Смесеобразование в карбюраторных двигателях.

В таких двига­телях горючая смесь требуемого состава приготовляется из топли­ва и воздуха в специальном устройстве — карбюраторе, а затем подается в нужном количестве непосредственно в цилиндры дви­гателя. В качестве топлива для карбюраторных двигателей приме­няют бензин или газ.

Для полного сгорания бензина необходимо определенное ко­личество кислорода, находящегося в воздухе. Быстрое сгорание возможно при распыливании и смешивании его с воздухом.

Для полного сгорания 1 г бензина необходимо 15 г воздуха. Смесь в таком соотношении бензина и воздуха называют нор­мальной. При избытке воздуха смесь называют обедненной (содержит 15... 17 г воздуха на 1 г бензина) или бедной (свыше 17 г воздуха). При недостатке воздуха смесь называют обога­щенной (содержит 13... 15 г воздуха на 1 г бензина). Смесь при соотношении бензина и воздуха 1: 6 и меньше, 1:21 и больше не воспламеняется.

Смесеобразование в карбюраторных двигателях. - student2.ru Процесс приготовления горючей смеси из бен­зина и воздуха вне цилиндра двигателя называют карбюра­цией, а прибор, в котором происходит этот процесс, — карбюратором. Приготовление горючей смеси в карбюраторе ос­новано на принципе пульверизации. Воздух, выходящий из труб­ки 2 пульверизатора (рис 9) и проходящий с большой скоростью у вершины распылителя, создает в этой зоне разрежение, под действием которого жидкость поднимается по распылителю и раз­брызгивается (распыляется) воздухом в виде мельчайших частиц.

Рис. 9. Пульверизатор:

1 - распылитель; 2 - трубка; 3 - со­суд с жидкостью

Простейший карбюратор (рис.10) состоит из поплав­ковой камеры 14, распылителя 6, смесительной камеры 8, воздуш­ной 5 и дроссельной 12 заслонок. Топливо подается в поплавко­вую камеру самотеком или насосом из бака. Поплавковая камера соединена со смесительной камерой распылителем, в котором ус­тановлен жиклер 13. Последний представляет собой пробку с небольшим калиброванным отвер­стием, через которое в единицу времени проходит определенная порция топлива.

Необходимый уровень топли­ва в поплавковой камере поддер­живается поплавком 15 и иголь­чатым клапаном 7. При напол­нении топливом поплавковой камеры поплавок всплывает и через рычажок поднимает иголь­чатый клапан, который перекры­вает отверстие в подводящем топливопроводе 2, прекращая дальнейшее поступление топли­ва в камеру. Благодаря этому в поплавковой камере и распыли­теле топливо находится на одном уровне, не доходя до верхнего конца распылителя на 1 ...2 мм.

При такте впуска в цилиндре двигателя создается разрежение, которое передается в смесительную камеру карбюратора, в резуль­тате чего в нее засасывается воздух.

Поступающий в карбюратор воздух проходит через узкое сече­ние диффузора 7, поэтому скорость его движения, а следователь­но, и разрежение возрастают. Между поплавковой камерой и диф­фузором создается перепад давлений (атмосферное и ниже атмо­сферного), благодаря чему топливо поднимается по распылителю, выходит из него, распыливается, перемешивается с воздухом, час­тично испаряется и в виде горючей смеси поступает в цилиндры двигателя через впускной клапан 10.

Простейший карбюратор может обеспечить приготовление смеси необходимого состава только при одном установившемся режиме, т.е. при постоянной частоте вращения коленчатого вала двигателя и открытой дроссельной заслонке. В условиях эксплуатации дви­гатели работают с переменным режимом. Поэтому на них устанав­ливают более сложные карбюраторы, дополненные устройствами и приспособлениями, обеспечивающими приготовление горючей смеси необходимого состава на разных режимах работы. Напри­мер, при пуске они готовят богатую смесь для получения наиболь­шей мощности двигателя; при полной его загрузке и при холостом ходе образуется обогащенная смесь, а при средних нагрузках — обедненная. Кроме того, карбюратор должен обеспечивать мини­мальную токсичность отработавших газов.

