

  • Не затянуты или отсутствуют элементы крепления внутренней обшивки и настила пола, поручней, кронштейнов, сидений, порван материал обшивки сидений и спинок.
  • Повреждена или отсутствует предохранительная междувагонная сетка, где её установка предусмотрена конструкцией вагона, повреждена предохранительная подвагонная сетка или отбойный брус (фартук);
  • Износ покрытия пола превышает 50% толщины материала покрытия, крышки люков выступают над полом более 8мм, вода протекает через пол на электрооборудование;
  • Наличие трещин в стеклах кабины и зеркалах заднего вида;
  • Вода протекает в помещение для пассажиров или кабину через крышу, люки или элементы крепления стёкол кузова;
  • Не подаётся песок на рельсы;
  • Отсутствуют зеркала заднего вида
  • Не работает привод дверей
  • Не работает информационная установка если она предусмотрена конструкцией
  • Не работают приводы песочниц

6. Кто является начальником поезда специального назначения (снегоочистителя, рельсошлифовщика поливомоечного вагона)?

Начальником поезда является бригадир дистанции Службы пути (монтёр пути) которому подчиняется водитель в своей работе, за исключением техники управления поездом (вагоном).

7. Действия водителя при обрыве контактного провода и падении его на путь?

При обрыве контактного провода водитель обязан сообщить об этом диспетчеру депо и ЗДЦ;

Находиться до прибытия аварийной бригады около провода (не ближе чем за 8 метров),не касаться и не допускать к нему людей. Предупреждать об опасности водителей проходящего транспорта.

При обрыве контактного провода на территории депо – немедленно сообщить диспетчеру депо.

При обрыве контактного провода в производственном помещении депо - сообщить мастеру участка и составителю. Обеспечить охрану упавшего провода до прибытия аварийной бригады не подходить на расстояние ближе 5 метров.

БИЛЕТ № 10.

1. Виды и сроки ремонта трамвайных вагонов?

ЕО - ежедневное обслуживание - ежесуточно в ночное время до выпуска;

ТО-1 - техническое обслуживание – через 900 км. пробега;

ТО-2 - техническое обслуживание – через 5500 км. пробега

ТР- текущий ремонт. Неплановая замена узлов и агрегатов преждевременно вышедших из строя

СР - средний ремонт - через 100 тыс. км пробега, проводится в депо

КР - капитальный ремонт, через 500 тыс. км пробега. Проводится на ремонтном заводе.

2. В каких случаях буксировка неисправного вагона должна производится в сопровождении аварийной бригады?

- при буксировке вагона на ложной тележке.

- при неисправном стеклоочистителе в дождливую или снежную погоду;

- при неисправном внешнем освещении

3 Дистанции безопасности и правила приближения к стоящему впереди вагону (поезду) (ПТЭ 3.5.12)?

Расстояние между следующими один за другим вагонами (поездами) должно составлять не менее 60м при скорости движения до 20 км/ час, 120м при скорости свыше 20 км/ час, 200м на подъемах и спусках с уклоном свыше 40‰. Это расстояние может быть уменьшено до 3м на конечных станциях, сдвоенных остановках, при скоплении поездов на перекрестках. В условиях недостаточной видимости и при возникновении опасности движения юзом (гололед, листопад, загрязнения пути) указанные расстояния должны быть удвоены. Приближение поезда к стоящему впереди поезду разрешается на расстояние не менее 15м на ровном участке и 60м на подъемах и спусках с уклоном свыше 40 ‰.

4. Требования, предъявляемые к диэлектрическим перчаткам?

Рассчитаны на напряжение до 1000 В, проверяются напряжением 6000 В. Срок годности 6 месяцев.

Должен стоять штамп с датой следующего испытания и названием лаборатории, где производилась проверка. Перед началом работы проверить отсутствие механических повреждений путем скрутки.

5. . Какие неисправности вагона водитель обязан устранять самостоятельно? (ДИ прил.2, п.10.5)

· Заменять плавкие вставки предохранителей в электрических цепях и устранять ослабление контактов в зажимах;

· Устранять заедание и ставить в пазы направляющих желобов ролики дверных створок;

· Восстанавливать подачу песка на рельсы путем простукивания песочных рукавов ломи ком, перемешивания песка в бункерах или расчистки отверстия в горловине бункера;

· Находить отключившийся автомат защиты и включать его;

· Регулировать работу стеклоочистителя (без разборки);

· Отключать неисправную группу двигателей;

· Прокручивать вал ГРК вручную;

· Отключать неисправный соленоид;

· Снимать низковольтный междувагонный кабель

· Подключать поезд через токоприёмник второго вагона.

6. Виды и назначение сигналов?

Сигналы служат для, организации движения, маневровой работы и обеспечения безопасности движения.

Сигналы являются приказом и подлежат беспрекословному выполнению. При неправильных или непонятных показаниях сигналах подвижной состав должен быть немедленно остановлен.

Сигналы подразделяются на сигналы регулирования дорожного движения (знаки, светофоры), собственные сигналы транспортного средства ( маршрутные указатели, габаритные огни)и путевые сигналы, устанавливаемые организацией ГЭТ (знаки ограничения скорости, таблички и проч.)

7. Порядок расследования несчастных случаев на производстве.

О каждом несчастном случае (НС), пострадавший обязан в течении 24 часов сообщить своему непосредственному руководителю. Работодатель издаёт приказ о расследовании НС и назначает комиссию по расследованию НС. НС при получении лёгких повреждений, проводится комиссией в течении 3-х дней.

НС, о котором не было своевременно сообщено работодателю (более 1 суток), расследуется по заявлению в течении 1 месяца.

Комиссия собирает все необходимые документы, в том числе с пострадавшего берётся объяснительная.

По каждому НС составляется акт формы Н-1 в 4-х экземплярах, который подписывается всеми членами комиссии.

Один экземпляр направляется в вышестоящую организацию, второй — в фонд социального страхования, третий выдается пострадавшему, четвертый хранится у работодателя в течении 45 лет.

БИЛЕТ № 11.

1. Последовательность действий водителя при выходе из вагона (на конечной станции или в пути следования) (ПТЭ 3.5.16).

·Затормозить вагон стояночным тормозом;

·Убедившись, что вагон (поезд) надежно удерживается на месте, поставить рукоятку реверсивного вала контроллера в положение «0»;

·Отключить все высоковольтные и низковольтные электрические цепи, кроме габаритных огней в темное время суток;

·Надеть сигнальный жилет;

·Закрыть дверь кабины и выйти из вагона соблюдая осторожность;

·На уклоне поставить противооткатный упор под колесо вагона со стороны уклона.

Наши рекомендации