Общие сведения о топливной системе вертолета Ми-8
ВЫПУСКНАЯ
КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
курсанта 451 группы Хованских Д.И.
тема: «Особенности эксплуатации топливной системы вертолета Ми-8»
Руководитель: Душейко В.А.
Оглавление:
Введение. Назначение, краткая характеристика вертолета Ми-8…..3
1 Общие сведения о топливной системе вертолета Ми-8……………..5
2 Конструкция агрегатов топливной системы…………………………9
2.1 Расходный бак
2.2 Поплавковый клапан уровня
2.3 Подвесные топливные баки
2.4 Дополнительный топливный бак
2.5 Подкачивающий насос ЭЦН-40
2.6 Перекачивающий насос ЭЦН-75Б
2.7 Пожарные краны
2.8 Перекрывные краны
2.9 Блок фильтров
2.10 Дренажный бачок
2.11 Электрические перекрывные краны
2.12 Сливные краны
2.13 Перепускной кран
2.14 Обратные клапаны
2.15 Трубопроводы
3 Расчет потребного количества топлива……………………………20
3.1 Расчет потребной массы топлива по номограммам топлива на полет
3.2 Пример расчета потребной массы топлива на полет
4 Заправка вертолета топливом……………………………………….22
5 Отказы, дефекты, неисправности топливной системы…………..24
6 Аварийные случаи полета……………………………………………26
6.1 Загорание светосигнального табло «ОСТАЛОСЬ 270Л»
6.2 Обледенение топливной системы
6.3 Отказ двух двигателей
6.3.1 Признаки отказа двух двигателей
6.3.2 Действия экипажа
6.3.3 Техника выполнения посадки с двумя неработающими двигателями
Заключение. Анализ безопасности полетов за 2004 – 2005 гг……31
Литература……………………………………………………………...33
Введение. Назначение, краткая характеристика вертолета Ми-8
Вертолет Ми-8, созданный конструкторским бюро М. Л. Миля, предназначен для перевозки пассажиров, почты и грузов на местных воздушных линиях. Вертолет Ми-8 имеет те же основные габаритные размеры, что и вертолет Ми-4, однако превосходит его более чем в три раза по коммерческой нагрузке, имея большую скорость полета.
Эксплуатация вертолета возможна как при низких температурах, так и в тропических условиях.
Установка двух газотурбинных двигателей ТВ2-117А повышает безопасность полетов. Возможен полет при отказе одного из двигателей.
На лопастях несущего винта имеется пневматическая система сигнализации повреждения лонжеронов. Для защиты от обледенения лопастей несущего и рулевого винтов и передних стекол кабины пилотов на вертолете имеется электротепловая противообледенительная система, которая может быть включена в работу автоматически или вручную.
Втулка несущего винта имеет гидравлические демпферы, которые предназначены для гашения колебательных движений лопастей относительно вертикальных шарниров с целью уменьшения возможности возникновения колебаний вертолета типа «земной резонанс».
Для питания гидроусилителей, гидроупора и гидроцилиндра растормаживания фрикциона ручки «шаг-газ», установленных в системе управления, на вертолете имеется гидравлическая система.
Вертолет имеет воздушную систему, предназначенную для тороможения главных колес и подзарядки их камер от бортовых баллонов.
На вертолете имеется противопожарная система, предназначенная для тушения пожара в случае его возникновения в зоне двигателей, главного редуктора с расходным топливным баком и отсека обогревателя КО-50. На вертолете имеется система отопления и вентиляции кабин, которая также обеспечивает обогрев ног летчиков, фильтра отстойника воздушной системы и обдув передних стекол и блистеров кабины экипажа.
На вертолетах Ми-8, предназначенных для эксплуатации в районах с жарким климатом, вместо керосинового обогревателя КО-50 могут быть установлены по два бортовых фреоновых кондиционера.
Электрооборудование вертолета обеспечивает работу систем запуска двигателей, противообледенительной, пожаротушения, свето-технических средств, пилотажно-навигационных приборов, приборов контроля работы двигателей, трансмиссии, а также работу радиосвязной, радионавигационной аппаратуры и других потребителей.
Радиооборудование обеспечивает внешнюю и внутреннюю радиосвязь и радионавигацию.
Четырехканальный автопилот АП-34Б создает стабилизацию вертолета по крену, курсу, тангажу и высоте. Автопилот включен по дифференциальной схеме.
Весь комплекс пилотажно-навигационного оборудования обеспечивает безопасность полета в простых и сложных метеорологических условиях как днем, так и ночью на всех широтах.