Смесеобразование в карбюраторных двигателях. - student2.ru

Рис. 10. Схема простейшего карбюратора:

1 - игольчатый клапан; 2 - топливопровод; 3 - балансировочное отверстие;

4 - воздушный фильтр; 5 - воздушная заслонка; 6 - распылитель; 7 - диффузор;

8 - смесительная камера; 9 - поршень (стрелкой показано его движение); 10 - впускной клапан; 11 — впускная труба; 12 - дроссельная заслонка; 13 - жиклер; 14 - поплавковая камера; 15 – поплавок

Автомобильный карбюратор в отличие от простейше­го более сложный, так как двигатель автомобиля работает в меняю­щихся условиях, соответственно часто меняются и режимы его работы. На автомобильных двигателях устанавливают двухкамерные карбюраторы с падающим потоком (рис. 11). Такой карбюратор со­стоит из трех корпусных деталей, соединенных винтами: корпуса 16 поплавковой камеры, крышки 6 и корпуса 14 смесительных камер, который конструктивно объединен с корпусом пневмоцентробежного ограничителя частоты вращения коленчатого вала. Между крышкой поплавковой камеры, ее корпусом и корпусом смеситель­ных камер установлены уплотнительные картонные прокладки.

Смесеобразование в карбюраторных двигателях. - student2.ru

Рис. 11. Карбюратор К-135МУ:

1 — клапан; 2 и 15 — воздушная и две дроссельные заслонки; 3 и 4 — малый и большой диффузоры; 5 — винт регулировки количества смеси; 6 — крышка поплав­ковой камеры; 7— сетчатый фильтр; 8— игольчатый клапан; 9— ось поплавка; 10 — рычажок поплавка; 11 — поплавок; 12 — пробка; 13 — ось дроссельных заслонок; 14 — корпус смесительных камер; 16 — корпус поплавковой камеры; 17 — мембрана

В корпусе смесительных камер расположены два больших 4 и два малых 3 диффузора, распылители (выведенные в малые диф­фузоры), воздушные и топливные жиклеры. Все каналы жиклеров снабжены пробками 12 для обеспечения доступа к ним без разбор­ки карбюратора. В корпусе поплавковой камеры размещены по­плавок 11, подвешенный на оси 9, и игольчатый клапан 8 подачи топлива. Поплавок и клапан поддерживают необходимый уровень топлива в распылителе при неработающем двигателе. Поплавко­вая камера имеет сбоку смотровое окно для контроля уровня топ­лива и состояния механизма.

В крышке поплавковой камеры находится воздушная заслон­ка 2 с двумя автоматическими клапанами. В корпусе смеситель­ных камер расположены две дроссельные заслонки 15, находящи­еся на одной оси.

Особенностью конструкции карбюратора К-135МУ (двигателя 3M3) является свободный доступ ко всем жиклерам. Они могут быть промыты и продуты без разборки карбюратора.

Необходимый состав горючей смеси для разных режимов рабо­ты двигателя обеспечивают следующие дозирующие системы ав­томобильных карбюраторов: главная, холостого хода, пуска холод­ного двигателя, экономайзера, ускорительного насоса.

Рассмотрим работу карбюратора в разных режимах. Обе каме­ры карбюратора работают параллельно, но независимо. Каждая подает горючую смесь в свой ряд цилиндров и имеет главную до­зирующую систему, экономайзер и систему холостого хода. Воз­душная заслонка, поплавковая камера и ускорительный насос — общие для двух камер карбюратора.

Необходимый состав горючей смеси в диапазоне от малых до больших нагрузок обеспечивается главной дозирующей системой (рис. 12, а).

Главная дозирующая с и с т е м а каждой камеры состо­ит из большого 7 и малого 5 диффузоров, распылителя 1, главных топливного 4 и воздушного 2 жиклеров. На эмульсионном распы­лителе 1 выше средней части имеются отверстия, в которые посту­пает добавляемый к топливу воздух, проходящий через воздуш­ный жиклер 2. При работе двигателя топливо из поплавковой ка­меры 3 поступает через главный жиклер и распылитель в малый диффузор. Расход топлива из распылителя 1 (в положении дрос­сельной заслонки, открытой наполовину) больше, чем его приток через главный топливный жиклер 4. Уровень топлива в распыли­теле понижается. Увеличивается количество воздуха, поступающего в распылитель через воздушный жиклер 2. Сечения топливного и воздушного жиклеров выбраны такими, чтобы состав горючей смеси при работе двигателя на средних нагрузках был экономичным.

