Выбор места расположения склада

Эта проблема непрерывно связана с решением двух предыдущих и очень близка по своей сути к определению числа складов и размещению складской сети. При выборе фирмой складов общего пользования проблема решается достаточно просто и сводится лишь к расчету необходимой складской площади. К тому же при изменении рынка сбыта условия аренды могут корректироваться в зависимости от меняющихся интересов фирмы.

Однако продвижение на новые рынки сбыта, изменение объемов потребления, развитие новых производств, технологические инновации, усиливающаяся конкуренция и целый ряд других факторов ставят перед фирмами вопрос расширения складской сети через строительство новых собственных складов или изменения положения за счет покупки в собственность уже действующих складов. Целью является более эффективное обслуживание рынка. Такое решение должно стать результатом исследования и расчетов, где решающее значение имеет эффективность функционирования склада и его экономическая целесообразность в процессе дальнейшей эксплуатации.

Географическое место расположения склада оказывает существенное воздействие на уровень расходов по транспортировке (на склад и со склада), складированию грузов, а значит, на уровень и стоимость логистических услуг, предлагаемых покупателям. Для складов производственной логистики дело упрощается тем, что размещение этих складов ведется на основных производственных площадях самой фирмы, а поэтому остается решить лишь вопрос размера склада. Гораздо сложнее ситуация для складов снабженческой и распределительной логистики.

Существует несколько критериев, определяющих целесообразность выбора места склада. Чаще всего используются показатели соотношения расходов и доходов. Как показывают исследования, проведенные в США, большинство американских компаний при размещении склада используют семь основных положений (эти положения используются также и при определении места положения производственных предприятий). Перечислим эти положения:

· управление компании принимает решение о необходимости поиска места (площади) для склада. Решение должно основываться на тщательном изучении расходов и доходов с учетом добавления новых мощностей при перемещении существующих мощностей в логистической системе;

· изучается и подготавливается базисная информация о предполагаемых мощностях (включая необходимую емкость склада, характеристики хранимой продукции, потребность в рабочем персонале, необходимую инфраструктуру, включая транспортные потребности и т.д.);

· группа разработчиков-проектировщиков занимается изучением вопросов, связанных с месторасположением и оказывающих влияние на проект объекта (топография, география местности);

· подготавливается перечень основных требований к предполагаемому месту. Сюда должны войти как специфические требования компании, так и вопросы рынка, рабочей силы, особенности логистической системы, в которой будет функционировать склад, природоохранные законодательства и существующая там конкуренция;

· при выборе месторасположения района застройки все возможные варианты рассматриваются с учетом разработанного списка требований. В результате существенно сокращается количество вариантов. Оставшиеся приемлемые варианты анализируются более детально;

· при посещении предполагаемого района застройки собирается дополнительная информация о социальном уровне населения, существующей культуре обслуживания, традициях, спросе населения и т.д. На базе полученной информации выбирается место рекомендуемых строительных площадей;

· альтернативный выбор осуществляется из числа рекомендуемых участников застройки высшим руководством компании.

Затраты на транспорт включают первоначальные капиталовложения на развитие транспортной сети (на строительство и реконструкцию подъездных дорог, приобретение подвижного состава, строительство гаражей, объектов ремонтного хозяйства и т.д.) и эксплуатационные расходы по доставке и отправке грузов (расходы, связанные с транспортировкой груза, содержание и ремонт транспортных средств, устройств и объектов).

Расходы на строительство и эксплуатацию складов включают в первую очередь: затраты на строительство здания (сооружения) и приобретение оборудования и затраты, связанные с дальнейшей эксплуатацией (содержание и ремонт здания и оборудования, расходы на зарплату, электроэнергию и т.д.). При увеличении мощности и размеров складов капитальные удельные затраты на 1 т грузооборота и запаса хранения сокращаются, что говорит в пользу строительства более крупных складов. Однако это чаще всего влечет за собой сокращение числа складов, следовательно, увеличение транспортных расходов при доставке. Строительство мелких складов дает возможность приблизиться к потребителю и снизить транспортные затраты, что приводит к увеличению расходов на строительство и дальнейшую эксплуатацию таких складов.

Факторы, влияющие на выбор региона.

1. Близость к рынкам сбыта.

2. Наличие конкурентов.

3. Близость к рынкам снабжения.

4. Уровень жизни населения

5. Наличие трудовых ресурсов.

6. Заработная плата.

7. Имеющиеся земельные участки для удовлетворения потребных мощностей.

8. Транспортные коммуникации.

9. Налоги, финансирование.

10. Разрешение экологической службы.

Наши рекомендации