Челюстная тележка со сбалансированным рессорным подвешиванием
Основными признаками, характеризующими тележки тепловозов первого поколения (ТЭЗ, 2ТЭ 10Л, ТЭМ2, ТЭМ 1 и некоторых других), являются челюстная связь букс с рамой тележки и сбалансированное рессорное подвешивание. Устройство тележек этого типа показано на рис.4.18. В раме 7 тележки размещены три колесно-моторных блока с колесными парами 5, тяговыми электродвигателями 3 и буксами 22. Буксы колесных пар связаны с рамой тележки специальными направляющими кронштейнами рамы , называемыми челюстями. Внизу для усиления челюсти связаны подбуксовыми струнками 23. Тяговые электродвигатели опираются одной стороной на оси колесных пар через моторно-осевые подшипники, а другой стороной - на раму тележки через пружинную подвеску. Такой способ подвески двигателя обычно называют опорно-осевым.
Рис. 4.18. Челюстная тележка тепловоза со сбалансированным рессорным подвешиванием: 1- балка концевая; 2- песочная труба; 3- тяговый электродвигатель; 4- канал для подвода охлаждающего воздуха; 5- колесная пара; 6- гребнесмазыватель; 7- рама; 8- балансир; 9- масленка: 10 - тормозная колодка; 11 - резиновый амортизатор; 12 - букса; 13 - тормозной цилиндр; 14 подвеска рессоры; 15 - шкворневая бaлка; 16 - опора рамы; 17 - маслоуказатель; 18 - предохранительная скоба; 19 - листовая рессора; 20 - винтовая стяжка тормозной тяги; 21 - подвеска рессоры; 22 - букса с пружинным упором; 23 - струнка; 24 - пружина; 26 - резиновый амортизатор; а- боковины рамы; б- поперечные балки.
Тележка связана с главной рамой тепловоза жестким шкворнем, входящим в гнездо шкворневой балки 15. Масса кузова воспринимается четырьмя опорами 16, расположенными на раме тележки симметрично относительно шкворня на расстоянии 1365 мм. Корпус каждой опоры развернут по радиусу, подведенному из центра шкворня. Тележки магистральных тепловозов имеют роликовые опорно-возвращающие устройства, а тележки маневровых тепловозов имеют скользящие опоры трения. Возвращение этих тележек из отклоненного положения при выходе из кривых участков пути происходит только за счет гребней направляющих колесных пар. Вертикальная нагрузка на колесные пары передается через одноступенчатое сбалансированное рессорное подвешивание, со- стоящее из листовых рессор 19 и винтовых пружин 24 с резиновыми амортизаторами 25, установленными последовательно. Нагрузка на упругие элементы передается в восьми точках рамы тележки: на четыре концевых и четырё рессорных комплекта. Концевой комплект состоит из пружины и кольцевого резинового амортизатора. Рессорный комплект включает восьмилистовую рессору и две винтовые пружины, установленные на двухплечем кронштейне, подвешенном с помощью валика на хомуте рессоры. Над каждой пружиной расположен резиновый амортизатор. Пружины с амортизаторами попарно работают последовательно с рессорой. Нагрузка от концевых пружин и рессор передается с помощью подвесок 14 на концы двух балансиров 8, которые в свою очередь нагружают колесную пару.
Тормозное оборудование тележки состоит из двух тормозных цилиндров диаметром 254 мм (10"), рычажной передачи и односекционных гребневых тормозных колодок. Нажатие колод онодностороннее.