Система холостого хода (рис. 12, б) обеспечивает ра­боту двигателя с малой частотой вращения коленчатого вала. К системе холостого хода относят топливный жиклер 8 холостого хода, воздушный жиклер 10, каналы Г и регулировочный винт 9 (для упрощения на рис. 12, б, в и г показан один диффузор). Силь­ное разрежение, создаваемое под дроссельной заслонкой 6, пере­дается через нижнее отверстие А и каналы В и Г системы холосто­го хода в поплавковую камеру. Топливо из поплавковой камеры, пройдя через главный топливный жиклер 4 и топливный жиклер 8 холостого хода, поступает в канал В где к нему примешивается воздух через воздушный жиклер 10, и отверстие Б расположенное выше дроссельной заслонки 6. Образовавшаяся эмульсия вытекает через отверстие под дроссельной заслонкой и распыливается воз­духом.

Экономайзер (рис. 12, в) обеспечивает подачу обогащен­ной горючей смеси при полной нагрузке двигателя. Экономайзер состоит из клапана 15 с пружиной 16, жиклера 17 и привода. При открытии дроссельной заслонки более чем на 3/4 рычаг 18, закреп­ленный на ее оси, через тягу 14 перемещает шток 21 привода вниз.

Шток нажимает на клапан 15 экономайзера, и дополнительное топливо из поплавковой камеры через отверстие при открытом клапане 15 и жиклер 17 экономайзера, поступает к распылителю ё главной дозирующей системы карбюратора.

Ускорительный насос (рис. 12, г) предназначен для крат­ковременного обогащения горючей смеси при резком открытии дроссельной заслонки путем принудительной подачи дополнитель­ной порции топлива. Насос состоит из цилиндрического колод­ца Д сообщающегося с поплавковой камерой через отверстие, за­крытое обратным клапаном 22, поршня 23, нагнетательного кла­пана 19 и распылителя 20.

Смесеобразование в карбюраторных двигателях. - student2.ru
При резком открытии дроссельной заслонки рычаг 18 быстро опускает тягу 14 и шток с поршнем 23 вниз. Под действием порш­ня топливо закрывает обратный клапан 22 и, поднимая нагнета­тельный клапан 19, впрыскивается через распылитель 20 в смеси­тельную камеру.

Рис. 12. Схемы дозирующих систем карбюратора:

а - главная; б - холостого хода; в - экономайзера; г - ускорительный насос;

1 - распылитель; 2 и 4 - главные воздушный и топливный жиклеры; 3 - поплавковая камера; 5 и 7 - малый и большой диффузоры; 6 - дроссельная заслонка; 8 - топливный жиклер холостого хода; 9 - регулировочный винт качества смеси; 10 - воздушный жиклер; 11 - шток; 12 - планка; 13 - седло; 14 - тяга; 15 - клапан; 16 - пружина; 17 - жиклер экономайзера; 18 - рычаг; 19 и 22 - нагнетательный и обратный клапаны; 20 - распылитель ускоритель­ного насоса; 21 - шток; 23 - поршень; А и Б - отверстия; В и Г - каналы;

Д - колодец

Пусковое устройство служит для обогащения горючей смеси при пуске двигателя. Роль пускового устройства выполняет воздушная заслонка. При пуске двигателя дроссельную заслонку немного открывают, а воздушную прикрывают. Вследствие этого при проворачивании коленчатого вала во время пуска двигателя в карбюраторе создается большое разрежение, и топливо вытекает из жиклеров главной дозирующей системы и системы холостого хода.

В воздушной заслонке находятся клапаны с пружинами, кото­рые открываются автоматически, как только двигатель начнет ра­ботать. По мере его прогрева воздушную заслонку открывают. На всех режимах работы воздушная заслонка открыта полностью. Управляют воздушной заслонкой вручную рукояткой, расположен­ной в кабине.

Управление дроссельной заслонкой двойное: рукояткой, как, например, при прогреве двигателя (фиксируется требуемая часто­та вращения коленчатого вала), и ножной педалью, которая воз­вращается в исходное положение пружиной.

