Построение продольного профиля дороги
БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ
КАФЕДРА
Природообустройство
СД. С. 02 АВТОМОБИЛЬНЫЕ ДОРОГИ
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
К выполнению курсового проекта
Для студентов очного и заочного обучения
Специальность 280402 Природоохранное обустройство территорий
Уфа – 2006
УДК 325.7
ББК 39.31
А 22
Рекомендовано к изданию методической комиссией факультета природообустройства (протокол № 9 от 03.03.2006 г.)
Составитель: доцент А.И. Лемешев
Рецензент: профессор Д.А. Андрианов
Ответственный за выпуск:
заведующий кафедрой Природообустройство Хафизов А.Р.
ВВЕДЕНИЕ
Дисциплина «Автомобильные дороги» призвана выработать у студентов понимание особенностей проектирования, строительства и эксплуатации автодорог IV и V категорий в соответствии с автотранспортной политикой Башкортостана, развивающейся в следующих направлениях:
- строительство новых дорог, городских улиц и транспортных сооружений с учётом прогрессивного опыта;
- реконструкция старых дорог, мостов и иных инженерных сооружений, а также повышение уровня их обустройства;
- повышение безопасности автодорог и увеличение их пропускной способности;
- совершенствование содержания дорог и улиц в любое время года и сохранение их транспортно-эксплуатационных качеств.
Методические указания содержат краткие пояснения для выполнения курсового проекта в соответствии с данными задания.
Выполнение проекта осуществляется студентом с учётом действующих нормативных документов и современных требований к дорогам применительно к условиям Башкортостана.
Планы автомобильных дорог общего пользования.
На инженерно-топографическом плане территории между указанными пунктами студентом намечается трасса автомобильной дороги, как её ось. Графическое изображение проекции трассы дороги на горизонтальную плоскость называется планом трассы, на котором показывают и приводят:
— ситуацию и, при необходимости, рельеф местности;
— «красные» линии (при необходимости);
— координатную сетку;
— геодезические знаки (например, реперы, пункты геодезических сетей местного значения);
— линии бровок земляного полотна и линии кромок проезжей части автомобильной дороги;
— станции магистрального геодезического хода (вершины углов поворота);
— пикеты и указатели километров;
— начало и конец переходных и круговых кривых;
— числовые значения элементов кривых: углы поворота, радиусы, тангенсы, суммарные длины круговых и переходных кривых;
— водоотводные сооружения (например, кюветы, лотки, водосбросы, быстротоки, канавы) с уклоноуказателями и отметками дна в местах перелома продольного профиля;
— откосы насыпей и выемок;
— границы типов дорожной одежды;
— контуры существующих и проектируемых зданий и сооружений (без координационных осей), примыкающих к автомобильной дороге, и их порядковые номера (внутри контура — в правом нижнем углу);
— существующие и проектируемые инженерные коммуникации с указанием высоты надземных и глубины подземных коммуникаций и их обозначения;
— переезды через железнодорожные пути;
— искусственные сооружения;
— транспортные развязки;
— радиусы кривых по кромке проезжей части дорог в местах их взаимного пересечения;
— снего- и/или пескозадерживающие защитные устройства;
— защитные лесонасаждения;
— порядковые номера (на полках линий-выносок) переездов, искусственных сооружений, транспортных развязок, снегозадерживающих и других сооружений;
— привязки к указателям километров или пикетам пересекаемых автомобильных дорог, железнодорожных путей и инженерных коммуникаций в местах их пересечений с проектируемой автомобильной дорогой;
— границу полосы отвода земель;
— наименование конечных пунктов проектируемых и существующих автомобильных и железных дорог (направление на конечные пункты указывают стрелками);
— указатель направления на север стрелкой с буквой «С» у острия (в левом верхнем углу листа).
Привязанные к дороге здания и сооружения (например, жилые дома, здания дорожной службы, искусственные сооружения, переезды) включают в ведомость зданий и сооружений, выполняемую по форме, рисунок 1.
Рисунок 1 - Ведомость зданий и сооружений, привязанных к дороге
Построение продольного профиля дороги.
Продольный профиль - это изображение разреза дороги вертикальной плоскостью, проходящей через её ось.
Продольный профиль автомобильной дороги выполняют с учетом данных, приведенных в таблице-сетке, помещаемой под продольным профилем и выполняемой для совмещенного чертежа плана и продольного профиля с формой боковика, рисунок 2.
При назначении элементов плана и продольного профиля в качестве основных параметров следует принимать:
продольные уклоны - не более 30‰;
расстояние видимости для остановки автомобиля - не менее 450 м;
радиусы кривых в плане - не менее 3000 м;
радиусы кривых в продольном профиле:
выпуклых - не менее 7000 м;
вогнутых - не менее 8000 м;
длины кривых в продольном профиле:
выпуклых - не менее 300 м;
вогнутых - не менее 100 м.
- Переломы проектной линии в продольном профиле при алгебраической разности уклона 5 ‰ и более на дорогах I и II категорий, 10 ‰ и более на дорогах III категории и 20 ‰ и более на дорогах IV и V категорий следует сопрягать кривыми.
- Во всех случаях, где по местным условиям возможно попадание на дорогу с придорожной полосы людей и животных, следует обеспечивать боковую видимость прилегающей к дороге полосы на расстоянии 25 м от кромки проезжей части для дорог I и III категорий и 15 м для дорог IV и V категорий.
Рисунок 2 – Форма боковикапродольного профиля
Если по условиям местности не представляется возможным выполнить требования, или выполнение их связано со значительными объемами работ и стоимостью строительства дороги, то при проектировании допускается снижать нормы на основе технико-экономического сопоставления вариантов. При этом в курсовом проекте предельно допустимые нормы надлежит принимать по таблице 1 исходя из расчетных скоростей движения по категориям дорог, приведенных в таблице 1.
Таблица 1 Расчетные скорости движения по категориям дорог
Категория | Расчетные скорости, км/ч | ||
дороги | основные | допускаемые на трудных участках местности | |
пересеченной | горной | ||
I-a | |||
I-б | |||
II | |||
III | |||
IV | |||
V |
Переходные кривые следует предусматривать при радиусах кривых в плане 2000 м и менее, а на подъездных дорогах всех категорий - 4000 м и менее. Наименьшие длины переходных кривых следует принимать по таблице 2.
Таблица 2 Наименьшие длины переходных кривых