Вопрос 4. Транспортная доступность и обеспеченность
Показатели транспортной обеспеченности и доступности
Эти показатели отражают уровень транспортного обслуживания хозяйства, населения
и зависят от многих факторов:
- протяженность сети;
- пропускная и провозная способность;
- конфигурации улиц;
- параллельность ходов;
- погодных условий (дождя, гололеда и др).;
Чем больше показатель, тем больше развита сеть.
1) Густота сети на 1000 км2
Lэ – протяженность эксплуатационной линии; S – площадь территории.
2) Транспортная обеспеченность населения на 10000 человек
Н – число населения.
3) Обобщенный показатель (формула Эйнгеля)
4) С развитием различных видов транспорта появился показатель по приведению
их к общему виду
S0 – обжитая территория
Василевский предложил следующий коэффициент приведения транспортной линии к
одному км железных дорог (пропускной и провозной способностей)
- для автомагистралей - 0,45
- обычное шоссе - 0,15
- речной путь - 0,25
- магистральный газопровод - 0,30
- нефтепровод - 1
Показатели по железнодорожному транспортуdsж/д:
- мир в целом - 1,81
- СНГ - 0,65
- США - 2,27
- Азия - 1,35
- Россия - 0,51
- Африка - 0,50
Пропускная способность дороги — это максимальное количество транспортных средств, которые могут проследовать в единицу времени через сечение дороги. Можно определять пропускную способность мест перегрузки, например порта водного транспорта.
Провозная способность дороги — это общее количество тонн грузов (пассажиров), перевозимых на данном участке в единицу времени.
Пропускная и провозная способности дороги — очень важные показатели для характеристики возможностей транспортной сети и степени ее использования. Они определяются габаритами сети, прежде всего шириной, качеством дорожного покрытия на автомобильных дорогах, глубиной фарватера на водных видах транспорта, степенью прочности железнодорожного полотна и т.д., а также организацией дорожного движения. На основе этих показателей решаются вопросы о развитии сети и ее необходимых параметрах, а также о реорганизации дорожного движения. В крупных городах при увеличившейся интенсивности движения автомобильного транспорта городские дороги не обеспечивают достаточной пропускной способности, что снижает скорость транспортного потока и требует реорганизации всего дорожного движения. Так, в Москве строится 3-е кольцо для автомобильного транспорта, которое позволит сократить транзитные перевозки по центру города. Московская кольцевая дорога реконструирована и позволяет большему количеству автомобилей ехать с повышенной, но допустимой по условиям безопасности скоростью движения (в левом крайнем ряду разрешена скорость до 100 км/ч).
Показатели транспортной обеспеченности и доступности отражают уровень транспортного обслуживания хозяйственных объектов и населения и зависят от протяженности сети путей сообщения, их пропускной и провозной способности, конфигурации размещения транспортных линий и других факторов. Очевидно, что эти показатели тем выше, чем более развита сеть путей сообщения. Различия в обеспечении путями сообщения отдельных стран и регионов характеризуются показателем плотность сети P, km/1000 км2, измеряемым отношением протяженности эксплуатационной длины сети L к площади территории S:
P = 1000Lэ/S
При равной площади двух регионов потребность в транспорте будет больше у того региона, численность населения которого больше.Тогда густота сети, характеризующая транспортную обеспеченность населения, км/10000 чел,
PН = 1000Lэ/H
Для обобщенной характеристики транспортной обеспеченности территории немецкий статистик Э. Энгель предложил формулу определения единого показателя густоты сети PФормула опредa, км, с учетом и площади, и численности населения:
Вместе с тем очевидно, что при одинаковой численности населения и площади территории потребность в перевозках может быть различна в зависимости от структуры, объемов и размещения производства. Для учета этих факторов русский инженер Ю. И. Успенский модифицировал формулу Энгеля, введя в знаменатель объем предъявляемых к перевозке грузов Q, тыс. т:
Приведенные формулы, хотя и не отражают достаточность или оптимальность развития транспортной сети, являются важным индикатором уровня обеспеченности территорий путями сообщений отдельных видов транспорта. Для определения комплексного показателя густоты сети различных видов транспорта dK, прив. км, предложено указывать приведенную длину путей сообщения £прив, км, и учитывать только обжитую площадь So рассматриваемого региона:
Как видно, Россия имеет наиболее низкие показатели транспортной обеспеченности, сопоставимые только с показателями стран Африки и Азии.
Таблица
Регионы и страны | |||||
Мир в целом | 1,81 | 15,6 | 8,2 | 11,5 | 3,1 |
СНГ | 0,65 | 5,2 | 5,0 | 10,6 | 2,6 |
Россия | 0,51 | 2,4 | 4,2 | 6,8 | 2,0 |
США | 2,27 | 62,3 | 28,4 | 54,3 | 10,5 |
Азия | 1,35 | 13,8 | 5,7 | 4,4 | 1,4 |
Африка | 0,50 | 2,1 | 1,2 | 2,8 | 1,1 |
Примечания. — показатели густоты транспортной сети соответственно для железнодорожного, автомобильного и для всех видов транспорта (общий). 2. Показатели в таблице даны в расчете на 100 кв. к. и Н=10000 человек.