Смесеобразование в карбюраторных двигателях. - student2.ru Система рециркуляции отработавших газов (СРОГ) осуществляется на двигателях некоторых автомобилей (на­пример, ГАЗ-3307), прогретых до температуры охлаждающей жид­кости не ниже 35 ...40 °С при малых нагрузках. Эта система служит для снижения выбросов токсичных веществ с отработавшими газа­ми путем их частичной подачи из выпускного коллектора 8 (рис. 13) по трубке 9 во впускной тракт через специальную проставку 2 под карбюратором 3. Управление работой СРОГ осуществляется разре­жением, передаваемым из корпуса дроссельных заслонок через шланг 1, термовакуумный включатель 5 и шланг 4 на клапан рецир­куляции 7. При эксплуатации автомобиля с неисправной СРОГ воз­можны неустойчивая работа двигателя на холостом ходу, перерас­ход топлива и повышенный выброс токсичных веществ.

Рис. 13. Схема рециркуляции отработавших газов:

1 - шланг; 2 - проставка рециркуляции; 3 - карбюратор; 4 - шланг от термова­куумного включателя к клапану рециркуляции; 5 - термовакуумный включатель; 6 - шток клапана рециркуляции; 7 - клапан рециркуляции; 8 - выпускной коллектор; 9 - трубка рециркуляции

Ограничитель частоты вращения коленчатого вала служит для предотвращения повышения частоты вращения сверх допустимых значений. Во время работы автомобилей на­грузка на двигатель часто уменьшается или увеличивается в зави­симости от внешних условий (рельефа местности, состояния по­чвы и др.). Изменение нагрузки на двигатель при неизменном положении дроссельной заслонки вызывает рост или падение час­тоты вращения коленчатого вала. При снижении нагрузки она может возрасти сверх допустимых значений, что приводит к повы­шенному износу деталей двигателя и перерасходу топлива.

Ограничитель частоты вращения (рис. 14) пневмоцентробежный, состоит из двух механизмов: центробежного датчика и ис­полнительного механизма с диафрагменным приводом, располо­женным в карбюраторе.

Центробежный датчик установлен на крышке распредели­тельных шестерен. Он включает в себя ротор 7, вал 3 которого получает вращение от распределительного вала. В роторе поме­щен клапан 5, который оттягивается от седла пружиной 4.

Смесеобразование в карбюраторных двигателях. - student2.ru

Рис. 14. Схема ограничителя частоты вращения:

1 - ротор; 2 - регулировочный винт; 3 - вал; 4, 11 - пружины; 5 - клапан с седлом;

6 - шток; 7 - двуплечий рычаг; 8 - кулачковая муфта; 9 - дроссельная заслонка;

10 - жиклеры; А и Б - полости диафрагмы; В – отверстие

Исполнительный механизм состоит из диафрагмы, ко­торая штоком 6 соединена с одним концом двуплечего рычага 7, тогда как другой конец рычага связан с пружиной 11 ограничите­ля. Двуплечий рычаг укреплен на оси дроссельных заслонок 9, в свою очередь, привод заслонок снабжен специальной кулачковой муфтой 8, с помощью которой дроссельные заслонки

закрываются и открываются под действием исполнительного механизма неза­висимо от положения акселератора (ножной педали управления подачи топлива).

При частоте вращения коленчатого вала ниже максимальной пружина 11 удерживает диафрагму в положении, соответствую­щем открытию дроссельных заслонок, как показано на рис. 14. В этом случае полость Б (над диафрагмой) соединена через трубки и датчик с атмосферой. С атмосферой связана и полость А (под диафрагмой).

При частоте вращения коленчатого вала ниже (3200 об/мин) центробежной силы клапана 5 недостаточно для пре­одоления усилия пружины 4, и клапан остается открытым. При увеличении частоты вращения коленчатого вала клапан 5 под дей­ствием центробежной силы преодолевает сопротивление пружи­ны 4 и перемещается к седлу, закрывая отверстие В, т.е. прерывает сообщение полостей А и Б. В результате разрежение над диафраг­мой, передаваемое от камеры карбюратора по жиклерам 10, увели­чивается и диафрагма перемещается вверх. Она преодолевает со­противление пружины ограничителя, и через шток 6 и двуплечий рычаг 7 прикрывает дроссельные заслонки на определенный угол, уменьшая частоту вращения коленчатого вала.

