Теоретическая часть. Экспериментальные методы определения задержки
Экспериментальные методы определения задержки. Изложенные ранее расчетные методы основаны на моделях, содержащих известные допущения. Поэтому использование расчетных методов приводит к погрешностям, особенно при режиме работы перекрестка, близком к насыщению. Более точные результаты дают экспериментальные методы определения задержки, которую и здесь оценивают средним значением, приходящимся на один автомобиль.
Широкое распространение получили простые методы, не требующие специального аппаратурного обеспечения. Один из них основан на сравнении времени проезда автомобиля через перекресток с определенной интенсивностью движения и работающей светофорной сигнализацией (для регулируемого перекрестка) с временем, необходимым для проезда того же перекрестка в свободных условиях (интенсивность движения близка нулю, проезд осуществляется на зеленый сигнал или при выключенных светофорах).
Другим методом является подсчет числа стоящих автомобилей на входе перекрестка через равные, достаточно малые промежутки времени δ. Средняя задержка автомобиля
, (4.1)
где j — номер направления движения (входа перекрестка); n — число замеров, выполненных за определенный период наблюдения; i — номер замера; — число автомобилей, проехавших перекресток за тот же период.
Обычно рекомендуется подсчитывать стоящие автомобили каждые 15 с в течение 5-минутного периода наблюдений.
Методические указания
1) Определяется перекресток;
2) Строится схема перекрестка с указанием геометрических параметров, элементов управления движения;
3) Заполняются журналы обследования;
4) Определяется задержки ТС:
4.1) В назначенное время наблюдений подсчитать число автомобилей, стоящих на рассматриваемом подходе к перекрестку в ожидании проезда;
4.2) Повторять подсчеты через каждые 15 с в течение 5 мин (автомобили, стоящие более 15 с, учитываются дважды, трижды и т.д.);
4.3) В течение указанных 5 мин вести регистрацию общего числа автомобилей, прошедших перекресток в данном направлении (в том числе и без остановки);
4.4) Данные подсчетов свести в таблицу по следующей форме:
4.5) Определить среднюю задержку автомобиля в данном направлении перекрестка по формуле (4.1).
5) Данные обследования заносятся в журнал обследования (таблица 4.1). Для каждого подхода журнал составляется отдельно.
Таблица 4.1 – Журнал обследования
Подход перекрестка ______________________________________ | |||||
Дата обследования «____» ______________________ 20__г. | |||||
Время обследования _____ ч _____мин | |||||
Время наблюдения | Число стоящих автомобилей | Число проследовавших автомобилей | |||
00-01 | |||||
01-02 | |||||
02-03 | |||||
03-04 | |||||
04-05 | |||||
Итого: |
После определения задержки транспортных средств на подходах определяется задержка ТС на перекрестке в целом.
Среднюю задержку автомобиля на перекрестке в целом определяют как средневзвешенное значение задержек для всех направлений (подходов к перекрестку) второстепенной дороги, рассчитываемых по формуле [5]:
, (4.2)
где - приведенная интенсивность движения на j-м направлении второстепенной дороги, авт/ч; n- число направлений (подходов к перекрестку).
После определения задержек транспортных средств на подходах и на перекрестке строится схема. Выполняется анализ полученных данных Делается вывод.
Контрольные вопросы
1. В чем заключается экспериментальный метод определения задержек транспортных средств?
2. Как можно увеличить точность определения задержек транспортных средств?