Боковые крышки капотов, образующие в открытом положении рабочие площадки, дают возможность осмотра отсеков двигателей, отсека главного редуктора, гидропанели, автомата перекоса и втулки несущего винта. Выход на эти площадки осуществляется через верхний люк кабины экипажа.
Вертолет Ми-8 выпускается в двух вариантах: пассажирском и транспортном.
Пассажирский вертолет в варианте загрузки 12000 кгс может перевозить 28 пассажиров с багажом (20 кг на каждого пассажира) на расстояние 408 км. Для отделки пассажирской кабины использованы синтетические материалы, применены звуко- и теплоизоляционные материалы.
Транспортный вертолет применяется для перевозки грузов как внутри грузовой кабины, так и на внешней подвеске. Максимальная масса груза, перевозимого в грузовой кабине, - 4000 кг; на внешней подвеске – 2500 кг. Размеры грузовой кабины позволяют перевозить в ней крупногабаритные грузы. Загрузка производится при открытых створках по специальным трапам. На левом борту устанавливается бортовая стрела, предназначенная для подъема и опускания грузов массой до 150 кг или одного человека.
Как транспортный, так и пассажирский вертолет может быть в аэродромных условиях легко переоборудован в санитарный. В кабине санитарного вертолета устанавливают 12 носилок для лежачих больных и откидное сиденье для сопровождающего медицинского работника.
Для увеличения дальности полета до 800 км в грузовой кабине можно установить за счет полезной нагрузки 2 дополнительных топливных бака емкостью по 915 л каждый.
Общие сведения о топливной системе вертолета Ми-8
Топливная система предназначена для размещения необходимого количества топлива на борту вертолета и бесперебойной подачи его к насосам регуляторам двигателей на всех режимах и высотах, а также для подачи топлива в керосиновый обогреватель КО-50.
Топливо на вертолете размещается в расходном и двух основных подвесных баках. Расходный бак установлен в верхней части фюзеляжа за редукторным отсеком, а подвесные топливные баки крепятся с помощью трёх стальных лент снаружи у бортов фюзеляжа.
Подвесные баки связаны между собой соединительными трубопроводами с перекрывными кранами, расположенными под полом кабины.
Для увеличения дальности и продолжительности полёта на вертолет могут быть установлены в кабине центральной части фюзеляжа один или два дополнительных топливных бака и подключается в общую топливную систему питания двигателей.
Подача топлива к двигателям производится из расходного бака двумя подкачивающими центробежными насосами ЭЦН-40. Из подвесных топливных баков топливо перекачивается в расходный бак электропроиводными насосами ЭЦН-75, по одному насосу в каждом баке. При установке на вертолёте двух дополнительных баков они соединяются между собой общим трубопроводом с перепускным краном.
Трубопровод от патрубка перепускного крана подсоединяется к переднему соединительному трубопроводу подвесных баков между двумя перекрывными кранами, расположенными в грузовом полу между шп.№ 6и7 центральной части фюзеляжа. Из расходного бака топливо через перекрывные краны, фильтры тонкой и грубой очистки с помощью двух насосов ЭЦН-40, работающих одновременно, под давлением не менее 0,7 ати подаётся в двигатели.
Основные технические данные:
Применяемое топливо……………...
Давления топлива (избыточное), МПа (кг/см):
на входе в агрегат НР-40…………
максимальное на выходе из агрегата НР-40…………………….
Вместимость топливных баков, л
Расходный………………………..
левый подвесной………………….
правый подвесной………………...
дополнительный………………….
Расход топлива на два двигателя для транспортных полётов, кг/ч…...
Т-1, ТС-1 и их смеси при дозаправке; РТ с присадком 0,003% ионола.
0,04-0,12(0,4-1,2)
745 или 1140
680 или 1030
Подача топлива к двигателям осуществляется из расходного топливного бака 16 (рис.1) подкачивающими центробежными насосами ЭНЦ-40 (поз. 22). Насосы забирают топливо из бака и под давлением 0,04...0,12 МПа (0,4...1,2 кгс/см2) подают его в магистраль питания двигателей через обратные клапаны 15 и 2/, открытые пожарные краны 13 в блоки 9 фильтров грубой и тонкой очистки. Из фильтров топливо, очищенное от механических примесей, подается к насосам-регуляторам 7 (НР-40ВГ) двигателей. В случае засорения фильтра тонкой очистки топливо, пройдя фильтр грубой очистки, через перепускной клапан 3 блока фильтров поступает к насосу-регулятору НР-40ВГ без тонкой фильтрации.