Благодаря наличию жиклеров обеспечивается работа ограничи­теля под нагрузкой, когда работают оба жиклера 10, и на холостом ходу, когда работает в основном нижний жиклер.

Смесеобразование в карбюраторных двигателях. - student2.ru

Рис.15. Схема карбюратора К – 135: (ЗМЗ)

1 - обратный клапан ускорительного насоса; 2 - клапан экономайзера; 3 - корпус поплавковой камеры; 4 - шток экономайзера;

5 - подвижная стойка; 6 — поршень ускорительного насоса; 7 - рычаг привода ускорительного насоса и экономайзера; 8 и 9 - соответственно воздушный жиклер и распылитель главной дозирующей системы; 10 - малый диффузор; 11 и 18 - топливные жиклеры системы холостого хода; 12 - балансировочный канал; 13 - клапан воздушной заслонки; 14 -воздушная заслонка; 15 - распылитель ускорительного насоса;

16 - распылитель экономайзера; 17 - нагнетательный клапан; 19 - крышка поплавковой камеры; 20 - колодец главной дозирующей системы;

21 - игольчатый клапан; 22 - сетчатый фильтр; 23 - поплавок; 24 - смотровое окно; 25 и 38 - каналы; 26 и 37 - мембрана и пружина исполнительного механизма ограничителя; 27 - седло клапана; 28 - крышка датчика; 29 - клапан датчика; 30 - пружина клапана;

31 - ротор; 32 - регулировочный винт датчика; 33 - корпус датчика; 34 и 35 - трубопроводы; 36 - тяга; 39 - ось дроссельных заслонок;

40 - вакуумный жиклер; 41 - воздушный жиклер ограничителя; 42 - главный топливный жиклер; 43 - эмульсионная трубка;

44 - дроссельная заслонка; 45 - регулировочный винт системы холостого хода; 46 - большой диффузор; 47 - колодец системы холостого хода; 48 - эмульсионный канал системы холостого хода; 49 - верхнее отверстие распылителя системы холостого хода; 50 - корпус смесительных камер; 51 - подшипник оси дроссельных заслонок; 52 - кулачковая муфта; 53 - рычаг привода дроссельных заслонок

Воздушный фильтр служит для очистки воздуха, посту­пающего в карбюратор и поддон картера, а в двигателях автомобилей ЗИЛ, КамАЗ — в компрессор, что значитель­но повышает срок их службы. На двигателях автомобилей ГАЗ, УАЗ, ЗИЛ, Урал устанавливают инерционно-масляные (контактные) фильтры с двойной очисткой воздуха. На автомобилях КамАЗ, ВАЗ «Жигули» уста­навливают сухие фильтры с неразборным сменным бумаж­ным фильтрующим элементом. На легковых автомобилях перед воздушным фильтром устанавливают глушители шу­ма впуска воздуха, что повышает комфорт.

Смесеобразование в карбюраторных двигателях. - student2.ru

Рис.16. Воздушный фильтр (а), поступление воздуха из внешней среды (б) и из-под капота (в)

Воздушный фильтр инерционно-масляного типа рис.16 состоит из кор­пуса 1, в нижнюю часть которого залито масло до заданного уровня — такое же, что и в поддонекартера. В центре кор­пуса установлен воздушный патрубок 10 с держателем 8 и барашковой гайкой 7 для крепления крышки фильтра. Над маслом находится отражатель 2, а над ним — фильтрую­щий элемент 3 с крышкой 4, набранный из капроновых или металлических нитей, смоченных маслом. Обойма фильтру­ющего элемента крепится в корпусе с зазором для прохода воздуха к масляной ванне. Крышка резиновым переходным патрубком 5 с расширительной пружиной 6 соединяется с воздушным каналом 12, к которому воздух поступает через заборники 11. В канале установлена заслонка 13, управле­ние которой выведено в кабину водителя. При закрытой за­слонке непрогретый воздух поступает в приемный патрубок через заборники (рис. 16, б), а при открытой — из-под капотного пространства (рис. 16, в), где он подогревается от соприкосновения с нагретыми частями двигателя, что улуч­шает смесеобразование в карбюраторе.

Суть очистки воздуха состоит в том, что он направляет­ся к масляной ванне, ударяется об масло, из него от контакта с маслом выпадают крупные частицы пыли, волокна (первая ступень очистки). При этом воздух захватывает частицы масла, изменяет на­правление движения и проходит в фильтрующий элемент, где соприкасается с влажными нитями, окончательно очи­щается (вторая ступень очистки) и по патрубку 10 посту­пает в карбюратор. Часть воздуха по трубопроводу 9 посту­пает в компрессор и поддон картера (для работы вентиляции картера).

Частицы пыли, задержанные фильтрующим элементом, стекают вместе с маслом в корпус фильтра. Поэтому в мас­ляной ванне фильтра при работе в пыльных условиях масло заменяют ежедневно, а зимой, весной и во влажную осень — при первом техническом обслуживании.

Сухой воздушный фильтр: в сухом воздушном фильтр фильтрующий элемент из­готовлен из специальной пористой бумаги в виде гофриро­ванной ленты, заключенной в металлический перфорирован­ный каркас, установленный в корпусе на пенопластовых прокладках. При работе двигателя воздух проходит через поры бумаги, очищается и поступает в карбюратор. Фильт­рующий элемент заменяют новым через 10—12 тыс. км про­бега. Во время работы в пыльных условиях его заменяют чаще. Кроме того, периодически вынимают фильтрующий элемент и встряхивают его от пыли, очищая при этом и корпус фильтра.

Выпускные трубопроводы V-образных двигателей: Выпускные трубопроводы V-образных двигателей отли­ваются из чугуна (каждый в отдельности) и крепятся через уплотнительные железоасбестовые прокладки с наружных сторон головок блока цилиндров. Выпускные трубопроводы соединяются через выпускную трубу с глушителем.

Глушитель: глушитель служит для уменьшения шума выпуска отра­ботавших газов и гашения тлеющих частиц сажи. Он сос­тоит (рис. 17) из цилиндрического корпуса 3, внутри которо­го установлены перегородки 4, образующие расширительные камеры. Отработавшие газы подводятся по выпускным тру­бам 1 и попадают в перфорированные трубы 2, где изменяют направление и скорость движения, благодаря чему умень­шается шум выпуска. Тлеющие частицы сажи трутся о стен­ки труб и, теряя энергию, гаснут. Отработавшие газы отводятся по трубе 5 в атмосферу.

Смесеобразование в карбюраторных двигателях. - student2.ru

Рис. 17. Глушитель шума выпуска отработавших газов.

Смесеобразование в карбюраторных двигателях. - student2.ru

Рис.18 Карбюратор К – 135 (ЗМЗ)

Смесеобразование в карбюраторных двигателях. - student2.ru

Рис. 19 Система питания двигателя (ЗМЗ)

Смесеобразование в карбюраторных двигателях. - student2.ru

Рис.20 Система питания двигателей ВАЗ

Смесеобразование в карбюраторных двигателях. - student2.ru

Рис. 21 Узлы системы питания двигателей ВАЗ

вы Смесеобразование в карбюраторных двигателях. - student2.ru

Рис.22 Система выпуска отработанных газов двигателей ВАЗ

Смесеобразование в карбюраторных двигателях. - student2.ru

Рис.23 Карбюратор двигателей ВАЗ

Контрольные вопросы:

1. Назначение системы питания

2. Общее устройство системы питания, назначение узлов

3. Работа системы питания

4. Способы приготовления горючей смеси

5. Устройство и работа узлов системы питания:

- топливного бака;

- топливных фильтров;

- топливного насоса;

- воздушных фильтров, инерционно-масляных и сухих;

- выпускных трубопроводов;

- глушителей.

6. Устройство и работа карбюраторов:

- назначение;

- смесеобразование в карбюраторах;

- работа простейшего карбюратора;

- устройство и работа карбюратора К – 135 МУ на всех режимах;

- работа системы рециркуляции отработанных газов;

- назначение и работа ограничителя оборотов.


Наши рекомендации