Для непрерывной подачи топлива в магистрали питания двигателей подкачивающие насосы 22 (ЭЦН-40) закольцованы, а установленные обратные клапаны 15 и 21 после насосов при отказе любого из них блокируют отказавший насос, и топливо от одного работающего насоса подается в магистрали обоих двигателей. При отказе обоих насосов топливо в результате подсоса, создаваемого насосами-регуляторами двигателей, через обратный клапан 24 поступает к двигателям.
Расходный бак по мере выработки топлива автоматически пополняется из подвесных баков центробежными насосами 27 (ЭЦН-75Б). Насосы установлены в подвесных баках и подают топливо по трубопроводам через обратные клапаны 18 и поплавковый клапан уровня 19, который предохраняет расходный бак от переполнения. На случай заедания поплавкового клапана уровня в закрытом положении в топливной системе предусмотрена магистраль перепуска топлива, которая соединяет полость корпуса обратных клапанов с расходным баком, минуя поплавковый клапан уровня. В магистрали перепуска установлен электрический перекрывной кран 17, управляемый из кабины экипажа, открытие и закрытие которого производится выключателем с трафаретом ПЕРЕПУСК ТОПЛИВА, установленным на правой приборной доске над красным табло ОСТАЛОСЬ ТОПЛИВА 300 л. Перепуск топлива происходит при преждевременном включении этого табло и при наличии достаточного количества топлива в баках по топливомеру.
При включении крана перепуска контролируется количество топлива по топливомеру в расходном баке. Выключение крана перепуска топлива производится после заполнения расходного бака топливом не более чем на 420 л.
Подвесные баки 26 соединены между собой двумя трубопроводами, что обеспечивает равномерную выработку топлива из левого и правого баков, а также полную выработку топлива из подвесных баков при отказе одного из насосов ЭЦН-75Б. Блокировка отказавшего насоса обеспечивается обратными клапанами 18, которые установлены в корпусе вместе подсоединения трубопроводов от насосов ЭЦН-75Б. Расположение насосов в противоположной стороне подвесных топливных баков позволяет обеспечивать поступление топлива в расходный бак при различных эволюциях вертолета. Подача топлива в керосиновый обогреватель 2 (КО-50) осуществляется от магистрали питания правого двигателя. Трубопровод КО-50 подсоединяется к угольнику после пожарного крана. В его магистрали установлен перекрывной электромагнитный клапан 34 (610200А).
Рис. 1. Принципиальная схема топливной системы:
/ — дополнительные топливные баки; 2 — керосиновый обогреватель КО-50; 3 — перепускной клапан блока фильтров; 4 — фильтр грубой очистки; 5, 6, 25, 29, 30, 33 — сливные краны; 7 — насосы НР-40ВГ; 6' — фильтр тонкой очистки; 9 — блоки фильтров; 10 — сливной кран дренажного бачка; // — дренажный бачок; 12 — клапаны консервации; 13 — пожарные краны; 14 — магистраль питания правого двигателя; 15, 18, 21, 24 — обратные клапаны; 16 — расходный топливный бак; /7 — перекрывной кран 768600МА магистрали перепуска топлива; 19— поплавковый клапан; 20, 36 — заливные горловины; 22 — подкачивающие насосы ЭЦН-40; 23 — сигнализаторы давления СД-29А; 26 — подвесные топливные баки; 27 — перекачивающие насосы ЭЦН-75Б; 28, 31, 32 — перекрывные топливные краны; 34 — перекрывной электромагнитный кран 610200А;
При работе двигателей контролируется избыточное давление топлива перед рабочими форсунками, которое должно быть равным 3,4...6,0 МПа (34...60 кгс/см2). Давление измеряется манометром из комплекта трехстрелочного индикатора ЭМИ-ЗРИ, мембранный датчик ИД-100 которого установлен на каждом двигателе. Указатели индикаторов УИЗ-3 установлены на правой приборной доске.
Сигнализаторы давления 23 (СД-29А), установленные в магистралях подачи топлива из подвесных баков в расходный, сигнализируют о работе насосов ЭЦН-75Б. При нормальной работе насосов каждый сигнализатор замыкает цепь питания сигнальной лампы на табло сигнализации и
Рис3. Поплавковый клапан уровня |
Рис. 2. Расходный топливный бак
устанавливают по одному в каждом топливном баке, переключатель и указатель находятся на правой приборной доске. Топливомер обеспечивает показания суммарного количества топлива в баках и количества топлива отдельно в каждом баке. При снятии дополнительного бака 1 вместо его датчика к топливомеру подключается имитатор датчика.
При наличии в расходном топливном баке 270 л топлива на правой приборной доске загорается световое табло критического остатка топлива.